Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

С выходом российских предприятий на международные рынки и открытием российского рынка для товаров зарубежных фирм, проблема качества продукции стала приоритетной для отечественного товаропроизводителя.
В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества.

Содержание работы

Введение 4
Основные понятия качества и управления качеством 4
Показатели качества продукции и методы их определения 5
Показатели качества 5
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества 6
Механизм управления качеством 8
Планирование процесса управления качеством 9
Организация контроля качества продукции и профилактики брака 10
Сущность процессов стандартизации 12
Заключение 14
Список использованной литературы: 15

Файлы: 1 файл

Управление качеством продукции.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Управление качеством  продукции на предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Пуллынен А.А.

Группа 3661

Преподаватель: Медведева  С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2010 
Содержание:

 

Введение

С выходом российских предприятий  на международные рынки и открытием  российского рынка для товаров зарубежных фирм, проблема качества продукции стала приоритетной для отечественного товаропроизводителя.

В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее  место в обеспечении конкурентоспособности  продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. В  настоящее время выживаемость любой  фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Основные понятия качества и управления качеством

В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-94: «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

Можно сказать, что качество – это  авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции – важнейший  показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира.[1]

Вместе с тем нельзя рассматривать  качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, то есть ее оценка на соответствие требованиям.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:

– технический уровень, материализующий в продукции научно-технические достижения;

– эстетический уровень, характеризующийся комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

– эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.);

– техническое качество – гармоничная увязка предполагаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).

Рассмотрим содержание понятия  управление, менеджмент и управление качеством.

Управление - широко распространенный, но не стандартизированный термин. То же относится и к термину менеджмент. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализация ее программы и целей.[3]

По стандарту ИСО административное управление качеством – такие аспекты функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. То, что обычно называют управление качеством, в стандарте ИСО определяется как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Показатели качества продукции и методы их определения

Факторы, влияющие на качество продукции

Качество является важнейшим показателем  продукции, так как находится  в прямом отношении к ее цене. Качество зависит от совместного действия многих внутрипроизводственных и внепроизводственных факторов:

- инженерные (технические), определяющие  технический уровень, надежность и другие показатели конструкции выпускаемого изделия; состояние технической документации;

- производственные (технологические), определяющие уровень и состояние технологической подготовки производства (оборудование, оснастка, технологическая документация); состояние испытательного оборудования и качество средств измерения и контроля;

- снабженческие, определяющие обеспеченность и качество поставляемых сырья, материалов и комплектующих изделий;

- социальные, характеризующие квалификацию  занятых в производственном процессе работников; подбор, расстановку и перемещение кадров; взаимоотношения в коллективе; жилищно-бытовые условия; организацию отдыха в нерабочее время;

- организационные, характеризующие  состояние технологической дисциплины; соблюдение принципов и методов научной организации труда; глубину изучения рынка продукции; политику руководства по качеству; организацию информационного обеспечения; организацию питания и отдыха на предприятии;

- экономические, характеризующие  соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой; формы оплаты труда и величину зарплаты; организацию и проведение хозрасчета; порядок кредитования и финансирования средств на повышение качества; систему моральных и материальных стимулов изготовления качественной продукции.

Повышение качества продукции осуществляется по двум основным направлениям:

-совершенствование качества выпускаемой продукции в рамках ранее ос-

военной техники без принципиального  ее изменения;

- создание новых видов продукции,  основанной на использовании принципиально новых конструктивных идей и рабочих процессов, на применении новых материалов.[2]

Показатели качества

Система показателей качества продукции необходима для отражения экономической сущности качества через технические характеристики и свойства.

Показатель качества – это количественное выражение одного или нескольких  характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного обслуживания и т.д. Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание науки квалиметрии, которая занимается разработкой правил и приемов для сбора и обработки данных при определении количественных показателей. В квалиметрии широко используются методы математической статистики, чем и объясняется вероятностный характер многих показателей качества. Наиболее широко в практике оценки

уровня качества используются единичные  показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и контролю. Рассмотрим классификацию единичных показателей (см. рис.2.3).

Рис. 2.3. Классификация показателей  качества

Как видно из рисунка, все единичные

показатели подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся на эксплуатационные и производственно технологические. К ксплуатационным показателям относятся:

- показатели назначения;

- показатели надежности;

- эргономические показатели;

- эстетические показатели;

- экологические показатели;

- патентно-правовые показатели;

- прочие.

К производственно-технологическим показателям относятся следующие: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, стандартизация и унификация, блочность.[1]

К экономическим показателям относятся  капиталовложения в производство, капиталовложения в эксплуатацию, себестоимость единицы продукции, отпускная или рыночная цена. Рассмотрим отдельные показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону качества. Начнем с эксплуатационных показателей. Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести, например, коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.

Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества

Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством. Из основ менеджмента известно, что разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов – процессов управления. Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей при условии принятия менеджерами ответственности за результативность воздействия. Общность задач управления позволяет формулировать и общие его законы, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

В общем виде структуру и процессы управления можно представить так, как показано на рис. 3.1.

Рис. 3.1 Укрупненный состав системы управления

Менеджмент как сфера деятельности предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

1. Макроуровень (метауправление) включает  в себя решение проблем самоорганизации системы управления: задачи идеологии и политики целепологания, стратегии развития системы управления в целом, определение ее структуры, функций подсистем, кадровой политики высшего менеджмента и т.п.

2. Управление эффективностью взаимодействия  субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям, то есть это, по существу, технологический аспект управления.

3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

Отсюда вытекают и основные функции  систем управления:

1) макрофункции – выработка миссии (парадигмы, идеологии) существования и развития системы, разработка дерева целей системы управления и критериев их достижения, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления, подходы к формированию кадрового потенциала, особенно методы отбора и ротации высшего менеджмента и т.д.;

2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3) частные функции управления  – управление работами по планированию и прогнозированию, управление качеством, управление технической подготовкой производства, организация работы с кадрами, материально-техническим снабжением, технико-экономического анализа и т.д.[5]

Механизм управления качеством

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством  продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии