Учет доходов и расходов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Банк - это основная структурная единица сферы денежного обращения. Он играет роль посредника в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами и принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга.
Коммерческий банк - это часть кредитной системы России. Банковская система России включает в себя Центральный банк России (ЦБР), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Основная цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого, длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты все его активных и пассивных операций. Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности коммерческого банка. Размер прибыли зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных расходов. Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 125.94 Кб (Скачать файл)

Для целей налогообложения к доходам относятся:

- Доходы  от реализации товаров, работ, услуг  и имущественных прав:

- Выручка  от реализации произведенных  товаров (р,у); ранее приобретенных  товаров; имущества, включая ценные  бумаги и имущественные права. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

 

Внереализационные доходы:

- от долевого  участия в других организациях

- от сдачи  имущества в аренду

- проценты, полученные по долговым обязательствам

- полученные  штрафы, пени и др. санкции

- полученные  суммы возмещения ущерба.

 

3.2. Понятие расходов коммерческого банка и их классификация

Расходы коммерческого банка – это затраты денежных средств банка на выполнение различных операций и обеспечение функционирования банка.

Расходы коммерческого банка можно классифицировать по следующим признакам:

- по характеру;

- по форме;

- по способу  учета;

- по периоду, к которому они относятся;

- по способу  ограничения;

- по влиянию  на налогооблагаемую базу.

По характеру расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:

1. Операционные  расходы:

2. Процентные  расходы.

3. Комиссионные  расходы.

4. Прочие  операционные расходы.

5. Расходы  по обеспечению хозяйственной  деятельности банка.

6. Расходы  по оплате труда персонала  банка.

7. Расходы  по уплате налогов.

8. Отчисления  в специальные резервы.

9. Прочие  расходы.

Операционные расходы. Расходы, непосредственно связанные с выполнением различных банковских операций, называют операционными. Их можно также назвать условно-переменными расходами, так как в отличие от других видов расходов их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.

В новой форме отчета банка о прибылях и убытках, вступившей в силу с 2008 г., по характеру операций выделяют три вида расходов кредитной организации:

1) расходы  по банковским операциям и  другим сделкам (процентные расходы  по межбанковским кредитным (МБК) и депозитным операциям, расходы  по долговым операциям и др.);

2) операционные  расходы, носящие в основном рыночный  характер (расходы по операциям  с ценными бумагами на рынке, по переоценке активов, применению  производных инструментов, расходы, связанные с обеспечением деятельности);

3) прочие  расходы (в основном разового  характера: штрафы, пени, неустойки, расходы  прошлых лет, выявленные в отчетном  году, платежи в возмещение причиненных  убытков, расходы от списания  недостач материальных ценностей, денежной наличности, расходы на  благотворительность и др.).

По форме различают процентные и непроцентные расходы:

1) процентные  расходы:

2) непроцентные  расходы:

Приведенная классификация расходов банка используется, прежде всего, для оценки динамики уровня и структуры процентных и непроцентных расходов, а также для сравнения темпов роста этих групп расходов с соответствующими группами доходов банка.

В рамках каждой группы расходов детализируют их виды, которые учитывают на аналитических счетах, например, расходы по видам кредиторов, штрафы по видам нарушений, процентные расходы по характеру деятельности и статусу владельцев счетов.

По периоду, к которому относятся расходы, выделяют расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти расходы учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.

По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:

1. Расходы, относимые  на себестоимость банковских  услуг, т.е. учитываемые на расходных  счетах, и уменьшающие налогооблагаемую  базу банка при расчете налога  на прибыль.

2. Расходы, учитываемые  на расходных счетах, но не  уменьшающие налогооблагаемую базу  банка.

3. Расходы, прямо  относимые на убытки банка  и не учитываемые при расчете  налогооблагаемой базы банка.

Классификация расходов банка на отдельные группы в зависимости от необходимого подхода к изучению затрат весьма важна для всестороннего анализа расходов и определения направлений их минимизации, а также для расчета себестоимости банковских услуг и уплаты налога на прибыль.

 

 

3.3 Необходимость построения системы управления доходами и расходами в коммерческом банке, основные факторы, влияющие на доходы и расходы банка

 

Финансовый план предприятия – это план поступлений и расходования денежных средств, т.е. он состоит из двух частей: плана доходов и плана расходов.

Основной объем доходов формируется за счет реализации производимой продукции или услуг. Поэтому план по доходам можно считать тождественным плану по реализации готовой продукции (услуг). Но для того чтобы составить план по реализации продукции, необходимо, как минимум, знать, сколько этой продукции будет произведено и в какие сроки.

Аналогично и расходы, особенно, связанные с закупкой материально – технических ресурсов, где номенклатура и объем закупок формируется исходя из спецификаций выпускаемых изделий и их производимого количества.

Нетрудно видеть, что данные, как для формирования доходов, так и для формирования расходов, можно почерпнуть из производственной программы по выпуску продукции или услуг. Поэтому в цепочке определения плановых показателей для структурных подразделений предприятия формирование плана по производству должно стать первым и наиболее важным этапом, так как именно он в дальнейшем будет являться той основой, которая определит плановые задания всем службам предприятия. Образно говоря, план по производству товарной продукции – это план планов.

В условиях рыночной экономики на доходность предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности деятельность их можно объединить в 2 группы: позитивные и негативные.

Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. В основу классификации факторов могут быть положены различные признаки:

по месту возникновения различают внешние и внутренние факторы;

по важности результата - основные и второстепенные;

по времени действия - постоянные и временные.

Любая классификация факторов служит определенным целям. Учитывая, что производство является одновременно и субъектом и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние.

К внешним относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов; штрафные санкции; состояние рынка; регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию; нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия.

Перечисленные факторы являются внешними, так как они не зависят от деятельности предприятия, но могут влиять на объем полученного дохода.

Внутренние факторы - это те факторы, которые непосредственно зависят от деятельности сотрудников предприятия. В свою очередь они подразделяются на производственные и внепроизводственные.

Внепроизводственные факторы включают в себя: снабженческую деятельность; сбытовую деятельность; социальные условия труда и быта; политика ценообразования на предприятии; материальное положение и экономическая заинтересованность работников.

Производственные факторы характеризуют наличие, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов. Они в свою очередь делятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы являются количественными показателями и влияют на полученный доход через: изменение объема средств труда; изменение времени работы оборудования; изменение количества предметов труда; изменение численности персонала; фонда рабочего времени.

Интенсивные факторы характеризуют эффективность (качество) использования хозяйственных ресурсов. К ним относят: производительность труда; прогрессивные методы продаж; современные технологии и обработки внеоборотных средств; оборачиваемость оборотных средств; квалификация персонала и т.д.

При определении эффективности деятельности предприятия особое внимание обращают именно на интенсивные производственные факторы, рост показателей качества является основным путем повышения доходности.

.

 

4.4. Нормативно-правовое регулирование процесса учета  доходов и расходов коммерческого банка

 

Алгоритм формирования показателей финансовых результатов коммерческих банков определяется принятой системой бухгалтерского учета и используемыми формами официальной финансовой отчетности, устанавливаемыми Центральным банком Российской Федерации. В свою очередь, и система учета в целом, и отчетность банков являются в настоящее время объектами активного реформирования в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. Изменяются формы финансовой отчетности, совершенствуется их содержание. Этот процесс осуществляется во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности", а также в соответствии с "Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу", одобренной приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 года № 180.

Сегодня российскими коммерческими банками составляется несколько видов отчетности, которые различаются как по содержанию и назначению, так и по срокам представления их в соответствующие инстанции.

Одним из основных и существующих практически с момента зарождения российской банковской системы видов финансовой отчетности (которая, тем не менее, не называется финансовой) является традиционная бухгалтерская отчетность, включающая в себя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

По окончании отчетного периода, установленного учетной политикой банка (но не реже одного раза в квартал), для определения финансового результата производится закрытие счетов. Прибыль или убыток определяется путем отнесения в дебет счета учета прибылей (убытков) суммы учтенных на счете расходов и в кредит счета учета прибылей (убытков) суммы учтенных доходов.

Отнесение суммы доходов и расходов на счета второго порядка производится согласно специальной схеме аналитического учета доходов и расходов. В случаях, когда та или иная операция не вписывается в эту классификацию, связанные с ней доходы и расходы относят на статью "Прочих доходов и расходов".

В балансе банка, имеющего филиалы, результат деятельности в течение года показывается развернуто (прибыль и убытки), а по результатам года - свернуто. При этом кредитные организации сами вправе устанавливать в своей учетной политике порядок учета финансовых результатов филиалами и передачи данных головной кредитной организации. Может использоваться несколько вариантов учета:

- первый вариант - филиалы ведут учет только доходов и расходов, которые с установленной кредитной политикой периодичностью передаются на баланс головной организации, а та, в свою очередь, уже составляет общий отчет о прибылях и убытках, при этом финансовый результат показывается свернуто;

- второй вариант - филиалы самостоятельно определяют свой финансовый результат и передают его на баланс головной кредитной организации в конце установленного периода (квартала или месяца);

- третий вариант - предусматривает ведение филиалами учета доходов и расходов, и финансовых результатов на своих балансах в течение всего отчетного года, и передачу финансового результата головной организации или в последний день, или в период проведения заключительных оборотов отчетного года, что отражается в учете кредитной организации в корреспонденции со счетами по учету расчетов с филиалами.

Правилами ведения бухгалтерского учета не допускается превышение величины использованной прибыли отчетного года, фактически полученной за год, или наличия использованной прибыли при фактически полученных убытках. Если же это нарушение произошло, то кредитная организация имеет возможность сортировочными записями исправить положение за счет начисленных, но еще не выплаченных за отчетный период (но не за счет накопленных за предыдущие периоды) средств: дивидендов, фондов спецназначения, резервного фонда, фонда накопления, других фондов. В случае, когда полностью устранить превышение использованной прибыли над полученной невозможно, счет использования прибыли отчетного года закрывается в корреспонденции со счетом убытков отчетного года, и эта сумма отражается в отчете о прибылях и убытках (форма № 102) как "Сумма, списанная с субсчета 70501 и отнесенная на убытки".

Информация о работе Учет доходов и расходов коммерческого банка