Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.
Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма.
В экономике современной России туризм занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы туризма в Российской Федерации является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики. 5
1.1. Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса. 5
1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России. 14
1.3. Перспективы развития отрасли. 21
2. Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли. 25
2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России. 25
2.2. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в Ростовской области. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

      Мини-гостиницы  — одна из альтернатив тенденции  вымывания 3 гостиниц из центра Москвы. Они могут приблизить туристов к  объектам показа. К тому же, сегодня  клиенты во всем мире стремятся к  индивидуализированности услуг. А  в небольшом отеле на 20 номеров  и по имени будут называть, и  привычки постоянных клиентов будут  знать. Кроме того, найти участок  или полуразрушенный особняк  для такого отеля значительно  проще. И в течение последних 10 лет гостиничный бизнес в России развивался как раз исключительно  за счет мини-гостиниц. Они будут  развиваться и дальше, потому что  бизнес может идти не только сверху, но и снизу. Если бизнес идет сверху, решаются стратегические задачи, проводится мониторинг рынка, разрабатываются  долговременные бизнес-планы. То есть это бизнес достаточно трудоемкий в  исполнении. А бизнес снизу —  это когда один человек решил  открыть, скажем, маленький придорожный  ресторанчик, посмотрел, как он работает, понял, что многие посетители хотели бы остаться на ночь, и построил рядом  автостоянку и мини-гостиницу. И  это бизнес не такой затратный, потому что не нужна сложная рыночная стратегия, какие-то особые фокусы; достаточно чувствовать рынок и трезво оценивать  собственные возможности. Это такой  карманный бизнес. Если завтра, допустим, клиенты не пойдут, хозяин на месте  гостиницы откроет такой же небольшой  магазин.

      Гостиничный бизнес - бизнес с огромной перспективой. Интерес к гостиничному бизнесу  растет с каждым годом. При этом инвестор уже сам знает, чего хочет и  что ему необходимо для того, чтобы построить гостиницу.

      На  сегодняшний день Россия располагает  примерно 5 тыс. гостиниц, в работе которых  занято около 100 тыс. человек. При этом свыше 80% гостиниц до сих пор не приватизировано. Начиная с 1990 г., в дорогом сегменте рынка появляются принадлежащие международным цепям 4- и 5-звездочные отели, на которые сегодня приходится 15% оборота отрасли.

      Производительность  труда в российском секторе гостиничных  услуг составляет 18% от уровня США. В  гостиницах, принадлежащих к мировым  цепочкам (далее — сетевые гостиницы), этот показатель равен 60% от уровня США, а в обособленных гостиницах - 19% от уровня американских аналогов.

      Причинами такого отставания российских гостиниц являются:

      1. Обособленные гостиницы менее  загружены, функции их персонала  излишне специализированы, они предлагают  непривлекательные номера, масштаб их деятельности крайне низок;

      2. В сетевых гостиницах наблюдается  недостаток квалифицированного персонала;

      3. В России  мало сетевых гостиниц, эффективность которых значительно выше, чем в обособленных за счет централизованной службы бронирования номеров;

      4. Большинство обособленных гостиниц  находится в собственности государства,  что не является для менеджеров  стимулом к повышению эффективности;

      5. Падение спроса, высокая стоимость  капитала, неразвитость туристических  объектов, дороговизна строительных  работ, бюрократия и коррупция  при распределении земельных  участков являются основными  внешними препятствиями для сетевых  гостиниц.   При устранении этих препятствий российский сектор гостиничных услуг может привлечь инвестиции и достигнуть 60-65% от уровня производительности труда в США.

      Для развития туризма необходимы мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры и материальной базы туризма в России:

      - разработка реестра туристских ресурсов страны;

      - создание центра экскурсионных  и туристских программ по столицам  и перспективным, с точки зрения  туризма, регионам России, воссоздание  туристских маршрутов, проходящих через несколько столиц СНГ;

      - создание подразделений РУВД  для борьбы с нелицензированной  туристской деятельностью;

      - налаживание связей между туристской  инфраструктурой и другими отраслями  народного хозяйства: развитие  транспортной инфраструктуры, восстановление  парков, здравоохранение, экология, связь, общественное питание;

      - реконструкция и строительство  гостиниц среднего и малого  класса (3 звезды), развитие туриндустрии  для лиц со средним уровнем дохода (внутренний туризм);

      - строительство мотелей на основных въездных трассах;

      - создание новых мест парковки туристского транспорта;

      - создание транспортных терминалов международного уровня;

      - развитие сети спортивных сооружений  и конгрессно - выставочных центров;

      - наличие программного обеспечения,  предлагающего посетителю потребительские возможности мирового уровня;

      Вопрос  классификации отелей достаточно сложен и требует четко разработанной  методики классификации и механизма  контроля за соответствием отеля  присвоенному классу. ГОСТ РФ от 21.02.94 № 3 [1] закреплял классификацию отелей, исходя из материально- технической базы, номенклатуры и качества предоставляемых услуг, а также — уровня обслуживания. К обязательной сертификации были отнесены требования обеспечения жизни, здоровья, сохранности имущества туристов и охраны окружающей среды, а к добровольной - качество предоставляемых услуг.

      Однако  на практике ГОСТ практически не действовал — отсутствовала государственная  система контроля за соблюдением  требований, предъявляемых к гостиницам, в добровольной оценке качества были заинтересованы только «дорогие» отели.

      Гостиницы «три звезды» стали самыми «ненадежными»  средствами размещения. По существующей классификации в эту категорию  попали как достаточно комфортабельные  отели, принадлежащие коммерческим структурам, так и гостиницы, близкие  к категории «две» и «одна  звезда» (отели, находящиеся в государственной  и муниципальной собственности, ведомственные гостиницы). 
   Бизнес гостиничных услуг как вид предпринимательской деятельности оказался наиболее приближенным к рыночным колебаниям спроса и предложения. Для самостоятельных предприятий, оказывающих гостиничные услуги, возникает возможность выработки системы оценок по сервису на рынке.

      Анализ  сложившейся ситуации с функционированием  гостиничных комплексов в положении  «на плаву» и «ввысь» позволяет  с достаточной обоснованностью  утверждать, что эффективность гостиничного бизнеса связана в первую очередь  со степенью эффективности менеджмента.

      К основным тенденциям развития предприятий  индустрии гостеприимства, оформившимся достаточно четко только в последние  десятилетия можно отнести следующие:

      - углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения;

      - образование международных гостиничных и ресторанных путей;

      - развитие сети малых предприятий;

      - внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий. 

      В последнее время наряду с традиционными  отелями и ресторанами стали  появляться специализированные предприятия  с сокращенным набором услуг  и блюд, ориентированные на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка.

      Углубление  специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важной тенденцией, как образование международных  цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких  стандартов обслуживания. 

      Кроме гостиничных цепей на туристском рынке активно функционируют  и специфические объединения, основная цель которых – объединить лучших представителей гостиничного бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.  Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России.

     Анализ  современного состояния туризма  в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера  в целом развивается стабильно  и динамично. Отмечается ежегодный  рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных  цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных  цепочек. Резко увеличился объем  инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны  иностранных, так и со стороны  отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в  регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору  нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня. 

     В настоящее время в стране насчитывается  более 6 тысяч гостиниц, тогда как  в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств  размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другиеобщее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн. человек, из них в гостиницах  - 16,4 млн. человек.     

     Объем платных услуг, оказываемых населению  гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году  88,9 млрд. руб.,  что превысило показатели 2005  года на 47%.

     По  прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей  страны с учетом мультипликативного эффекта  составили  6,7%.  Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%,  инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

     Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных  достопримечательностей, а также  иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников.        В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

     Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные  центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт, то их явно не хватает. 

     Очевидным является и то, что туристский потенциал  страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует  более активного проведения государственной  политики в сфере туризма. 

     Москва  и Санкт-Петербург, являясь до сих  пор основными транспортными  воротами для въезда иностранных  туристов, принимают на себя до 75% международных  прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого  роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского  потока в нашу страну начало происходить  с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более  чем на 8%. 

Информация о работе Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики