Управление инновационной деятельностью РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества – в 1970-х и 1980-х, гибкости – в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций. Промышленность все активнее применяет к новым товарам, услугам и формам организации бизнеса новые технологии. И конкретное преимущество на рынке сейчас имеют организации, осуществляющие долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка. Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведен

Файлы: 1 файл

основной файл.docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Актуальность  темы исследования. После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества – в 1970-х и 1980-х, гибкости – в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций. Промышленность все активнее применяет к новым товарам, услугам и формам организации бизнеса новые технологии. И конкретное преимущество на рынке сейчас имеют организации, осуществляющие долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка. Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений – главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и даже страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны и подъема жизненного уровня населения; способствует повышению производительности труда, созданию новых отраслей промышленности, сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.         

     Актуальность  темы для Казахстана обусловлена ее теоретической и практической значимостью для решения различных проблем повышения эффективности деятельности компаний. Существует ряд государственных программ в  сфере инновационной деятельностей, такие как:

     - Стратегия инновационного развития  РК 2003-2015 гг.

     -Государственная  программа форcированного индустриально-инновационного развития РК на 2010 – 2014 гг.

     - Закон РК «Об инновационной  деятельности».

     -Закон  РК «О государственной поддержке  инновационной деятельности».

     Послание  Главы государства от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию»  дало возможность более пристально взглянуть на имеющиеся планы  и поставленные перед страной  задачи, внести коррективы, которые  помогут стране успешно пережить сложные времена и сохранить  имеющийся потенциал стабильного  социально-экономического развития в  посткризисный период. Как сказал Президент «Наше будущее зависит  от дальнейшей модернизации экономики  и развития базовой инфраструктуры. Мы продолжим финансирование и реализацию действующих перспективных инвестиционных проектов» / 1 /.

     Цель  и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение развития управления инновационной деятельностью Республики Казахстан и разработка научно- обоснованных практических рекомендаций.

     Поставленная  цель достигается посредством решения  следующих задач:

     - изучить состояние инноваций  и инновационной деятельности  в Республике Казахстан.

     - проанализировать инновационную  политику.

     Объектом  исследования инновационные проекты.

     Предметом исследования является способы управления инновационными проектами в современных условиях.

     Теоретические и методологические основы курсовой работы. В первую очередь теоретические основы исследования опираются на работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Их труды, в основном, ориентированы (в разной степени) на анализ непосредственно инновационных процессов (инновационной деятельности). Они, во многом, определяют инновационное развитие с точки зрения его зарождения и влияния на возможности развития той или иной структурной единицы. Ученые считают целесообразным проведение исследований по всем этапам жизненного цикла внедряемого на рынок нового товара — инновации.

     В качестве исходной информации в диссертации  использованы законодательные и  информационно-статистические материалы, касающиеся инновационной деятельности, как зарубежных стран, так и Республики Казахстан. В качестве информационной базы использовались Законы Республики Казахстан, Указы Президента РК, Послания к народу Президента РК, данные Агентства  по статистике. В процессе работы над  диссертацией также использовалась информация периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Теоретические основы управления инновационными проектами.
 

     1.1 Понятие инноваций  и сущность инновационных  проектов. 

     Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых  форм организации производства и  труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

     Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое  явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

     Понятие "инновации" как экономической  категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых  комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в  развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

     Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого  понятия. Так, инновация в сфере  услуг - это новшество в самой  услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами  здесь могут служить появление  застежек типа "молния", шариковых  авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

     Инновация не обязательно должна быть технической  и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут  соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

     Таким образом, непременными свойствами инновации  являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

     Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и  в систематическом анализе тех  возможностей, которые эти изменения  могут дать для успешной деятельности предприятия.

     Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

     1. По степени новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

     2. По объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

     3. По масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

     4. По причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

     5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

     Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

     Опыт  развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современном Казахстане, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

     Возрастающая  роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике Казахстана с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

     Рассмотрим  кратко эти положения.

     В условиях рыночной экономики и конкуренции  никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную  технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач  требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций.

     В этой связи важно отметить, что  один из классиков экономической  теории - А. Маршалл высказывался о  предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу  производства и предпринимательство".

     В самом деле, конкуренция лишь создает  ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности  товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

     Что же касается преодоления кризиса  и выхода на траекторию роста, то эту  задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью РК