Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:10, контрольная работа
В настоящее время является общепризнанным тот факт, что в начальный период реформирования социалистических экономик роль институциональных факторов была существенно недооценена. Традиционные рецепты реформирования придавали основное значение более традиционным изменениям в области экономической либерализации, стабилизации и приватизации
Уфимский государственный
Гуманитарный факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии
на тему:
«Учение Вернадского о ноосфере и современность»
Выполнила:
студент 2 курса
ИНЭК, гр. Э-214
Ахмадышина Ю.В.
Проверила:
к. социолог. н.
Лязина Ю.А.
Уфа 2014
Процесс институциональной
Исследование институтов и особенностей
их развития было центральным элементом
в рамках институциональной
В настоящий момент времени при анализе условий экономического развития и отечественные экономисты достаточно большое внимание уделяется вопросам институциональной структуры. Ряд российских ученых активно занимается институциональными разработками - Абалкин Л.И., Капелюшников Р.И., Кузьминов Я.И., Львов Д.С., Маевский В.И., Найшуль В.А., Олейник А.Н., Радаев В.В., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. и другие.
По нашему мнению, это связано с тем, что экономическое развитие определяется как технологией производства или наличием ресурсов, так и существующими институтами.
Очевидно, что для решения социально-
Актуальность проблемы: недостаточная разработанность вопросов дальнейшей взаимосвязи между институтами и экономическим развитием.
Целью исследования является выявление сущности и закономерностей развития институтов рыночной экономики, основных направлений модернизации и обоснование на этой основе закономерных связей между институциональными преобразованиями и результатами деятельности хозяйственных субъектов.
Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть условия становления,
развития и выделить
современного состояния ;
- выявить закономерные
Объектом исследования являются институты рыночной экономики.
Предмет исследования: экономические отношения, связанные с формированием и развитием институтов.
В настоящее время является общепризнанным тот факт, что в начальный период реформирования социалистических экономик роль институциональных факторов была существенно недооценена. Традиционные рецепты реформирования придавали основное значение более традиционным изменениям в области экономической либерализации, стабилизации и приватизации. Именно поэтому на протяжении первоначального периода анализа послереформенной экономической динамики внимание в основном уделялось вопросу относительной важности структурных факторов (начальные условия) и особенностей национальной экономической политики (структурные преобразования, стабилизация и либерализация). Вместе с тем относительно немного работ посвящено влиянию качества институтов на возобновление и поддержание роста в переходных экономиках. Например, влияние экономической либерализации на рост изучено в работе De Melo, Gelb (1997), в которой авторы использовали сконструированный ими индекс либерализации на основе трёх составляющих: либерализации внутренних рынков, либерализации внешней торговли, масштабе приватизации. Было показано, что данный индекс статистически значимо связан с темпами экономического роста в переходных экономиках в течение первой половины 90-х гг. В дальнейшем Fischer, Sahay, Vegh использовали эти же индексы либерализации в своей панели для 20 стран с переходной экономикой и обнаружили, что экономический рост положительно и статистически значимо связан с размером профицита бюджета, уровнем иностранной помощи, глубиной экономической либерализации и отрицательно связан со средним темпом инфляции. В своей последующей работе те же авторы расширили анализируемую выборку до 25 стран и пришли к выводу, что в дополнение к полученным ими ранее результатам на экономический рост отрицательно и статистически значимо влияют начальные условия, а также положительно влияет выбор режима обменного курса (благоприятствующий эффект плавающего режима).
В целом на протяжении 90-х годов большинство исследователей подчеркивали центральную роль переменных экономической политики в объяснении межстрановых различий в стабилизации уровня выпуска и выхода из рецессии. На это, в частности, указывалось в работах Selowsky, Martin; Berg, Borenzstein, Sahay, Zettlemeyer и Havrylyshyn et al.. С другой стороны, Popov показал, среди прочего, что влияние экономической либерализации становится незначительным, если в регрессиях осуществляется контроль различий в начальных условиях. Отрицательное влияние начальных условий на экономический рост в переходных экономиках обнаружил также Denizer.
Начавшийся
в конце 80-х годов, переходный процесс
характеризовался не только переходом
от командной к рыночной экономике
(трансформация экономических
В теоретической литературе приводится несколько аргументов в пользу того, что авторитарное правление может способствовать экономическим преобразованиям в первые годы трансформации. Во-первых, это может быть связано с трудностями одновременного осуществления экономических и политических реформ. Проблема состоит в том, что переход от авторитарной системы к демократической неизбежно приводит к ослаблению государственной власти в стране, в результате чего ослабляется контроль за собираемостью налогов и исполнением законов. В этом случае государство сталкивается с риском утери контроля над ситуацией и не может гарантировать соблюдение законов и правил, которые необходимы для функционирования новой экономической системы. Привлекательным вариантом было бы проведение трансформации законодательства (и институтов вообще) авторитарным правительством, установление новых экономических институтов в рамках старой политической системы и последующая передача власти демократическому правительству вместе с формированием новых политических институтов. Чили является хорошо известным примером страны, в которой радикальные экономические преобразования были осуществлены авторитарным режимом, который со временем передал власть демократическому правительству. То же самое можно сказать и про Корею, Тайвань, Сингапур. В Китае и Вьетнаме демократизации пока не произошло, уровень экономического развития невысок, однако, некоторые экономические институты уже развиты достаточно сильно, чтобы ожидать продолжения экономического роста и последующих политических изменений.
Во-вторых, избиратели могут не поддержать экономические реформы, даже если они принесут долгосрочные выгоды для большинства голосующих. Неопределённость результатов реформ приводит к тому, что для отдельного человека риски настолько высоки, что он лично может предпочесть не поддерживать их проведение, хотя для большинства населения результат будет положительным (в равновесии Нэша большинством будет принято решение голосовать против, хотя ex post реформа была бы одобрена).
В целом
в бывших социалистических странах
процессы экономической и политической
трансформации происходили по-
В более поздней работе Pushak, Toingson, Varoudakis была проанализирована модель, в которой экономический рост является функцией от начальных условий и от основных переменных экономической политики – финансовой стабилизации, либерализации и структурных реформ. В этой работе устойчивое статистически значимое влияние на рост оказывали только темпы инфляции и дефицит государственного бюджета.
Однако
с течением времени и по мере накопления
опыта изучения переходных экономик,
все большее внимание стало уделяться
институциональной стороне
Если в первой половине 90-х годов, необходимость укрепления рыночных институтов рассматривалась чаще всего в достаточно узких рамках, то в последние годы, институциональным факторам отводится центральная роль. Например, отмечает, что результативность различных мер экономической политики, включая приватизацию, сокращение субсидий и поощрение конкуренции, во многом зависит от качества институциональной среды, в которой проводится эта экономическая политика. В настоящее время имеется не очень большое, но быстро увеличивающее число эмпирических исследований по влиянию институтов на экономический рост в странах с переходной экономикой. Практически во всех из них исследователям удается обнаружить положительную и статистически значимую взаимосвязь между качеством национальных институтов и темпами экономического роста.
Среди первых попыток анализа роли институциональных факторов на рост в переходных экономиках можно также отметить работу Moers. Им проводилась оценка для 25 стран за период 1990-1995 гг. Автор использовал в качестве объясняющих институциональных переменных два индекса ЕБРР (качество исполнения законов вообще и инвестиционных законов в частности), а также показатель страновых политических рисков, публикуемый “Euromoney”. При этом, однако, в регрессии не осуществлялся контроль на макроэкономическую стабилизацию, глубину структурных преобразований и начальные условия. В результате Л.Моерс пришел к выводу, что институциональные факторы действительно оказывают положительное влияние на рост (причем наибольший эффект оказывает сокращение индекса страновых рисков), по крайней мере в течение рассматриваемого периода времени.
Havrylyshyn, van Rooden изучали рост на панельных данных за период 1991 –1998 гг., включив в анализ ряд институциональных переменных. Всего было использовано 9 переменных институционального развития из пяти различных источников:
Информация о работе Учение Вернадского о ноосфере и современность