Управление экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Конституцией РФ власть представлена тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в РФ представлена высшим законодательным органом: Федеральным собранием, который состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории РФ.Исполнительная власть в РФ представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Конституцией предусмотрены два органа исполнительной власти: Правительство РФ и Центральны

Содержание работы

8. Федеральные органы государственной власти в РФ: их место и роль в управлении социально-экономическим развитием региона. 3
18. Бюджет субъекта Федерации. Характеристика формирования доходной части регионального бюджета; налоговые и неналоговые поступления консолидированного бюджета территории. 5
28. Региональная социальная политика в различных типах регионов. 9
38. Региональные программы развития депрессивных территорий в США. 12
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

13012201(кр) К.р. Управление экономикой региона.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

- части прибыли унитарных предприятий,  созданных субъектами РФ, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей в бюджет;

- платы за негативное воздействие  на окружающую среду - по нормативу  40 процентов;

- платежей за пользование лесным  фондом в части, превышающей  минимальные ставки

- платы за древесину, отпускаемую  на корню, - по нормативу 100 процентов;

- сборов за выдачу лицензий  на осуществление видов деятельности, связанных с производством и  оборотом этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  выдаваемых органами исполнительной  власти субъектов РФ, - по нормативу  100 процентов.

Законодательством субъектов РФ устанавливаются единые для всех поселений и муниципальных  районов субъекта РФ нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных  федеральных и (или) региональных налогов  и сборов, налогов и могут быть установлены дополнительные нормативы  отчислений в местные бюджеты  от налога на доходы физических лиц.

Представительные  органы муниципальных районов могут  быть наделены полномочиями органов  государственной власти субъектов  РФ по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных  районов [6, c.74].

Органы  государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные  бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные  бюджеты не менее 10 процентов налоговых  доходов консолидированного бюджета  субъекта РФ от указанного налога.

В субъектах РФ порядок установления и значения нормативов отчислений в  бюджеты определяются их законами.

Исполнительные  органы субъектов РФ обладают следующими полномочиями по формированию доходов  бюджетов:

- вводят региональные налоги и  сборы, устанавливают размеры  ставок по ним и предоставляют  налоговые льготы в пределах  прав, предоставленных налоговым  законодательством РФ;

- вносят изменения и дополнения  в налоговое законодательство  РФ в пределах своей компетенции

Внесение  изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах  и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового  года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений  и дополнений в законы субъектов  РФ о бюджете на текущий финансовый год .

Таким образом, источниками пополнения бюджета  являются налоговые и неналоговые  поступления соответствующего уровня.

28. Региональная социальная  политика в различных типах  регионов.

Социальная  политика региона – одно из направлений  его деятельности по регулированию  социально-экономических условий  жизни общества. Суть социальной политики региона в поддержании отношений  как между социальными группами, обеспечении условий для повышения  благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Социальная  политика региона, выступающая как  составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования  условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической  ситуацией в стране. Говоря о социальной политике, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение  и перераспределение доходов  различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В  широком смысле социальная политика – это одно из направлений макроэкономического  регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества.

Региональная  социальная политика – это целенаправленная деятельность региона, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством региональной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются [6, c.96]:

- защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

- обеспечение помощи самым бедным  семьям;

- выдача помощи на случай безработицы;

- обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы;

- развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;

- проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

В зависимости от величины регионального  сектора в том или ином регионе  социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики региона. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная  социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять  традиционные институты социальной сферы.

Социальная  политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение  государством минимальных условий  жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная  политика региона реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы  социальных услуг. Важнейшей частью региональной программы социального  обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального  страхования компенсирует этой части  населения потерю дохода из фонда  социального страхования.

Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет. Изымая часть доходов населения  в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так  и к социальным выплатам лицам, находящимся  в различном материальном положении. В результате социальной политики государства  смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение  личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Характер  и содержание социальной политики зависят  от степени вмешательства государства  в управление социальными процессами. В зависимости от этого все  сложившиеся сегодня типы региональной социальной политики можно разделить  на две группы. Первую условно можно  назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма.

Вторая  группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов.

Обе группы различаются между собой  не наличием или отсутствием тех  или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем  в деятельности региона.

Региональные  особенности процессов социального  развития требуют адекватного отражения  при формировании системы мер  государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального  развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения  очагов социальной напряженности.

Задачи  региональной социальной политики:

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения  и культуры, жилищного и коммунального  хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие  федеральных органов государственной  власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

- противодействие тенденции ухудшения  демографической ситуации, острым  проявлениям депопуляции населения;

- предотвращение обнищания населения  и минимизацию отрицательных  последствий безработицы, особенно  в слаборазвитых регионах;

- сдерживание процесса имущественного  расслоения в наиболее «бедных»  и наиболее «богатых» регионах;

- регулирование размещения беженцев  и вынужденных переселенцев в  районах, располагающих для этого  необходимыми условиями, в соответствии  с федеральной и региональными  миграционными программами;

- содействие развитию и совершенствованию  системы образования на региональном  уровне во взаимодействии с  федеральной системой высшего  и послевузовского образования;

- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию  в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных  катастроф, военных действий, острых  межнациональных конфликтов.

Особое  место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

- регулирование миграционных процессов  с учетом стратегических задач  развития регионов и их геополитического  положения, сдерживание оттока  населения из северных и восточных  районов страны;

- регулирование потоков вынужденных  мигрантов и беженцев, создание  условий для их рационального  размещения на территории Российской  Федерации;

- осуществление мер экономического  и социального характера, направленных  на увеличение продолжительности  жизни и естественного прироста  населения в регионах России [9, c.26].

38. Региональные программы  развития депрессивных территорий  в США.

Депрессивные территории – это  территории, в которых по экономическим, социальным, политическим или экологическим  причинам перестали действовать  собственные условия и стимулы  для социально-экономического развития.

Проблемы развития депрессивных и  отсталых территорий нередко эффективнее  решаются путем установления особых бюджетных режимов. Введение их обычно регламентируется общенациональными  законами и предполагает наличие  соответствующего бюджетного и налогового законодательства, а также специальных  разделов права - договорного, контрактного, инвестиционного. Иногда практикуются индивидуально-договорные формы таких  режимов, которые не имеют прочной  правовой основы и подвержены частым пересмотрам.

Характер особого бюджетного режима, виды и набор налогово-бюджетных  преференций зависят от правового  и хозяйственного статуса получателя, причин и целей их введения. Особые бюджетные режимы могут распространяться как на территории, охватывающие целые  регионы страны, так и на небольшие  по площади административно-территориальные  единицы (например, районы в городе). Естественно, особые бюджетные режимы для них будут различными.

Как показывает мировой опыт, в  большинстве стран особым бюджетным  режимом пользуется только ограниченное число регионов. Более широкое  применение этого метода чревато  такими негативными последствиями, как сужение сферы государственного макроэкономического регулирования, обострение проблем вертикальной и  горизонтальной несбалансированности бюджетной системы, усиление тенденций  к суверенизации территорий.

Особенности хозяйственного режима, в которых функционируют зоны, определяются их типом и предназначением. Зоны различаются между собой  прежде всего тем, сохраняются ли они в границах национальной таможенной территории или получают статус экстерриториальности. В США и Великобритании используются оба варианта зон, которые создаются  в соответствии с национальными  законами о зонах.

Информация о работе Управление экономикой региона