Снижение топливно-сырьевого потенциала
В последние
годы все более четко проявляется тенденция
к наращиванию поставок из России на мировые
рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов.
В настоящее время Россия экспортирует
значительную часть основных видов сырья:
нефти, нефтепродуктов, газа, меди, никеля,
алюминия. По оценкам специалистов, в ближайшие
годы недостаток топливно-энергетических
ресурсов для внутреннего потребления
будет усиливаться. Следует заметить,
что сложившийся в общественном сознании
стереотип о «неисчерпаемости» наших
полезных ископаемых является вымыслом.
Фактические данные говорят об их исчерпаемости
в относительно короткие сроки. По ориентировочным
подсчетам экономистов, разведанных запасов
некоторых видов полезных ископаемых
хватит: нефти на 39 лет, газа – на 77, угля
– на 60 – 180, железной руды – на 42 года,
меди – на 40 лет, никеля – на 28, свинца
– на 15, кобальта – на 42 года, титана –
на 22, сурьмы – на 14 лет. С точки зрения
экономической безопасности сохранение
такого положения объективно способствует
усилению чрезмерной зависимости страны
от конъюнктуры мирового рынка. [5]
Зависимость от импорта продовольствия
Усиление импортной
зависимости по продовольствию и потребительским
товарам создает несомненную угрозу экономической
безопасности страны, опасность завоевания
ее внутреннего рынка иностранными фирмами.
Речь идет о необходимости ослабления
импортной зависимости, о разумной мере
продовольственного импорта. Разумеется,
было бы неправильным совершенно отказаться
от импорта, поскольку это привело бы к
потере экономических выгод, снижению
конкуренции отечественных товаропроизводителей
т.д. Мировой опыт свидетельствует, что
страна сохраняет свою независимость,
если доля импорта к внутреннему потреблению
колеблется в пределах 20 – 25%. Сохранение
такой ситуации может привести к диктату
цен, а также к разрушению отечественного
производства, захвату российского внутреннего
рынка. [3]
Отток капитала
Одним из проявлений угрозы безопасности
российской экономики является отток
российского капитала за границу. Как
свидетельствует мировой опыт, частный
капитал всегда чутко реагирует на угрозы
политической и экономической стабильности.
Отток капитала
представляет собой такой вывоз капитала
из страны, который мотивируется не соображениями
коммерческой целесообразности, а исключительно
соображениями его сохранности и безопасности.
К числу наиболее
существенных побудительных мотивов вызывающих
отток капитала, относится: высокий уровень
инфляции; незащищенность собственности;
недостаточная законодательная база для
предпринимательства; чрезмерно высокие
налоги, финансовые ограничения; угроза
девальвации и т.д. [3]
Имущественное расслоение населения
Угрозой безопасности
России в социальной сфере является усиление
имущественного расслоения общества на
узкий круг богатых и преобладающую массу
малообеспеченных граждан. В мире не было,
нет и не может быть стран, где все население
живет богато. Везде есть бедные и богатые.
Имущественное расслоение населения характерно
фактически для всех стран. В 2001 г. на долю
10% наиболее обеспеченных россиян приходилось
32,3% общей суммы денежных доходов. Важно
отметить, что бедность – это не только
нехватка у населения денег, но это – свидетельство
отсутствия обеспеченности для значительной
части населения прав, предусмотренных
Конституцией РФ на образование, лечение,
отдых, жилье и т.д. [3]
Проблемы государственного внешнего
долга
Серьезные угрозы
экономической безопасности и политическому
авторитету страны создает размер его
внешнего долга, а тем более если этот
долг постоянно возрастает. Страна в этих
условиях отвлекает на нужды его погашения
значительные бюджетные средства, теряет
самостоятельность в принятии экономических
решений и т.д. В мировой практике критерием
уровня внешнего долга считается сумма
в иностранной валюте, направляемая на
обслуживание внешнего долга.
Если же говорить
об абсолютной величине внешнего долга
России, то начало 2004г. он составлял 119,1
млрд. долл., в то время как в 2000г. он достиг
158,4 млрд. долл. Следует заметить, что основная
часть долга перешла к России по наследству
от бывшего СССР (97,8 млрд. долл.). [3]
Чрезмерная открытость экономики
К существенным
угрозам экономической безопасности России
следует отнести чрезмерную открытость
экономики. Открытость экономики в стратегическом
плане – курс верный, и мировой опыт стран
с развитой, зрелой рыночной экономикой
подтвердил это. [4]
Разумная
открытость экономики способствует повышению
ее эффективности, конкурентоспособности,
мобильности. Однако особые условия, в
которых осуществляется вхождение отечественного
хозяйства в международное разделение
труда, незрелость рыночных отношений
и кризисное состояние экономики требует
осторожности в определении меры такой
открытости. Открывая экономику, необходимо
учитывать состояние защищенности отечественного
производства, финансов в банковской системы,
денежного обращения, стратегических
отраслей и сфер производства. [4]
С учетом всего этого
Концепция национальной безопасности
РФ предусматривает необходимость
введения определенных ограничений на
деятельность иностранных банковских
и страховых компаний, на передачу в эксплуатацию
иностранным предприятиям месторождений
невосполнимых природных ресурсов, телекоммуникаций,
транспортных и товаропроводящих путей.
[4]
Криминализация экономики
Значительную
остроту приобретает в настоящее время
угроза криминализация экономики. Криминальная
экономика – это специфический способ
хозяйствования, при котором определенная,
относительно небольшая по численности
группа лиц получает сверхдоходы, доходы
от преступной деятельности, используя
в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве,
коррупцию и другие способы. [4]
В этих
условиях противоправное поведение субъектов
хозяйствования становится условием их
существования. Наиболее криминализированными
сферами оказались отношения собственности,
финансы и кредит, банковская деятельность,
торговля, внешнеэкономическая деятельность,
денежное обращение. Последнее обладает
наибольшей привлекательностью для преступных
элементов. Объясняется это тем, что деньги
являются самой ликвидной формой капитала
и к тому же всеобщим эквивалентом, особенно
в условиях долларизации российской экономики.
Наибольшей криминализации подвержена
кредитно – финансовая сфера. В ней ежегодно
выявляется до 40 тыс. преступлений. [4]
Таким
образом, каждый вид угроз экономической
безопасности содержит проблемы, которые
государство должно решить, то есть осуществить
ряд мер организационно-экономического
характера.
1.4. Стратегические цели, меры, задачи
и механизмы обеспечения
Стратегической целью обеспечения
экономической безопасности является
обеспечение такого развития экономики,
при котором были бы обеспечены приемлемые
условия для жизни и развития
личности, социально – экономической
и военно-политической стабильности общества
и сохранения целостности государства,
успешного противостояния влиянию внутренних
и внешних угроз. Государственная стратегия экономической
безопасности России должна быть ориентирована
прежде всего на поддержание достаточного
уровня производственного, научно-технического
потенциала. [2]
Во-первых, необходимо четко
разграничить функции аппаратов
Президента РФ и Правительства, а
также федеральных органов исполнительной
власти. [2]
Во-вторых, необходимо четко определить
задачи федерального и местного уровня
и соответствующее разграничение по государственному
управлению между федеральными органами
и органами исполнительной власти субъектов
Федерации при обеспечении единства систем
исполнительной власти. [2]
В-третьих, необходимо адекватное информационное
обеспечение регулирующей функции
государства.
В целях достижения эффективности
стратегии экономической безопасности
должна быть сформирована отлаженная
и надежная система государственного
воздействия на экономику, позволяющая
осуществлять с наименьшими потерями
регулирование важнейших экономических
преобразований. [2]
Методы по обеспечению экономической
безопасности – это сознательная, повседневная
деятельность государственных и общественных
институтов, направленная на отражение
(блокирование) негативных явлений процессов
в сфере экономики. Такая деятельность
включает прогнозирование угроз экономической
безопасности; определение пороговых
значений экономической безопасности;
разработку законодательных актов, обеспечивающих
защиту экономических интересов нации;
устранение деформации в структуре экономики.
Постановка и определение стратегической
цели экономической безопасности не
станут действенным инструментом политики
и целенаправленных действий, если
не будут конкретизированы соответствующие
задачи по ее обеспечению.
Крупные задачи состоят в области
структурной политики. На макроэкономическом
уровне в ходе реализации структурной
политики должны решаться проблемы повышения
совокупного спроса, увеличения нормы
сбережения и формирование инвестиционного
климата, способствующего трансформации
накоплений в инвестиции, обеспечения
перелива финансовых и производственных
ресурсов от нежизнеспособных предприятий.
[2] На макроэкономическом уровне в ходе
осуществления структурной политики должны
ставиться и реализовываться задачи поддержки
и стимулирования развития экономически
эффективных предприятий и организаций,
ликвидации или реорганизации неэффективных
экономических структур.
Проводимая государством социальная
политика должна содействовать консолидации
общества на условиях устойчивого экономического
положения граждан, повышения уровня жизни
населения.
Между тем реализация экономической
политики должна сопровождаться не углублением
поляризации общества, а равномерным,
справедливым распределением тяжести
кризисного периода между различными социальными
группами населения. В этих условиях необходимо
создать действенный механизм, который
был бы направлен на регулирование роста
доходов экономически сильных групп. Необходимо
восстановить основную функцию заработной
платы как стимула высокопроизводительного
труда. [2]
Основным направлением инвестиционной
политики на переходный период должно
стать формирование благоприятной
среды, способствующей повышению инвестиционной
активности, привлечению частных отечественных
и иностранных инвестиций для реконструкции
экономики. Повышение эффективности инвестиционной
политики возможно при реализации следующих
основных принципов: последовательная
децентрализация инвестиционного процесса;
повышение роли неинфляционных источников
накопления (внутренних источников накопления
предприятий и сбережений населения).
Необходимо осуществить крупные
меры по укреплению финансовой и кредитной
системе. Эти меры должны быть направлены
на повышение эффективности налоговой
системы, уменьшение количества налогов
и повышение их собираемости; развитие
неинфляционных методов финансирования
дефицита бюджета. [10]
К приоритетным задачам региональной
политики следует отнести реорганизацию
экономики регионов с преимущественным
развитием отраслей тяжелой промышленности
путем конверсии оборонных отраслей; восстановление
и дальнейшее развитие собственных источников
развития агропромышленных регионов Нечерноземья,
Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока;
преодоление депрессивного состояния
в регионах с экстремальными условиями,
создание условий для возрождения малочисленных
народов.
В реализации этих задач должна
быть усилена роль государств. Наиболее
важными задачами на переходный период
в области внешнеэкономической деятельности
должны стать продолжение курса на либерализацию
внешней торговли при соблюдении экономических
интересов России. [10]
Таким
образом, важные задачи должны быть решены
в области управления экономикой. Совершенствование
системы управления экономикой прежде
всего требует четкого определения задач
федерального, регионального и местного
уровня по государственному управлению
между федеральными органами исполнительной
власти субъектов Федерации. Для поддержания
экономической безопасности необходимо
обеспечить оптимальную стабильность
действий по всем направлениям экономических
реформ. Обеспечение экономической безопасности
России требует прежде всего укрепления
государственной власти, повышения доверия
к ее институтам, а также рационализации
механизмов выработки и формирования
экономической политики.
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РФ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Оценка России на основе макроэкономических
индикаторов
Прирост ВВП в 2011 году составил,
по первой оценке Росстата, 4,3%, что соответствует динамике
2010 года. Со стороны производства динамика
ВВП в 2011 году обусловлена, прежде всего,
ростом обрабатывающих производств, строительства,
небывало высокими темпами в сельском
хозяйстве. Со стороны спроса экономический
рост связан с повышением вклада потребления
и инвестиций и восстановительным ростом
запасов. Отрицательный вклад в динамику
ВВП внес чистый экспорт, в связи с сохранением
высокой динамики импорта при снижении
динамики экспорта. По промышленному производству в целом
с исключением сезонной и календарной
составляющих после уверенного роста
в октябре-ноябре, в декабре динамика замедлилась
до 0,1 процента. Положительный вклад обеспечили
обрабатывающие производства, которые
выросли на 0,6 процента. В добыче полезных
ископаемых рост стабилизировался (0%),
а в производстве и распределении электроэнергии,
газа и воды отмечается спад производства
на 2,5 процента. Трехмесячный спад производства
в химическом производстве и производстве
прочих неметаллических минеральных продуктов
сменился в декабре ростом. В декабре продолжился
рост производства пищевых продуктов,
включая напитки, и табака, обработки древесины
и производства изделий из дерева, химического
производства, производства прочих неметаллических
минеральных продуктов, металлургического
производства и производства транспортных
средств и оборудования (с исключением
фактора сезонности). После роста в ноябре,
в декабре сократился выпуск производства
машин и оборудования, производства электрооборудования,
производства резиновых и пластмассовых
изделий, целлюлозно-бумажном производства,
текстильного и швейного производства,
производства кожи, изделий из кожи и производства
обуви, а также производства кокса и нефтепродуктов
(сезонность исключена). В целом в 2011 году
промышленное производство выросло на
4,7% к уровню 2010 года. На протяжении всего
года опережающими темпами росли обрабатывающие
производства, за год прирост составил
6,5 процента. Лидером роста является машиностроение,
в первую очередь, за счет производства
транспортных средств и оборудования
(прирост за год на 24,6 процента). Наиболее
высокие темпы по итогам года отмечены
также в производстве резиновых и пластмассовых
изделий, прочих неметаллических минеральных
продуктов, в производстве кожи, изделий
из кожи и производстве обуви. В начале
2011 года отмечалось снижение динамики
реальных располагаемых доходов, связанное
в основном с ростом потребительских цен
в этот период. В первом полугодии снижение
реальных располагаемых доходов составило
0,6% к соответствующему периоду 2010 года.
С июня динамика перешла в область положительных
значений, наибольший прирост пришелся
на декабрь (4,4% с исключением сезонности),
однако по итогам года рост реальных располагаемых
доходов населения составил лишь 0,8% против
5,1% в 2010 году. К концу 2011 года ускорился
рост реальной заработной платы (в IV квартале
с исключением сезонного фактора прирост
к предыдущему кварталу составил 1,5% против
1,0% в III квартале), но из-за значительного
замедления в начале года, связанного
с усилением инфляции, а также с увеличением
социальных платежей, реальные темпы роста
заработной платы в 2011 году оказались
ниже, чем в 2010 году. Прирост реальной заработной
платы за 2011 год составил 3,5% (в 2010 году –
5,2 процента). Рост реальной заработной
платы сопровождался снижением задолженности
по заработной плате, которая по состоянию
на 1 января 2012 г. по сравнению с 1 января
2011 г. снизилась на 19,3% (по сведениям организаций,
не относящихся к субъектам малого предпринимательства). В
2011 году экспорт товаров, по оценке, вырос
по сравнению с 2010 годом на 30,2% и составил
521,4 млрд. долларов США. Увеличение стоимости
экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом
связано с ростом цен на основные товары
российского экспорта. Импорт товаров
в 2011 году, по оценке, вырос по сравнению
с 2010 годом на 30,0% и составил 323,3 млрд. долларов
США. Увеличение импорта связано с восстановлением
физических объемов ввоза, в то время как,
средние контрактные цены росли медленнее.
Рост импорта наблюдался по всем укрупненным
позициям товарной номенклатуры. Особенно
заметно увеличился импорт инвестиционных
товаров. Положительное сальдо торгового
баланса в 2011 году составило 198,1 млрд. долларов
США, что на 46,4 млрд. долларов США выше,
чем в 2010 году. Чистый отток капитала из
частного сектора в 2011 году составил 84,2
млрд. долл. США, резко ускорившись в четвертом
квартале до 37,8 млрд. долл. США. Во многом
чистый отток капитала был связан с наращиванием
иностранных активов нефинансовым сектором.
За 2011 год предприятия вывели за рубеж
103,8 млрд. долл. США, что на 35 млрд. долл.
США больше чем в 2010 году. Иностранные
обязательства этого сектора за год увеличились
на 33 млрд. долл. США, из них 11 млрд. долл.
США пришлись на прямые иностранные инвестиции.
Отток капитала в 2011 году был также связан
с ростом иностранных активов банковского
сектора, которые на конец периода составили
33,8 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению
с 2010 годом на 32 млрд. долл. США. Профицит
федерального бюджета на кассовой основе
в 2011 году составил, по предварительным
данным Минфина России, 0,8% ВВП против дефицита
в размере 4% ВВП годом ранее. При этом доходы
бюджета составили 20,9% ВВП (18,4% ВВП в 2010
году), а расходы бюджета (на кассовой основе)
–20,1% ВВП против (22,4% ВВП) за двенадцать
месяцев 2010 года. Непроцентные расходы
составили 19,6% ВВП (22% ВВП в 2010 году), а обслуживание
государственного долга (процентные расходы)
- 0,48% ВВП против 0,43% ВВП годом ранее. Валютные
резервы Банка России за счет операций
платежного баланса увеличились за 2011
год на 12,6 млрд. долл. США. Рост резервов
в основном происходил в первой половине
года, а за III и IV кварталы, на фоне оттока
капитала резервы снизились на 10,4 млрд.
долл. США. После засухи и роста цен на продовольствие
в 2010 году инфляция в годовом выражении
к началу 2011 года достигла 9,6% и сохраняла
этот уровень всю первую половину года.
Однако рекордные урожаи 2011 года обеспечили
быстрое падение продовольственных цен
на всех рынках. С июля инфляция начала
быстро снижаться. В 2011 году инфляция на
потребительском рынке составила 6,1%, что
является наименьшим значением с 1991 года. В
то же время, несмотря на быстрое снижение
роста цен во второй половине года, высокая
инфляция первого полугодия обеспечила
ускорение роста потребительских цен
в среднегодовом выражении. Среднегодовая
инфляция повысилась в 2011 году до 8,4% против
6,9% в 2010 году. В декабре 2011 года наблюдалось
продолжение роста промышленного производства
(индекс промышленного производства в
декабре 2011 года составил 102,9% к ноябрю
текущего года, в январе-декабре 2011 года
- 104,7 процента). С исключением сезонной
и календарной составляющих объем промышленного
производства в декабре 2011 года вырос на
0,1% по отношению к ноябрю 2011 года. В целом,
на основе анализа динамики производственных
и финансовых процессов, можно говорить
о замедлении восстановительных процессов
в экономике, особенно в экспортно-ориентированных
отраслях. Практически все сферы деятельности
постепенно наращивают объемы производства,
тем самым, улучшая свои финансовые результаты
по сравнению с предыдущим годом, чему
также способствует и рост цен. В большинстве
видов деятельности объем производства
вышел на предкризисный уровень. В выгодном
положении по сравнению с другими секторами
находятся виды деятельности, ориентированные
на экспорт своей продукции и виды деятельности,
нацеленные на удовлетворение внутреннего
спроса и имеющие постоянный спрос на
производимую продукцию. Однако в связи
с замедлением роста мировых экономик,
ослаблением спроса на продукцию экпортно-ориентированных
отраслей, возможно ухудшение их финансовых
показателей. В целом по итогам 2011 года
рост промышленного производства по сравнению
с 2010 годом был отмечен как в целом по Российской
Федерации (104,7%), так и во всех федеральных
округах. Наибольший его прирост по итогам
2011 года по сравнению с предыдущим годом
был отмечен в Дальневосточном (на 7,5%)
и Приволжском федеральных округах (на
7,5%) под влиянием роста объемов обрабатывающих
производств в большинстве регионов указанных
округов. Прирост по данному показателю
был зафиксирован в 73 субъектах Российской
Федерации, причем на 20% и более – в Республике
Ингушетия, Калужской области и Камчатском
крае. Вместе с тем, в 10 субъектах Российской
Федерации сократилось производство промышленной
продукции, причем наиболее значительно
в Ненецком АО (на 22,5%), Архангельской области
(на 17,9%) и Чеченской Республике (на 16,1%)
в результате спада производства по добыче
полезных ископаемых. Объем строительных
работ в Российской Федерации в 2011 г. превысил
уровень прошлого года на 5,1%, при этом
в Республике Мордовия указанный показатель
увеличился на 41,9%, Удмуртской Республике
– на 37,0%, Карачаево-Черкесской Республике
- на 44,1%, Чукотском автономном округе –
в 1,9 раза, Вологодской – на 90,7%, Белгородской
- на 54,4%, Курганской – на 46,5%, Сахалинской
областях– на 36,1 процента. Вместе с тем,
за тот же период наиболее значительное
падение объемов строительства было отмечено
в республиках Ингушетия (на 50,1%) и Калмыкия
(на 19,8%), Новгородской области (на 21,5%),
Хабаровском крае (на 25,9%), Тульской области
(на 33,8 процента). Основной объем строительных
работ по итогам 2011 г. приходился на гг.
Москву и Санкт-Петербург, Московскую
область, Краснодарский и Приморский края,
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные
округа, республики Татарстан и Башкортостан,
Кемеровскую и Свердловскую области, доля
которых в общем объеме строительных работ
составила более половины. В 70 субъектах
Российской Федерации объемы построенного
жилья превысили уровень 2010 г., причем
в 8,1 раза – в Чукотском автономном округе,
в 1,4 раза – в Амурской и Ярославской областях,
Республике Коми. Инфляция за январь-декабрь
2011 года инфляция на потребительском рынке
снизилась до 6,1% после 8,8% в 2009-2010 годах.
Замедление инфляции обеспечивалась относительно
низким ростом цен на продовольственные
товары после высокого роста в предшествующем
году. Базовая инфляция (БИПЦ), не учитывающая
экзогенные факторы, составила 6,6%, также
как и в 2010 году. Динамика цен на продовольственные
товары в значительной мере повлияла на
траекторию инфляции в течение года. После
увеличения темпов инфляции в начале 2011
года из-за высоко роста цен с февраля
инфляция стала постепенно снижаться
под влиянием принятых мер Правительством
Российской Федерации по насыщению продовольственных
рынков и сдерживанию роста цен на сельскохозяйственную
продукцию. Однако в первом полугодии
инфляция оставалась более высокой –
5,0% по сравнению с прошлогодним показателем
(4,4%). Инфляция, достигшая в годовом выражении
пика в январе – 9,6%, сохранялась на этом
уровне до мая. Во втором полугодии инфляция
была минимальной – 1,1% (4,3% - в 2010 году),
при этом на протяжении всех месяцев III
квартала цены не росли (-0,3% за квартал),
а с октября по декабрь цены выросли всего
на 1,3% (2,4% - в 2010 году). Рост цен на продовольственные
товары в 2011 году составил всего 3,9% после
12,9% в 2010 году, и его компонента в инфляции
- 1,5 п.п. понизилась на 3,4 п.п. Рост цен на
непродовольственные товары усилился
до 6,7% с 5% годом ранее, а его компонента
выросла до 2,4 п.п. с 1,8 п.п. (20,5%) . Рост цен
и тарифов на платные услуги на 8,7% также
был выше, чем год назад (8,1%), что также
увеличило его компоненту в инфляцию до
2,2 п.п. (2,1 п.п.). Снижение темпов инфляции
связано с замедлением роста цен на продовольственные
товары. На непродовольственные товары
цены за 2011 год выросли на 6,7% против 5,0%
в 2010 году. На автобензин рост цен высокий
– 14,9% (6,5%), при этом основное удорожание
в первом полугодии – на 10,6% в связи с ростом
цен на нефтяные товары на мировых рынках.
Во втором полугодии рост цен замедлился,
а с сентября не превышал 0,6-0,7% в месяц
(в декабре – снижение цен - 0,3%) После введения
Правительством Российской Федерации
мер повышенной вывозной пошлины на бензин
с мая (90% от пошлины на нефть) рост цен
замедлился до 4% за июль-декабрь. На непродовольственные
товары с исключением бензина с начала
года цены выросли на 6,1% (год назад – 4,9%)
в связи с ростом спроса населения (товарооборот
непродовольственных товаров вырос на
10,7% в 2011 году). При этом на большинство
товаров рост цен практически не превышал
прошлогодний, сдерживаемый увеличением
предложения импорта товаров при одновременном
укреплении курса рубля до сентября. Заметно
подорожали табачные изделия в связи с
увеличением акциза с начала года, строительные
материалы в связи с ростом отпускных
цен (на цемент и др.). На услуги за год прирост
цен и тарифов составил 8,7% (8,1% - год назад).
Регулируемые тарифы на услуги, оказываемые
населению, за год выросли несколько ниже
- на 11,2% чем год назад (12,9%). За январь-декабрь
2011 года цены производителей в промышленности
выросли в среднем на 12,0% (16,7% в 2010 году). На
торгуемые на внешних рынках в январе-декабре
цены выросли 22% (23,1% год назад) вследствие
роста цен на нефтепродукты, металлы, продукцию
основной химии. Особенно высокий рост
наблюдался до мая в связи с быстрым ростом
мировых цен на нефть. С июня мировые цены
на нефть, металлы прекратили свой рост,
что сказалось на замедлении динамики
внутренних цен – за июнь-декабрь цены
выросли на 6 процентов.[19] Заметно в 2011
году выросли цены на товары для нужд естественных
монополий в связи с реализацией инвестпрограмм:
в производстве железнодорожного подвижного
состава – на 12,3% (+25,2%); в производстве
двигателей и турбин – на 6,2% (+12,5%), электродвигателей,
генераторов и трансформаторов – 8,9% (9,4%),
электрической распределительной и регулирующей
аппаратуры – 19,8% (+2,8% - год назад). Также
значительный рост цен наблюдался в производстве
колесных тракторов – за год на 12,6% (+1,3%
- год назад), машин и оборудования для
сельского и лесного хозяйства – на 9,2%
(год назад – снижение на 3%) в связи с возросшим
спросом на сельхозоборудование в условиях
реализации госпрограмм по поддержке
сельского хозяйства, в том числе компенсационного
характера. В начале 2011 года после завершения
процесса либерализации рынка электроэнергии
и мощности, в результате чего продажа
электроэнергии осуществляется по рыночным
ценам для всех категорий потребителей,
а также с переходом на новые механизмы
регулирования тарифов сетевых организаций,
в ряде регионов произошел скачок цен
на электроэнергию. В связи с чем, Правительством
Российской Федерации были приняты исключительные
меры по снижению цен на электрическую
мощность на оптовом рынке (отменена индексация
платы за мощность на 2011 год – изменен
порядок расчета тарифов на мощность для
генерации, работающей в вынужденном режиме,
а также для генерации, формировавшей
наиболее дорогую часть предложения, снижены
целевые инвестиционные средства АЭС
и ГЭС) и регулируемых тарифов на сетевую
составляющую (увеличено "сглаживание"
тарифа для ОАО "ФСК ЕЭС", снижены
тарифы территориальных сетевых организаций).
В результате принятых мер, по оценке Минэкономразвития
России, конечные цены на электроэнергию
для всех категорий потребителей с начала
года по ноябрь выросли на 7 процентов
против 19,5% год назад, при этом с марта
по ноябрь цены упали на 7,8 процентов. По
данным Росстата, электрическая мощность
с начала года по ноябрь подешевела на
4,7% (в ноябре – снижение на 1,4 процента).
Тарифы на производство, передачу и распределение
теплоэнергии выросли на 11,3% (13,8% - в 2010
году). [19] Во всех федеральных округах оборот
розничной торговли по сравнению с 2010
г. вырос, что свидетельствует о росте
платежеспособного спроса населения,
а также повышении качества услуг, оказываемых
торговыми предприятиями. Показатель
увеличился в 81 субъекте Российской Федерации,
причем наиболее заметно в Республике
Ингушетия (130,6% к 2010 г.) и Чеченской Республике
(126,6%), Амурской (118,7%), Ивановской (118,0%) и
Воронежской (117,4 процента) областях. В
то же время по сравнению с 2010 г. оборот
розничной торговли снизился в Еврейской
автономной области (на 0,7 процента). Максимальные
и минимальные индексы цен производителей
промышленных товаров по субъектам Российской
Федерации в декабре 2011 года: [24]