Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:22, реферат
Цель работы – исследование управление в сфере науки за рубежом на примере Германии.
Задачи:
1) Охарактеризовать научно-исследовательские структуры в Германии.
2) Изучить российско-германское сотрудничество в научно-технической сфере и его перспективы развития.
Введение 3
1 Научно-исследовательские структуры в Германии 5
2 Российско-германское сотрудничество в научно-технической сфере 11
Заключение 17
Список использованных источников 18
Сотрудничество между высшими учебными заведениями. Начиная с 1990 года существенно возросло число совместных исследовательских проектов, осуществляемых российскими и немецкими вузами в рамках специализированных программ, подготовленных правительством ФРГ. Примерами таких программ являются Программа имени Леонарда Эйлера, финансируемая с 1998 года Министерством иностранных дел Германии и Ассоциацией в поддержку немецкой науки, и Программа имени Александра Герцена, которая была учреждена Германией и Россией на высшем уровне в 1997 году[4].
Программа имени Леонарда Эйлера направлена на развитие контактов российских учёных-естествоиспытателей с немецкими вузами и на поддержку совместных российско-германских исследовательских проектов. За прошедшие годы она во многом способствовала закреплению молодых российских учёных и специалистов в отечественных вузах. Одним из основных инструментов программы является предоставление стипендий по месту работы (сроком до 9 месяцев) с последующим финансированием одномесячной стажировки в партнёрском высшем учебном заведении в Германии. Как правило, речь идет о молодых учёных, которые в России работают над дипломным проектом или кандидатской диссертацией в области естественных или технических наук.
Программа
имени Александра Герцена действовала
до 2001 года и способствовала укреплению
сотрудничества между вузами России и
Германии в области гуманитарных, общественных,
юридических и экономических наук. Она
внесла важный вклад в преодоление сложившейся
в прошлом между обоими государствами
определённой изоляции в данных областях.
За этот период было оказано содействие
реформированию учебных планов, подготовке
кадрового резерва для профессорско-
2 Российско-германское сотрудничество в научно-технической сфере
Западные страны достаточно высоко оценивают конкурентные преимущества современного научно-технического и исследовательского потенциала России, включая весьма крупную научную базу (по российским оценкам, в РФ работают около 10% от числа всех учёных в мире). Одним из традиционных и наиболее заинтересованных партнёров нашей страны в этой сфере является Германия, которая в научном и технологическом отношении, с одной стороны, относится к ведущим державам в мире, а с другой – испытывает острую потребность в притоке новых идей, инноваций и высоких технологий.
Нынешнее двустороннее сотрудничество, которое осуществляется как на уровне государства, так и на уровне научных учреждений, фондов и организаций, во многом унаследовало традиции научно-технической кооперации СССР с ФРГ, и с ГДР. К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин многие связи с восточногерманскими партнёрами в ходе объединения Германии были утеряны. Многие научные учреждения в новых федеральных землях были закрыты, распались научные коллективы. Лишь немногие из них смогли пережить фазу рыночной трансформации и продолжить традиции кооперации с российскими партнёрами. Тем не менее процесс объединения двух немецких государств дал дополнительный импульс российско-германской научно-технической кооперации. С одной стороны, ряд положений прежних соглашений с ГДР вошёл в новые российско-германские договоры. С другой стороны, свой конструктивный вклад внесли восточногерманские учёные, которые в своё время получили образование в СССР и тесно сотрудничали со своими советскими коллегами. Их личные связи и опыт оказались востребованными в ряде научных направлений [5].
К началу нынешнего
десятилетия российско-
Этому способствуют хорошие договорные основы сотрудничества в научно-технической сфере, которые были заложены ещё во второй половине 80-х годов прошлого века, когда СССР и ФРГ был подписали ряд важнейших документов. Среди них основополагающим является Межправительственное рамочное Соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 22 июля 1986 года. Особенно важной для кооперации является статья 3-я, в соответствии с которой стороны могут заключать специализированные соглашения. При этом договаривающимися сторонами могут быть как государственные ведомства, так и отдельные организации. Благодаря этому документу СССР (затем и Россия) и ФРГ смогли наконец к началу 90-х годов прошлого века оформить в виде соглашений целый ряд договоренностей, которые были подготовлены в прошлые годы. В первую очередь они касаются сотрудничества в таких областях, как мирное использование ядерной энергии, исследование высокотемпературной сверхпроводимости, здравоохранение и медицинская наука, сельское хозяйство и космос.
Эффективной координации совместных усилий содействует российско-немецкая комиссия по научно-техническому сотрудничеству, в которую входят представители государственных ведомств и научно-исследовательских организаций. Во многом благодаря её конструктивной деятельности во второй половине 1990-х годов были заключены новые специальные российско-немецкие соглашения в сфере научно-технической кооперации. Они касаются таких сфер, как лазерные исследования и лазерная техника, водные ресурсы и технологии охраны окружающей среды, информация и документация, биология и биотехнология, морские и полярные исследования. Кроме того, был начат ряд совместных проектов, в том числе по разработке установок для очистки промышленных сточных вод, созданию новых технологий водоочистки, новых материалов и реагентов для очистных сооружений [1].
Межведомственные и специальные соглашения регулируют рабочее сотрудничество на уровне российских и германских министерств и ведомств, отвечающих за научные исследования и разработки в приоритетных сферах. Эффективным дополнением к ним являются многочисленные двусторонние соглашения между научно-исследовательскими учреждениями и организациями наших стран. Такие соглашения – это по сути специальные государственные программы содействия сотрудничеству в конкретных сферах науки.
Одним из основных направлений совместной работы к середине текущего десятилетия становится содействие инновационным процессам в России, что в первую очередь предполагает мобилизацию существующих потенциалов в научно-исследовательской сфере и, по возможности, достижение в этом направлении синергетических эффектов. Другими словами, в рамках традиционной научно-технической кооперации наших стран в последние годы всё большее значение приобретает российско-немецкое инновационно-технологическое сотрудничество.
В России уже
началось формирование рыночной инфраструктуры,
способной производить современные
инновационные продукты и технологии.
В 2003 году в стране уже функционировало
более 50 бизнес-инкубаторов, около 70 научных
и технологических фабрик. В шести федеральных
округах созданы центры трансферных технологий,
а также 50 инновационно-технологических
центров в 24 российских регионах, в том
числе в Москве, Зеленограде, Екатеринбурге
и Санкт-Петербурге. В этих центрах разместилось
более 1000 малых высокотехнологичных предприятий.
В 2004 году в регионах началось создание
внедренческих зон. Активно создается сеть консалтинговых
и инженерных компаний, разворачивается
производство микро- и оптоэлектроники,
программных продуктов, изделий научного
приборостроения и т. д. Появились первые
научно-образовательные комплексы, есть
примеры реальной интеграции академической,
вузовской и отраслевой науки, развивается
сеть венчурных комплексов, ориентированных
на сферу высоких технологий, создаётся
также сеть информационно-
В то же время Германия не только накопила эффективный опыт по использованию имеющегося инновационно-технологического потенциала, но и создала достаточно действенный государственно-рыночный инструментарий по его развитию. Так, например, Федеральное министерство экономики и труда и Федеральное министерство образования и исследований разработали и достаточно успешно реализуют многочисленные программы и инициативы по инновационной поддержке высших учебных заведений, научно-исследовательских структур, малых и средних фирм. При этом оба министерства позиционируют себя именно в качестве их партнёров, стремящихся помочь им в достижении общих целей. К относительно новым инициативам немецкого государства в этой области, представляющим интерес и для России, можно отнести такие программы, как:
1) создание сети профессиональных патентных агентств, которые должны содействовать внутрифирменным инновационным процессам, в первую очередь на малых предприятий и только что созданных фирмах;
2) создание сети региональных инновационных центров («InnoRegio-Programm»);
3) содействие созданию инновационных фирм выпускниками высших учебных заведений («EXIST-Existenzgruender aus Hochschulen»);
4) содействие развитию прикладных инновационных исследований в специализированных высших учебных заведениях.
Набор хорошо зарекомендовавшего себя инструментария по государственной поддержке инновационной деятельности достаточно широк и включает в себя самые разные механизмы, в том числе программы по оказанию помощи в финансировании рискового капитала, которые осуществляют государственные банковские институты Кредитанштальт фюр Видерауфбау и Дойче Аусгляйхсбанк.
Немецкий опыт
во многом применим и в России. Одновременно
немалые резервы лежат в
Тенденция перехода
двустороннего научно-
Особенно эффективно
и результативно проекты
Содействие инновационным
процессам в российско-немецкой
научно-технологической
Более полный учёт
и согласование обеими сторонами
приоритетных направлений в двусторонней
научно-технической кооперации и инновационно-технологическом
сотрудничестве с приоритетными направлениями
развития науки и техники в России, в том
числе: информационно-телекоммуни-
Более активное использование Интернета для развития сотрудничества в сфере технологической кооперации, что, среди прочего, предполагает более широкое использование существующих в обеих странах электронных банков данных и предложений о сотрудничестве или, другими словами, повышение информационной прозрачности этой сферы. Хорошим примером в этом отношении является совместный межведомственный проект (бывшего Минпромнауки и ФМОНИ) по созданию немецко-российского научного Интернет-портала (DRW Deutsch-Russisches Wissenschaftsportal), который открыт для свободного доступа и позволяет получать следующую комплексную информацию на русском, немецком и английском языках: общая характеристика научно-исследовательской структуры и среды в Германии и России; состояние текущих научно-исследовательских проектов; партнёры по кооперации; мероприятия в научной сфере; программы содействия российско-немецкому сотрудничеству. Портал содержит достаточно подробную информацию о различных институциональных структурах, в том числе об университетах, высших учебных заведениях, исследовательских центрах, обществах, и исчерпывающе информирует о различных программах, мероприятиях и возможностях участия в них [4].
Более активное вовлечение российских и немецких малых и средних фирм в сферу реализации существующих двусторонних научно-исследовательских проектов. Этому может способствовать их более широкая поддержка со стороны обоих государств. В частности, предполагается, что это существенно улучшит условия для российско-германского обмена технологиями в рамках программы «ПРО ИННО», которая финансируется Германией.
Информация о работе Управление наукой за рубежом на примере Германии