Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.
Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма.
В экономике современной России туризм занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы туризма в Российской Федерации является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики. 5
1.1. Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса. 5
1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России. 14
1.3. Перспективы развития отрасли. 21
2. Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли. 25
2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России. 25
2.2. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в Ростовской области. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

     Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные  и холодильные шкафы, барное и  прочее оборудование) и лифтовое гостиничное  оборудование, соответствующее международным  стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также  закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать  в лизинг подержанные автобусы устаревшего  образца, что часто делает автобусные туры небезопасными для потребителей. 

     Повышенному интересу иностранных туристов к  новым неизведанным территориям  может соответствовать создание туристского предложения в арктических  и труднодоступных районах  России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский).  Это требует  подготовки  специальных предложений по государственной поддержки с целью   привлечения туристов на северные островные территории. 

     Особую  ответственность на туристскую индустрию  налагает  проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Это требует высокого уровня  подготовки гостиничных средств размещения и  соответствующего качества обслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли.

 

     2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России.

     Переход российского туристского сектора  на рыночные условия хозяйствования совершался на основе преемственности  туристских традиций и связей. В  советский период туризм строился на плановой основе. Активно развивался внутренний туризм, поддерживались прочные  международные туристские связи. 

     К настоящему времени мы почти приблизились к уровню 90-х гг., в 2002 г. численность российских граждан, путешествующих по России, составила 46,9 млн., из них 22,3 млн. поездок было совершено с проживанием в гостиницах и аналогичных средствах размещения. Российские граждане совершили в 2002 г. 20,3 млн. поездок за рубеж. Эта оценка дана Госкомстатом РФ на основе данных о перевозке пассажиров транспортом общего пользования и данных ФПС России. В оценке путешествующих по России резидентов не учтены пригородные поездки и междугородные автобусные перевозки, поскольку по преимуществу они носят нетуристский характер, а выделить из них долю туристских поездок не представляется возможным. Не включены и путешествия граждан на собственных автомобилях и других транспортных средствах, которые не поддаются традиционным методам статистического наблюдения.

     В 2003 г. Россию посетило 22,5 млн. иностранных граждан, российские граждане совершили 20,5 млн. поездок за рубеж. К 2010 г. Всемирная туристская организация (ВТО) прогнозирует вхождение России в десятку наиболее посещаемых стран мира.

     В апреле 2000 г. Госкомстат России впервые обследовал туристические фирмы. Статистические вопросники были направлены в адрес 11 339 турфирм. Отчитались органам статистики 4828 фирм, или 42,6% от числа адресатов, из которых 3045 прислали заполненные формы. Анализ причин невозвращения формуляров показал, что в 3156 случаях (38,1% от числа не вернувшихся и вернувшихся незаполненными бланков) фирма отсутствовала по указанному адресу, 3025 фирм (36,5%) не занимались в прошлом году туристской деятельностью, 1181 фирма (14,2%) прекратила свое существование, 932 фирмы (11,2%) уклонились от представления отчета.

     Приведенные выше данные показывают, что из одиннадцати  с лишним тысяч турфирм после  кризиса реально функционировало  лишь 42,6%. Очень многие турфирмы обанкротились  в результате проблем, источниками  которых был кризис финансово-кредитных  организаций. 

     В 2003 г. обследование туристических фирм проведено повторно, полученные данные позволяют проследить динамику развития туристской деятельности. На начало 2003 г. в России действовало 3345 туристических фирм, что на 12,8% больше, чем в 2000 г. Средняя численность занятых в турфирмах работников возросла за этот период на 10,2% и достигла показателя 29 544 чел. Почти все турфирмы (89%) имеют частную форму собственности. Каждая пятая фирма функционирует в Москве. Три четверти обследованных турфирм работали полный год, деятельность же остальных носила явно выраженный сезонный характер (функционировали в среднем 6 месяцев в году). 
 
Таблица 1 
 
Основные показатели деятельности турфирм 

      
 
 
      
2000 г.
      
2002 г.
      
Число турфирм (на конец года), ед.
      
2966
      
3345
      
Средняя численность работников, занятых  туристской деятельностью, чел.
      
26 804
      
29 544
      
В расчете на одну турфирму, чел.
      
9
      
9
      
Выручка от оказания туристских услуг, всего, млрд. руб.
      
7,6
      
7,6
      
В расчете, тыс. руб.: на одну турфирму 
 
на одного работника, занятого туристской деятельностью 
      
2560,2 
 
283,3
      
2030,1 
 
229,8
      
      
Затраты (себестоимость турпродукта)<1>[2], всего, млрд. руб.
      
7,3
      
8,5
      
В расчете, тыс. руб.: на одну турфирму 
 
на одного работника, занятого туристской деятельностью
      
2460,0 
 
272,2
      
2548,1 
 
288,5
      
Сальдированный финансовый результат: всего, млрд. руб.
      
0,2
      
0,2
      
В расчете, тыс. руб.: на одну турфирму 
 
на одного работника, занятого туристской деятельностью
      
62,8 
 
6,5
      
65,4 
 
7,3

      

     У турфирм, занимающихся формированием  туров (туроператоров), основную часть  расходов, как и два года назад, составляли расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций (75,8%). Хотя их доля в общем объеме затрат в 2002 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилась на 2,6 процентного пункта.

     Как показывают результаты повторного обследования, за два года произошло снижение выручки, полученной турфирмами от оказания услуг, на 10,5% при одновременном увеличении суммы затрат на 16,4%. Доля прибыльных и убыточных турфирм в 2002 г. по сравнению с 2000 г. осталась практически без изменений, составив соответственно 54,5 и 39%.

     Из  всех видов организованного туризма  наиболее распространенным для России по числу туристов является внутренний туризм, по обороту (общая стоимость  проданных путевок) — выездной (табл. 2). 
 
 

     Таблица 2 
Стоимость проданных путевок и численность туристов по видам туризма в 2002 г.
 
 

             
Общее число проданных  путевок, тыс.
      
Общая стоимость  проданных путевок, млн. руб.
      
Число обслуженных  туристов, тыс. чел.
      
В % к итогу
                                  
стоимость проданных  путевок
      
число туристов
      
Всего
      
1638,7
      
15510,6
      
2820,3
      
100
      
100
      
В том числе: внутренний туризм (туры по России, проданные гражданам России)
      
661,4
      
4210,6
      
1182,3
      
27,2
      
41,9
      
въездной туризм (туры по России, проданные  иностранным гражданам)
      
202,6
      
2794,2
      
532,8
      
18,0
      
18,9
      
выездной туризм (туры по зарубежным странам, проданные гражданам России)
      
774,7
      
8505,8
      
1105,2
      
54,8
      
39,2
 

      Процесс объединения туристических предприятий  происходит пока еще не столь активно, как на зарубежных туристских рынках. В России наиболее заметно это  происходит в гостиничном бизнесе. Так, Best Eastern Hotels (BEH) объединяет совместные усилия российских гостиниц по продвижению  турпродукта. Наиболее широко сеть представлена в России (157 гостиниц), Украине (36), Литве (30), Латвии (20) и Эстонии (18). Оператором BEH является его основатель «Академсервис ДМС».

      Объединения гостиниц чаще всего касаются отдельных  сфер деятельности, например маркетинга. Члены объединения представлены в глобальных сетях бронирования, Интернете, в каталоге объединения, публикациях в сетевых информационных бюллетенях, на туристских выставках  и ярмарках. Действует совместная программа обучения и повышения  квалификации персонала. 

      Происходит  объединение туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить  финансовый потенциал компании, расширить  клиентскую базу, сбытовую сеть. Так, объединение  туристической компании «Инна Тур» с холдингом «Госинкор» позволило  компании открыть свои представительства  в С.-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Тольятти. За два года, 2001—2002 гг., оборот «Инна-Тур» вырос с 40 до 120 млн. долл., число обслуженных компанией  туристов возросло до 550 тыс. Однако этот опыт оказался не вполне удачным —  бывшим владельцам «Инны Тур» пришлось покинуть холдинг. Видимо, сказалась  недостаточно детальная проработка правовой базы объединения, вопросов оценки интеллектуальной собственности и  предпринимательской способности, процесса принятия стратегических решений. 

      Развивается процесс укрупнения туристических  фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений  сферы услуг. Например, «Роза ветров»  со времени основания выросла  из крошечного агентства в группу компаний со штатом 70 человек и оборотом 10 млн. долл. В настоящее время  группа «Роза ветров» объединяет пять подразделений, в том числе  управляющую компанию, центр красоты  и здоровья «Арт-Мед», фирмы, специализирующиеся по внутреннему туризму, туроператорской  и турагентской деятельности. 

      Начиная с 2000 г. активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами. Сетевая торговля туруслугами представлена объединениями юридически самостоятельных операторских компаний и турагентств, выступающих под единым брендом. На отечественном рынке в настоящее время работают около 10 сетевых операторов, среди них «Магазин горящих путевок», «Туринфо Глобал трэвел», «Метрополь-экспресс», Greenex, «Куда.ru», «Роза ветров».

      На  российском туристском рынке активно  ведут себя финансовые структуры, которые  создают туристические фирмы  по собственным инвестиционным проектам. В 2001 г. финансовая группа «Тантьема» создала в России сеть бюро путешествий, используя современные западные технологии. Принципы работы сети разрабатывались с привлечением американских и европейских консультантов. Держателем торговой марки является новая компания «Туральянс». Компании сети обеспечены единой информационной системой, корпоративными тренингами, собственной маркетинговой службой, занимающейся исследованиями рынка и надежности туроператоров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в Ростовской области.

     Ростовская  область обладает необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день регион характеризуют:

  • высокие темпы развития экономики;
  • инвестиционная привлекательность;
  • ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения;
  • политическая и социальная стабильность;
  • выгодное геополитическое и географическое положение;
  • высокая транспортная доступность;
  • большое количество событийных  мероприятий всероссийского и международного значения;
  • современная деловая инфраструктура;
  • индустрия развлечений;
  • благоприятные природно-климатические условия;
  • богатейшее историческое и культурное наследие;
  • вековые традиции гостеприимства;
  • наличие образовательных учреждений, готовящих профессиональные кадры туристской индустрии.
 

 Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный  Центром стратегических разработок «Северо-Запад» (г. Санкт-Петербург) и  Национальным агентством прямых инвестиций (г. Москва) по заказу Администрации  Ростовской области для разработки Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, показал, что в настоящее  время преобладающим туристским продуктом Ростовской области является проведение большого количества событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. Конгрессно-выставочный профиль  региона подтверждается также инвестиционной активностью в этой сфере: сегодня  реализуются проекты развития перспективных  территорий, инвестиционные проекты  строительства бизнес-центров, офисно-гостиничных комплексов и конгресс-отелей. Таким образом, именно предоставление услуг в сфере делового туризма определяет специализацию крупных деловых центров Ростовской области на туристском рынке.

Информация о работе Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики