Управление инновационной деятельностью РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества – в 1970-х и 1980-х, гибкости – в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций. Промышленность все активнее применяет к новым товарам, услугам и формам организации бизнеса новые технологии. И конкретное преимущество на рынке сейчас имеют организации, осуществляющие долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка. Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведен

Файлы: 1 файл

основной файл.docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

     В стране наблюдается гигантское перепотребление  природных ресурсов, что создает  мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика Казахстана вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

     Совершенно  очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики  задач решающая роль принадлежит  предпринимательскому подходу, основанному  на поиске и реализации инноваций, ибо  все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

     Особое  значение для производства имеют  инновации с мощными преобразовательными  функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К  таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и  технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический  уровень, можно создавать главные  предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое  состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой  организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет  производиться и новая продукция./2/

     Единого общепринятого определения слова  «проект» в литературе не существует. Поэтому постараемся рассмотреть  существующие определения:

  • Что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие (Толковый словарь Вебстера);
  • Некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта (Свод знаний по управлению проектами);
  • Отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация проект-менеджеров);
  • Комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями («Оперативное руководство» Мирового Банка).

     Т.е. проект это комплексное, не повторяющееся  мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а так же  четкими  указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика./3/

     Как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта, имеют общие  для всех проектов признаки:

  • Изменения как основное содержание проекта;
  • Ограничения во времени;
  • Отношение к бюджету;
  • Ограниченность ресурсов;
  • Неповторимость;
  • Новизна;
  • Комплексность;
  • Правовое и организационное обеспечение.

     На  основе предыдущих определений можно  вывести новое, которое удовлетворяет  всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: «Инновационный проект представляет собой  сложную систему взаимообусловленных  и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники».

     Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты  имеют различные уровни научно-технической значимости:

  • Модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
  • Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий,  но применявшихся в других типах изделий);
  • Опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
  • Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии).

     Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов  инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

     Виды  инновационных проектов по основным типам:

    1. По периоду реализации проекта, могут быть:
      • Краткосрочными (1-2 года);
      • Среднесрочными (до 5 лет);
      • Долгосрочными (более 5 лет).
    2. По характеру целей проекта, могут быть:
      • Конечными – отражать цели, решения проблемы в целом;
      • Промежуточными.
    3. По виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;
    4. По типу инноваций, могут быть:
      • Введение нового или усовершенствованного продукта;
      • Создание нового рынка;
      • Освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;
      • Реорганизация структуры управления.
    5. По уровню принимаемых решений, могут носить:
      • Международный;
      • Федеральный;
      • Региональный;
      • Отраслевой;
      • Фирменный характер.

     И  вот мы разобрались с понятиями  инновация и проект. Из них следует  что Инновационный проект – это  намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к единому времени комплекс работ  и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых  высокотехнологичных продуктов  с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников.

      Единого определения понятия «управления  проектами» официально не существует. Приведем несколько определений.

      Управление  проектами – это искусство  руководства и координации людских  и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем  применения современных методов  и техники управления для достижения определенных в проекте результатов  по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта(США, Свод знаний по управлению проектами).

      Управление  проектами это управленческая задача по завершению проекта в срок, в  рамках установленного бюджета и  в соответствии с техническими спецификациями и требованиями (Английская ассоциация проект менеджеров)./3/ 

     
    1. Методы  управления инновационными проектами.
 

     В условиях современного производства при  высоком уровне производственной и управленческой кооперации как внутри организации, так и вне ее разработка и освоение инноваций вызывает множество горизонтальных связей, охватывающих большинство блоков и уровней линейно-функциональной структуры. Поэтому применение программно-целевых структур менеджмента началось в области разработки и внедрения в производство продуктовых и технологических инноваций. Прежде всего это касается работ по проектированию новой продукции, разработке и совершенствованию технологического комплекса, реинжинирингу организаций, повышению качества продукции, проектированию и освоению интегрированной автоматизированной информационной системы организации.

     Быстрое и успешное освоение достижений науки  и технологии в производстве возможно только тогда, когда наряду с проектированием новой продукции и разработкой новых технологических процессов ведется материально-техническая, инструментальная, организационно-плановая, экономическая подготовка производства.

     Комплексный подход к разработке и внедрению  инноваций требует взаимоувязанной и скоординированной работы всех участвующих в этом процессе подразделений и исполнителей. Отсутствие их эффективного взаимодействия приводит к значительному замедлению сроков, ухудшению качества, дополнительным издержкам. Сложившиеся линейно-функциональные структуры менеджмента организаций, где каждое подразделение несет ответственность только за выполняемые им задачи, недостаточно отвечают требованиям комплексного и быстрого решения проблем освоения различных инноваций. Эти структуры приспособлены к менеджменту сформировавшимися и устойчивыми видами деятельности при выпуске освоенной продукции с незначительными изменениями ее конструкции и применяемой технологии.

     Однако  разработка и внедрение инноваций  связаны с большой неопределенностью содержания и результатов планируемых работ, поэтому текущее планирование не позволяет обеспечить их надлежащей координации. Все возникающие в процессе выполнения планов отклонения увязываются в оперативном порядке, но уже с участием высшего менеджмента. Следствием этого выступает перегрузка высших менеджеров текущими и оперативными вопросами. Из-за необходимости привлекать к решению множество специалистов из разных подразделений организационной формой согласования рассматриваемых вопросов служат или широкие координационные совещания, или многократное визирование документов, а это затрудняет своевременное принятие необходимых управленческих решений.

     Недостатком выступает также характерное  для линейно-функциональной структуры распределение ресурсов не по целевым программам, а по подразделениям. Из-за этого оперативная координация работ по разработке и внедрению инноваций зачастую наталкивается на трудности, так как требует сложнейшего перераспределения ресурсов между многими подразделениями.

     При этом сосредоточение всей работы по координации  на высшем уровне менеджмента приводит к тому, что одним и тем же лицам приходится решать оперативные, текущие и перспективные задачи.

     Большой объем, и первоочередность оперативных  вопросов отнимают время у менеджеров, наносят ущерб аналитической и перспективной работе, снижая эффективность менеджмента в целом.

     Возрастающие  требования к качеству и срокам работ  по созданию и освоению продуктовых, технологических, экономических и других инноваций, необходимость широкого межфункционального взаимодействия заставляют пересматривать и расширять принципы организации менеджмента и критерии их эффективности. Деятельность организации требуется ориентировать на достижение четко определенных для каждого периода целей, распределение ресурсов — производить по конкретному назначению, необходимо осуществлять комплексный подход и межфункциональное взаимодействие, обеспечивать преимущественный контроль не за содержанием отдельных сторон исполнительской деятельности, а за ее результатами.

     Выполнение  этих требований можно достичь переходом  к новым объектам менеджмента  — целевым программам

     Целевая программа — плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.

     Так же в методике управления проектами  существуют некоторые понятия по управлению отдельными характеристиками проекта, давайте рассмотрим их.

     Управление  временем – включает в себя следующие  виды деятельности: определение работ; структурная декомпозиция в определении  взаимосвязей работ; оценка продолжительности  работ; разработка календарного плана; контроль времени.

     Управление  стоимостью – под этим понятием понимается планирование требуемых  для выполнения проекта ресурсов, оценка стоимости ресурсов, формирование бюджета проекта  и контроль стоимости. Укрупненная оценка стоимости проекта  осуществляется при разработке концепции  проекта (бизнес-план проекта). Более  детальная оценка стоимости осуществляется при обосновании проекта (технико-экономическое  обоснование проекта, ТЭО).

Информация о работе Управление инновационной деятельностью РК