Управление дебиторской задолженности на примере ООО «Стройтех»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей для решения которой требуется провести исследования в этой области.
Объектом исследования является строительная компания «Стройтех».
Предметом исследования – дебиторская задолженность предприятия.
Цель данной работы является анализ дебиторской задолженности предприятия и разработка рекомендаций по повышению эффективности ее управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления дебиторской задолженностью.
Провести анализ финансовой устойчивости предприятия
Провести анализ дебиторской задолженности предприятия
Предложить пути по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности………………4
1.2. Система управления дебиторской задолженностью…………………….8
1.3. Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………….…12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙТЕХ»
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….16
2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………..17
2.3. Анализ дебиторской задолженности предприятия……………………….19
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ООО «СТРОЙТЕХ»
3.1. Управление дебиторской задолженностью предприятия путем факторинга……………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы…………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Soderzhanie (2).docx

— 65.25 Кб (Скачать файл)

Дебиторская задолженность - достаточно "мобильная" статья баланса  предприятия. Обычная хозяйственная  деятельность предприятия включает регулярные расчеты по образовавшейся задолженности, при этом способы  расчета могут быть самыми различными.

Обычно договорами между  хозяйствующими субъектами предусмотрены  способы исполнения обязательств (оплата, встречная поставка при товарообменной операции, расчеты векселями и  др.). Однако расчеты между предприятиями  могут производиться и любыми другими способами, не предусмотренными первоначально договором, при взаимном согласии.

    1. Подходы к управлению дебиторской задолженности.

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление  денежных средств.

К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности. Среди  подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени - на выписку  счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и  до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры  н получением его покупателем. Время  почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации  выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных  почтовых отправлений для крупных  счетов-фактур с вручением в предусмотренные  сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают  влияние на объемы продаж и получение  денег. Например, предоставление более  продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита  имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской  задолженностью. Если сроки кредита  жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, так как это позволяет избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если товар является скоропортящимся, то нужно использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, нужно составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: предполагаем продление срока платежей для стимулирования спроса среди  покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце  зона.

Перед предоставлением кредита  необходимо тщательно анализировать  финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской  задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в  финансово неустойчивой отрасли  промышленности или регионе. Также  предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в  бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий  терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская  дебиторская задолженность связана  с большим риском неплатежа, чем  дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового  положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Можно прибегнуть к страхованию  кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность  компании противостоять этим потерям  и стоимость страхования.

Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской  задолженностью включает:

  1. анализ дебиторов;
  2. анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
  3. контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  4. разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
  5. оценку и реализацию факторинга.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

    1. Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью.

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на организации. Поэтому важной задачей является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики организации, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Целью управления дебиторской  задолженностью является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо руководствоваться

следующими принципами:

  1. Недопустимо аккумулировать большую величину дебиторской задолженности, чем может позволить собственный капитал.
  2. Необходимо прогнозировать последствия роста дебиторской задолженности.
  3. Недопустим неоправданный рост дебиторской задолженности.

Для достижения наибольшей эффективности в управлении дебиторской задолженностью в ходе анализа проявления дебиторской задолженности необходимо принимать в рассмотрение не только ту информацию,  а  следовательно, и те факторы, которые прямо влияют на результаты анализа, но и ту, которая имеет косвенное влияние на предприятие.

Процесс управления дебиторской  задолженностью можно разбить на пять этапов.

  1. Этап предварительных расчетов и анализа дебиторской задолженности.
  2. Этап выявления целей и задач управления дебиторской задолженностью.
  3. Этап определения метода управления дебиторской задолженностью
  4. Этап корректировки.
  5. Этап контроля и оценки достижения цели.

 

Анализ дебиторской задолженности  строится в целом на методологии, изложенной в рамках финансового  анализа, в том числе на оборачиваемости  этого актива, периоде оборота  в днях. Динамика этих показателей  может быть весьма информативной.

Выделим основные методы сокращения дебиторской задолженности:

  1. политика инкассации - методы, которые компания использует для взимания дебиторской задолженности;
  2. заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализацию, выставление промежуточного счета, банковская гарантия, гибкое ценообразование;
  3. продажа дебиторской задолженности – факторинг: факторинг - вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками или фактор-компаниями мелким и средним фирмам-клиентам. Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма, имеющая статус кредитного учреждения, приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере, как правило, от 70 до 90 % долга до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, осуществить платежи, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме.

Важность управления дебиторской  задолженностью заключается в том, что во многих организациях дебиторская задолженность составляет наибольшую долю оборотных средств. Данный вид управления является составным элементом общего процесса управления оборотными средствами организации.

Эффективность управления дебиторской задолженностью, а также работа с ней может быть гарантирована только тогда, когда в компании данный вопрос рассматривается системно, с детальной проработкой всех этапов бизнес-процесса. Только грамотно выстроенная на всех этапах работа позволит получить положительный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ  ООО «СТРОЙТЕХ».

    1. Краткая характеристика предприятия.

Компания зарегистрирована 8 июля 2005 года. Полное название: "Стройтех", общество с ограниченной ответственностью, ОГРН: 1050302695717, ИНН: 0323123137. Регион: Бурятия, республика, г. Улан-Удэ. Компания ООО "СТРОЙТЕХ" расположена по адресу: 670034, г. Улан-Удэ, ул. Трактовая, 1.

Предприятие является коммерческой организацией. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Предприятие осуществляет в  установленном законодательством  Российской Федерации порядке следующие  виды деятельности:

  • строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности;
  • выполнение функций заказчика-застройщика
  • получение и оформление исходных данных для проектирования объектов строительства (резервирование земельного участка, технико-экономические обоснования, технические условия на присоединение инженерных коммуникаций, строительный паспорт), подготовка задания на проектирование.
  • оформление разрешительной документации на строительство и реконструкцию, контроль за сроками действия выданных технических условий на присоединение инженерных коммуникаций
  • обеспечение освобождения территории строительства (переселение граждан, вывод организаций из строений, подлежащих сносу или реконструкции, решение других вопросов, связанных с подготовкой площадок для производства работ).
  • организация управления строительства
  • технический надзор

Информация о работе Управление дебиторской задолженности на примере ООО «Стройтех»