Трудовой потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие трудового потенциала. Показатели его характеризующие.
2. Основные показатели трудового потенциала страны.
3. Основные проблемы в сфере занятости.
4. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Трудовой потенциал РБ.docx

— 49.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, дефицит трудовых ресурсов уже в ближайшие годы может стать одним из основных факторов, препятствующих устойчивому  экономическому росту Республики Беларусь. Для преодоления или хотя бы смягчения  остроты данной проблемы уже сегодня  необходима разработка и реализация комплекса экономических, организационно-правовых, агитационно-воспитательных и других мер социально-экономической политики государства.

По срокам реализации эти  меры делятся на те, эффект от реализации которых наступит только через длительный срок и на те которые могут вскрыть  существующие резервы и принести результат уже в ближайшее  время.

К первой группе относится  всемерное стимулирование роста  рождаемости. На решение этой задачи в нашей стране в последнее  время уже были направлены значительные средства из бюджета и их существенный дальнейший рост чреват негативными  последствиями для экономики. В  то же время трудно решить проблему снижения рождаемости без ликвидации того «штрафа», который добровольно  принимают на себя женщины и семьи, воспитывающие детей. Этот штраф  состоит из двух компонентов. С одной  стороны, рождение и воспитание детей  препятствует социальной самореализации женщины, ее карьерному росту, с другой, наличие детей в семьях ведет  к падению их доходов. Если общее  количество малообеспеченных хозяйств в нашей стране в последние  годы неуклонно сокращалось, то доля среди них домохозяйств с детьми - возрастала. Больше всего их удельный вес среди многодетных семей, каждая третья из которых входила  в категорию малообеспеченных.

Кроме того, проблема малообеспеченности семей и, в первую очередь, многодетных имеет еще один важный общегосударственный аспект. Отсутствие или недостаток необходимых средств на жизнеобеспечение, общее и специальное образование, профессиональную подготовку детей как будущих трудовых ресурсов неизбежно скажется на качестве этих ресурсов и, тем самым, на конкурентоспособности экономики страны. Соответственно решение проблемы малообеспеченности семей, воспитывающих детей, является важной государственной задачей. Но решить ее только за счет государственного бюджета вряд ли возможно.

Представляется необходимым  для роста благосостояния семей, воспитывающих детей, перераспределение  части нагрузки по жизнеобеспечению подрастающих поколений с родителей  на все население страны. Причем речь должна идти не об увеличении налоговой  нагрузки на предприятия, а о привлечении  к финансированию данных мероприятий  той части населения, которая  в настоящее время в нем  не участвует.

Сегодняшние дети через определенное время будут обеспечивать содержание всего нетрудоспособного населения, включая тех, кто в настоящее  время предпочитает жить исключительно  для себя.

Соответственно, социально  справедливым было бы изъятие части  их доходов в пользу семей, воспитывающих  детей. Механизм этого изъятия нуждается  в тщательной проработке, возможно использование отдельных элементов советского опыта, в котором существовали аналогичные механизмы. В то же время размеры изъятия должны быть значительно выше, поскольку тогда демографических проблем, аналогичных нынешним, вообще не существовало.

В области государственной  поддержки семей, воспитывающих  детей, представляется целесообразным переориентация с преимущественно  льготного кредитования строительства  квартир на адресную помощь семьям, в первую очередь - на увеличение размера  пособий на детей как до трех лет, так и после этого возраста. Переориентация большей части средств, идущих на компенсацию льготных жилищных кредитов, на детские пособия позволила  бы увеличить последние почти  в два раза, поскольку в настоящее  время эти статьи расходов близки по величине. Политика стимулирования строительства молодыми и многодетными семьями собственного жилья, с одной  стороны весьма затратна для бюджета страны и вызывает серьезные проблемы с ликвидностью для банков, на которых лежит основная нагрузка по финансированию данной программы. С другой стороны, включение молодых семей в очень дорогостоящее, несмотря на значительную государственную помощь мероприятие, еще больше сокращает их и так небольшие доходы. Главный же недостаток данной меры состоит в том, что субсидирование льготного жилищного строительства молодыми семьями влияет на рост рождаемости только очень опосредованно. Семьи, улучшившие свои жилищные условия, совсем необязательно решаются на рождение детей, так как их репродуктивные установки при этом могут остаться прежними. Возможно, для обеспечения данных категорий семей квартирами более эффективным было бы расширение строительства социального жилья, а также системы его аренды. Давно назрела необходимость создания в стране системы жилищных накоплений, нуждается в развитии такой механизм финансирования строительства жилья, как ипотека, которая в нашей стране в настоящее время вообще не работает.

Нуждается в развитии и  система детских дошкольных учреждений, возможно создание и развитие их новых  форм, например семейных детских садов, учреждений с гибким графиком работы и т.д.

Но при этом необходимо учитывать, что данные мероприятия  не дадут быстрого результата, даже если увеличение рождаемости произойдет уже в ближайшие годы, прирост  трудовых ресурсов как его итог наступит только через несколько пятилетий.

Соответственно, для ослабления дефицита трудовых ресурсов уже начиная  с 2010-2015 г.г. необходимы как позитивные изменения в других составляющих роста трудовых ресурсов, так и поиск и вовлечение в производство имеющихся резервов, а также более эффективное их использование.

Прежде всего, необходимо активизировать ныне применяемые меры по снижению смертности, особенно в  трудоспособном возрасте, укреплению здоровья и увеличению продолжительности  жизни населения.

Их реализация зависит  как от каждого человека, его отношения  к собственному здоровью, так и  от состояния системы здравоохранения  в стране, эффективного использования  потенциала, накопленного в этой отрасли. Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой, отказа от таких пагубных привычек как курение и употребление алкоголя, проводимая в нашей стране на высшем государственном уровне, должна приобрести поддержку не только остальных уровней государственного управления, но и всего населения.

Что касается функционирования здравоохранения в стране, то вероятно, что в этой отрасли назрела  необходимость системных изменений. Очевидно значительные средства, направляемые в здравоохранение, используются не самым эффективным образом. Не секрет, что сегодня даже в столице  страны не всегда можно получить своевременную  и квалифицированную медицинскую  помощь.

Положительные сдвиги в данном направлении, увеличение продолжительности  жизни населения и укрепление его здоровья, кроме всего прочего, сделают возможным проводить  постепенное увеличение возраста выхода на пенсию, что позволит сохранить  в общественном производстве значительные трудовые ресурсы.

Важным резервом трудовых ресурсов на сегодняшний день является та неактивная часть населения в  трудоспособном возрасте, которая в  балансе трудовых ресурсов попадает в графу «другие», т.е. причина, по которой данные люди не заняты в  общественном производстве, неизвестна.

Данная проблема связана  с существующим в стране размером пособия по безработице, которое  составляет только четверть бюджета  прожиточного минимума (т. е. порога физического  выживания) и меньше установленного ООН статуса бедности. В результате, во-первых, значительная часть безработных не регистрируется в службе занятости и предпочитает заниматься поисками работы самостоятельно, а во-вторых, органы государственного управления получают искаженные данные о числе безработных в стране. Вообще, существующая в нынешнем виде служба занятости и социальной защиты населения почти не влияет на эффективное использование трудового потенциала страны, учет и анализ происходящих в данной сфере процессов. Это серьезно препятствует принятию необходимых решений по государственному управлению формированием и использованием трудовых ресурсов. По расчетам отдельных исследователей данной проблемы общий уровень безработицы в нашей стране с учетом официальной, скрытой безработицы и неполной занятости может достигать почти 8% [2, с.42].

Вторым резервом пополнения трудовых ресурсов должно стать резкое ускорение производительности труда  на основе механизации и комплексной  автоматизации во всех отраслях экономики, что позволило бы высвободить  значительную часть занятых ручным и малопроизводительным трудом. При  создании в стране новых предприятий  уже в ближайшее время необходимо осуществить переход от стимулирования создания максимального количества рабочих мест к стимулированию роста производства с минимальным привлечением новых работников.

Некоторый эффект могла бы принести оптимизация миграционных потоков, в первую очередь внешних. Замедление оттока наиболее активной части трудовых ресурсов Беларуси в  другие страны в сочетании с привлечением в отдельные отрасли временных  трудовых мигрантов также будет  способствовать экономическому росту  республики. В области внутренней миграции необходимо стимулирование движения трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные регионы Беларуси, ликвидация любых барьеров на этом пути.

Таким образом, несмотря на определенные положительные результаты реализации государственной политики обеспечения демографической безопасности Беларуси, в ближайшие годы проблема формирования трудовых ресурсов страны может существенно обостриться.

Для ее преодоления необходима реализация комплекса мер. Основными среди них следующие.

1. Стимулирование роста  репродукционных установок и  рождаемости путем увеличения  помощи семьям, воспитывающих детей,  перераспределению нагрузки по  их жизнеобеспечению с семьи  на все население страны.

2. Переориентация государственной  поддержки таким семьям с льготного  строительства жилья на увеличение  пособий на детей.

3. Разработка организационно-правовых  мер по минимизации существующих  проблем женщин с детьми на  производстве.

4. Усиление компании по  пропаганде тезиса по возможности  совмещения роли женщины-матери  с успешным карьерным ростом.

5. Активизация на всех  уровнях государственной политики  по пропаганде здорового образа  жизни, отказу от вредных привычек, наносящих вред здоровью и  сокращающих жизнь населения.

6. Более эффективное использование  накопленного потенциала отрасли  здравоохранения в стране путем  системных реформ в ней.

7. Вовлечение в общественное  производство существующих резервов, в том числе резервов скрытой  безработицы.

8. Реформирование органов  занятости и социальной защиты  населения, повышение их роли  в помощи потерявшим работу, их переподготовке, а также в учете и анализе процессов в сфере занятости и формирования трудовых ресурсов, разработке рекомендаций для других государственных органов принимающих решения в данной сфере.

9. Переход от стимулирования  создания новых рабочих мест  во всех отраслях экономики  к стимулированию роста производства  без привлечения или с минимальным  привлечением новых работников.

10. Привлечение в отдельные  отрасли экономики временных  трудовых мигрантов из других  стран, снятие всех ограничений  на внутреннюю миграцию трудовых  ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные регионы.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Беларусь в цифрах [Электронный  ресурс] / Режим доступа: http: // belstat.gov.by. - Дата доступа: 01.09.2012.

2. Ванкевич, Е. Кого ждут вакансии? Численность населения и рынок труда республики / Е. Ванкевич // Беларуская думка. - 2008. - № 7. С. 38-44.

3. Головачев, А.С., Головачева, И.В. Макроэкономика / А.С. Головачев. - Академия управления при Президенте  Республики Беларусь, Минск, 2007. - 328 с.

4. Национальная экономика Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л. Ильин [и др.]. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 176 с.

5. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / В.М. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005. - 844 с.

          6. Национальная программа экономической безопасности Республики Беларусь на 2011 - 2015 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.mintrud.gov.by. - Дата доступа: 07.09.2012.

          7. Население Республики Беларусь. Статистический ежегодник. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь,2009. - 464 с.

         8. Приходченко, О.И. Национальная экономика Беларуси: курс лекций / О.И. Приходченко. - Минск: ФУАинформ, 2009. - 448 с.

         9. Статистические данные [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // belstat.gov.by - Дата доступа: 01.09.2012.

         10. Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2011 год [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // Yearbook.by - Дата доступа: 01.09.2012.

         11. Трудовой потенциал организации: понятие и структура [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // lib.vvsu.ru. - Дата доступа: 05.09.2012.

         12. Трудовой потенциал региона [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // bargu.by/ - Дата доступа: 09.09.2012.

         13. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.Л. Просолова и др.; под общ. ред. Проф. В.Я. Горфинкеля. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 380 с.


Информация о работе Трудовой потенциал