Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:29, реферат
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития объективно усиливается роль организации труда, что объясняется более высоким уровнем обобществления труда и производства, качественными изменениями в рабочей силе и средствах производства в период научно-технической революции. Научно-технический прогресс вызывает потребность в более прогрессивных способах соединения вещественных и личного факторов производства, соответствующих интенсивному типу развития.
Критерием социально-экономической эффективности является полнота удовлетворения личных, коллективных и общественных потребностей людей при наиболее рациональном использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность трудовых ресурсов предприятия…………..4
1.1. Роль, понятие и состав трудовых ресурсов……………………………….4
1.2. Значение показателей оценки эффективности использования
трудовых ресурсов…………………………………………………...……………6
Глава 2. Анализ трудовых ресурсов предприятия…………….…………….9
2.1. Качественная характеристика трудовых ресурсов…………………………9
2.2. Количественная характеристика трудовых ресурсов…………………….13
2.3. Фонд рабочего времени…………………………………………………….17
2.4. Производительность труда…………………………………………………20
Глава 3. Основные пути улучшения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия……………………………………………..30
Заключение………………………………….…………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….32
Цель набора заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого предприятие отбирает наиболее подходящих для нее работников. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, а также перспективное расширение сферы деятельности предприятия. Набор ведется и из внешних и из внутренних источников. Но все же предпочтение отдается внутреннему набору.
Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к организации.
Важно изначально чётко представлять себе, что потребность в обучении возникает в том случае, когда уровень эффективности труда работника не соответствует требованиям организации. Однако проблема заключается именно в том, что далеко не во всех организациях имеет место правильное представление о том, что же конкретно должны уметь делать их работники, в какие сроки и с каким качеством. Цели обучения реально и чётко могут быть сформулированы только после выявления потребности в обучении. Затем должны быть определены приоритеты в достижении этих целей, поскольку ресурсы любой организации ограничены и не могут решить все проблемы одновременно. Таким образом, цели обучения должны быть ориентированы на определенный результат.
Основными технико-экономическими
факторами роста
К первой группе относятся факторы роста, влияющие на технический уровень производства: внедрение новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня оснащенности технологических процессов, улучшение использования сырья, материалов, применение прогрессивных материалов и др. Производительность труда увеличивается за счет сокращения трудозатрат на производство единицы продукции.
Индекс изменения производительности труда определяется как обратная величина к индексу трудоемкости:
Ко второй группе относятся факторы, воздействующие на совершенствование управлением предприятием, организацию производства и труда. Они позволяют:
Факторы третьей группы роста производительности труда вызывают изменение соотношений между объемами продукции с различной трудоемкостью в производственной программе, поскольку численность всех категорий промышленно-производственного персонала, кроме основных производственных рабочих, при прочих равных условиях увеличивается в меньшей степени, чем возрастает объем производства. Это приводит к относительному уменьшению общей численности промышленно-производственного персонала. К такому же результату приводит изменение удельного веса отдельных видов продукции.
В четвертую группу входят факторы роста производительности труда, которые не могут быть отнесены к первым трем. Влияние этих факторов на производительность труда связано с изменениями трудоемкости и подсчитывается по отраслевым методикам и инструкциям.
Факторы роста производительности труда можно классифицировать также по направлениям воздействия факторов роста на производительность труда:
При планировании роста производительности труда используют следующие методы: по технико-экономическим факторам, аналитический метод планирования, метод моделирования, метод прямого счета.
Наиболее распространенным в практической деятельности предприятий является метод планирования роста производительности труда по технико-экономическим факторам, к которым относят: повышение технического уровня производства, совершенствование управления, организации производства и труда, изменение объемов производства и удельного веса отдельных видов продукции, отраслевые факторы.
Уровень использования трудовых ресурсов характеризуется следующими показателями:
1. Степень вовлечения трудовых ресурсов в общественное производство – отношение участвующих в производстве трудоспособных к наличной численности.
2. Коэффициент
использования трудовых
Эффективное использование трудовых ресурсов характеризуется следующими показателями:
1. Коэффициент использования рабочей силы – отношение фактической численности работников к потребной.
2. Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов – отношение максимальной (минимальной) месячной занятости к среднегодовой.
3. Размах сезонности – отношение максимальных месячных затрат труда к минимальным.
На основе
этих показателей принимают
управленческие решения
о повышении эффективности
Заключение
Кадровый потенциал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики , которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены абсолютными и относительными показателями.
Именно количественными,
качественными и структурными
характеристиками определяются
принципы, на которых должно базироваться
управление кадровым потенциалом организации:
соответствие трудового потенциала
характеру, объему и сложности выполняемых
трудовых функций и видов работ;
обусловленность структуры трудового
потенциала материально-вещественными
факторами производства; эффективнее
использование трудового потенциала;
создание условий для профессионально-
Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им может дать представление о состоянии персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Список литературы
Информация о работе Трудовые ресурсы и пути повышения эффективности их использования