Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:04, реферат

Описание работы

Учетная политика организации – это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам «все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде». Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, утверждается руководителем организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Содержание работы

I. Учетная политика и ее составляющие…………………………….....................
4
II. Составление учетной политики организации………………………………….
8
2.1. Практический пример……………………………………………………………..
8
2.2. Рекомендации по составлению учетной политики
для «упрощенщиков» и «вмененщиков»…………………………………………….

11
III. Вариантность элементов учетной политики………………………………….
13
Таблица 1. Способы бухгалтерского учета, вариантность которых
предусмотрена документами по бухгалтерскому учету……………………………..

13
Таблица 2. Перечень вопросов, вариантность которых
предусмотрена НК РФ………………………………………………………….............

18
Приложение ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»……………………

Файлы: 1 файл

YchetnayaPolitica2011.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Горячих С.П., Зонова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учетная политика организации

 

/практические рекомендации/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Содержание 

 

I. Учетная политика и ее составляющие…………………………….....................

4

II. Составление учетной политики организации………………………………….

8

2.1. Практический пример……………………………………………………………..

8

2.2. Рекомендации по составлению  учетной политики 

для «упрощенщиков» и «вмененщиков»…………………………………………….

 

11

III. Вариантность элементов учетной политики………………………………….

13

Таблица 1. Способы  бухгалтерского учета, вариантность которых

предусмотрена документами по бухгалтерскому учету……………………………..

 

13

Таблица 2. Перечень вопросов, вариантность которых 

предусмотрена НК РФ………………………………………………………….............

 

18

Приложение ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»………………………..

20


 

 

I. Учетная политика и ее составляющие

 

Учетная политика организации  – это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам «все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде». Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, утверждается руководителем организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

При этом учетная политика для целей  бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а для целей налогообложения - совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а также элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов).

Учетную политику на 200_ г. организация может составить и утвердить:

– отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета;

– одним приказом, в котором, раздел первый – учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй - для целей налогообложения.

 

Составляющие учетной политики

 

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета бухгалтеру организации первым делом следует осуществить выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету (часть таких способов приведена в табл. 1).

 

К сведению! Советуем вам не включать в приказ по учетной политике способы бухгалтерского учета объектов, которые отсутствуют в вашей организации. Это позволит существенно сократить его объем и не тратить драгоценное время на его составление. Помните, что вы сможете в течение года внести дополнения в учетную политику по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее.

 

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики бухгалтеру организации необходимо разработать и указать в ней соответствующий способ, исходя из действующих на момент составления учетной политики ПБУ, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. "Изобретенный" организацией способ бухгалтерского учета должен быть всесторонне обоснован.

Напомним, что в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:

– предстоящую оплату отпусков работникам;

– выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

– выплату вознаграждений по итогам работы за год;

– ремонт основных средств;

– производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

– предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

– предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

– гарантийный ремонт и обслуживание;

– для социальной защиты инвалидов.

Резервы могут создаваться и  на другие цели, предусмотренные законодательством  РФ, нормативными правовыми актами Минфина России. Если организация  примет решение создать вышеуказанные резервы (продолжить их использование в следующем году), то в учетной политике необходимо указать не только название создаваемых резервов, но и особенности их формирования (использования) и % ежемесячных отчислений.

Кроме того, в составе учетной политики для целей бухгалтерского учета обязательно утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, формы учетных регистров;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

К сведению! В учетной политике не стоит подробно излагать весь график документооборота, достаточно отразить лишь основные его правила. График, если это необходимо, можно определить отдельным внутренним документом, в котором в виде схемы или таблицы указываются лица, ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив. Наличие такого графика документооборота позволит вам рационально распределить должностные обязанности между работниками и своевременно составить отчетность.

 

В учетной политике для целей налогообложения обязательно следует во-первых, раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ (часть таких вопросов приведена в табл. 2).

Во-вторых, в учетной политике для  целей налогообложения следует отразить применяемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.

Напомним, что порядок ведения налогового учета – это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания, подразумевающий особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов (то есть расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным гл.25 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета  налогоплательщик организует самостоятельно (ст.313 НК РФ). При этом он должен обеспечить возможность осуществления контроля за правильностью формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны проверяющих органов. То есть должна быть обеспечена «прозрачность» формирования показателей Декларации начиная с первичного документа. При этом организацией должен быть обеспечен набор регистров, в которых аккумулируются возникающие у организации доходы и расходы, определен порядок формирования объектов учета. Учтите, что под объектом учета в целях применения гл.25 НК РФ понимается формирование показателей, которые отражают данные о доходах, учитываемых в отчетном периоде, а также затратах, учитываемых в составе признанных расходов отчетного периода, через алгоритм расходов будущих периодов, формирование стоимости амортизируемого имущества и т.п.

 

Обратите внимание! Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом учитываемым для целей налогообложения.

 

В Учетной политике для целей налогообложения к вариантам, представленным в таблице 2, целесообразно указать:

по НДС:

утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи на счетах-фактурах:

– по головной организации;

– по обособленному (структурному) подразделению (перечислить по каждому подразделению);

– ответственных за ведение журналов учета полученных счетов-фактур, книг покупок и продаж.

По налогу на прибыль:

а) установить перечень прямых расходов в налоговом учете (ст. 318 НК РФ), аналогичный перечню затрат, формирующих себестоимость в бухгалтерском учете, и порядок их распределения между готовой продукцией и НЗП (пример: амортизация основного средства, одновременно используемого при производстве шкафов и стульев, может распределяться исходя из технологических карт или времени использования основного средства, затрачиваемого на изготовление каждого вида продукции);

б) организовать систему исчисления налоговой базы при расчете налога на прибыль, которая определяется на основе порядка группировки и отражения объектов и хозяйственных операций:

– только в бухгалтерском учете;

– одновременно и в бухгалтерском и в налоговом учете организации;

– только в налоговом учете (указанная система приведена в приложении №… к настоящему приказу).

в) утвердить формы аналитических регистров налогового учета по налогу на прибыль, указанные в приложении №… к настоящему приказу;

г) установить перечень лиц, имеющих право подписи регистров налогового учета;

д) установить, что налоговый учет ведется:

– на бумажных носителях;

– в электронном виде;

– на бумажных носителях и в электронном виде.

е) установить для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение раздельного учета доходов и расходов по следующим видам деятельности и хозяйственным операциям:

– оптовая и розничная торговля;

– ликвидация основных средств;

– безвозмездная передача основных средств;

– доходы и расходы, возникшие в рамках деятельности, подпадающей под иные налогооблагаемые режимы (ЕНВД, ЕСХН);

– целевые поступления и их использование и т.д.

По налогу на имущество:

Отразить методику ведения раздельного  учета стоимости имущества, подлежащего  принятию в состав основных средств  по группам в соответствии с требованиями ст. 376 НК.

Организация сама должна определить как будет осуществлен раздельный учет данных групп объектов. Например, многоступенчатая система субсчетов.

Если имущество используется одновременно во всех видах деятельности (при  совмещении различных режимов налогообложения) учетной политикой должны быть установлены критерии, по которым будет определяться доля имущества, относящаяся к тому или иному виду деятельности. Наиболее оптимальным является вариант – пропорционально сумме выручке от реализации, полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации.

Методику ведения раздельного  учета имущества, используемого  во всех видах деятельности целесообразно оформить в виде отдельного приложения к учетной политике для целей налогообложения.

 

 

II. Составление учетной политики организации

 

2.1. Практический пример

 

Показатели, которые организация обязана предусмотреть в учетной политике, были перечислены в первой главе. Сейчас попробуем обобщить вышеуказанное на примере приказа по учетной политике условного малого предприятия – ООО «Мир».

Информация о работе Учетная политика организации