Управление привлеченными ресурсами банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы также является анализ эффективности управления привлеченными ресурсами коммерческих банков.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и состав привлеченных ресурсов банка;
- рассмотреть организацию управления привлеченными ресурсами банка;
- выявить методы и инструменты управления привлеченными ресурсами банка;
- провести анализ эффективности управления привлеченными ресурсами коммерческого банка.

Файлы: 1 файл

Привлеенные.docx

— 152.80 Кб (Скачать файл)

Права, удостоверенные именным сертификатом, передаются оформлением на нем цессии - двустороннего соглашения лица, уступающего свои права (цедента), и лица, приобретающего эти права (цессионария).     В связи с тем, что возможность использовать средства, привлеченные банком во вклады, зависит от длительности срока, в течение которого банк будет располагать деньгами клиента, и от размера вклада, размеры процентов, выплачиваемые банками по вкладам, могут варьироваться в зависимости от значения этих показателей.

Как правило, чем длиннее срок вклада и чем больше его сумма, тем выше проценты по вкладу. По срочным вкладам (депозитам) с фиксированным сроком обычно устанавливается неизменная процентная ставка, ставка по вкладам с предварительным уведомлением об изъятии может изменяться. 
     Основными источниками недепозитных ресурсов коммерческих банков являются межбанковские кредиты, в том числе и кредиты центрального банка, банковская эмиссия долговых обязательств и др.

Межбанковские кредиты (депозиты), т.е. займы, полученные банками от других кредитных организаций, являются важным источником недепозитных ресурсов банков, в первую очередь с точки зрения поддержания их ликвидности. 
    

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ РЕСУРСАМИ БАНКА

 

Управление банковскими ресурсами - это деятельность, связанная с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определение размера и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной связи с их размещением.

Существует два уровня управления ресурсами коммерческих банков:

1) государственный уровень (управление осуществляется через  ЦБ с использованием различных  финансовых инструментов);

2) уровень коммерческого  банка.

Рассматривая государственный уровень управления ресурсами коммерческого банка, выделяют такие инструменты, которые при этом применяет ЦБ:

1) предоставление кредитов Центральным Банком России коммерческим банкам, что непосредственно влияет на размер их пассивов. При этом большое значение имеет процентная политика ЦБ: установлена официальная учетная ставка выступает фактором регулирования спроса на Межбанковский кредит;

2) операции на открытом рынке - операции по купле-продаже государственных ценных бумаг, которые могут увеличивать или уменьшать размер пассивов коммерческих банков;

3) установление экономических показателей регулирования деятельности коммерческих банков:

- минимальный размер уставного капитала;

- соотношение между размером собственных средств банка и суммой активов (с учетом степени риска их потери);

- обязательные резервы - часть ресурсов, внесенная на беспроцентный счет в ЦБ по его требованию. Они ограничивают возможность кредитования и депозитной эмиссии коммерческих банков;

- показатели ликвидности коммерческого банка и максимального размера риска на одного заемщика;

- другие показатели.

Средства ЦБ могут быть эффективными только в условиях согласования их с налоговой политикой и действующим законодательством. Изъятие ресурсов Центральным банком для покрытия бюджетного дефицита влечет за собой уменьшение ресурсов у коммерческих банков.

Коммерческим банкам нужно выполнять требования ЦБ относительно соблюдения установленных экономических нормативов.

Коммерческие банки должны принимать меры, стимулирующие привлечение вкладов и их сохранение. Здесь должны быть учтены следующие факторы:

а) качество обслуживания клиентов;

б) квалификация персонала банка;

в) проценты по вкладам;

г) использование различных видов ценных бумаг, в частности сертификатов.

При эффективном размещении ресурсов применяются три метода:

- общий фонд денежных  средств: мобилизация денежных средств с последующим их направлением на потребности, возникающие в данный момент;

- распределения активов (конверсия): размещение денежных  средств в зависимости от источника происхождения средств;

- научного управления (экономико-математический): с помощью математических формул выражается цель коммерческого банка. В процессе принятия решения о размещении ресурсов необходимо присоединять все эти методы, учитывая при этом человеческий фактор (уровень подготовки специалистов банка).

Коммерческий банк должен поддерживать оптимальное соотношение между собственными и привлеченными средствами, которое при наименьших затратах на формирование банковских ресурсов будет способствовать поддержанию стабильного уровня дивидендов и доходов.

При управлении кредитными ресурсами на уровне коммерческого банка, последний составляет планы, в которых прогнозируются поступления вкладов и их изъятия. При этом учитываются общие экономические условия, сезонность, движение процентных ставок, потребности клиентов (особенно крупных) в средствах.

К процессу планирования привлекаются: макроэкономический анализ; информация о клиентах.

Управление банковскими ресурсами представляет собой деятельность, связанную с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определением величины и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной увязке с их размещением [26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ РЕСУРСАМИ

 

 Управление ресурсами  коммерческих банков можно условно  разделить на два уровня: уровень  государства и уровень самого  коммерческого банка. При этом  на каждом уровне используются  как экономические, так и организационные  методы. Сами же методы прямо  либо косвенно воздействуют на  величину ресурсов коммерческих  банков.

На уровне государства управление ресурсами коммерческих банков происходит через разные учреждения, в основном через банк с использованием различных инструментов.

Предоставление Центральным Банком кредитов коммерческим банкам непосредственно влияет на величину их пассивов.

При этом, важное значение имеет процентная политика, проводимая ЦБ при межбанковском кредитовании.

Ведь установленная ЦБ официальная учетная ставка выступает фактором регулирования спроса на межбанковский кредит.

Другим инструментом, который использует ЦБ, являются операции на открытом рынке.

Операции ЦБ по купле-продаже государственных ценных бумаг увеличивают или снижают величину пассивов коммерческих банков.

Следовательно, операции на открытом рынке служат, прежде всего, для регулирования спроса и предложения. Установление экономических показателей регулирования деятельности коммерческих банков непосредственно сказывается на величине их ресурсов. Минимальный размер уставного фонда не только прямо, но и косвенно влияет на величину собственного капитала коммерческого банка, поскольку образование других его фондов взаимосвязано с уставным фондом. Так, от величины уставного фонда зависят размер и порядок формирования резервного фонда, образуемого за счет отчислений из прибыли.

Предельное соотношение между размером собственных средств коммерческого банка и суммой активов, взвешенных по степени риска их потери, устанавливает относительную границу развертывания активных операций коммерческого банка, характеризует его платежеспособность.        Обязательные резервы — часть ресурсов коммерческих банков, внесенных на беспроцентный счет в ЦБ  по его требованию. Это ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии, обусловленной перечислением средств по счетам коммерческих банков. Обязательные резервы выполняют также функцию страхования депозитов и вкладов. Вместе с тем они, по сути, во многом представляют собой организационный метод регулирования ресурсов коммерческих банков. регулировании ресурсов важное место отводится показателям ликвидности коммерческого банка и максимального размера риска на одного заемщика. Соблюдение указанных показателей требует поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства. При размещении ресурсов коммерческие банки исходят из степени кредитоспособности клиентов. При этом, однако, не исключаются возможность размещения ресурсов среди одного или нескольких заемщиков, а также случаи неплатежей одним или несколькими заемщиками. Избежать этого позволяют устанавливаемые ЦБ ограничения по выдаче кредитов одному заемщику. Указанные и другие инструменты ЦБ в сфере регулирования ресурсов коммерческих банков могут быть эффективными только в условиях их согласованности с налоговой политикой, действующим законодательством. Например, высокие ставки налогообложения прибыли уменьшают денежные средства, остающиеся в распоряжении коммерческого банка для выплаты дивидендов и собственного развития, а следовательно, негативно влияют на формирование не только собственного капитала, но и на операции по привлечению вкладов и депозитов. Важная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит самим коммерческим банкам. При этом им необходимо выполнять требования ЦБ о соблюдении установленных экономических нормативов, а также проводить сбалансированную пассивную и активную политику.

Для мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в реальные кредитные ресурсы коммерческие банки должны осуществлять мероприятия, которые стимулировали бы привлечение вкладов и обеспечивали их сохранность.

В развитии операций по привлечению свободных денежных средств,  важное значение имеет качество обслуживания клиентов — наличие информации об условиях привлечения средств во вклады, быстрота обслуживания, доброжелательное отношение ко всем клиентам и т. п.

Качество обслуживания клиентов во многом зависит от квалификации аппарата банка, который должен учитывать не только свои собственные интересы, но и интересы клиентов, в частности, выплачиваемый вкладчикам размер дохода.

По своему экономическому назначению процент должен стимулировать концентрацию свободных денежных средств в коммерческих банках, что возможно путем использования ими свободных и рыночных ставок депозитных процентов.

Стимулирующий эффект процента по вкладам зависит главным образом от уровня и дифференциации процентных ставок в зависимости от вида, срока вклада, периода уведомления об изъятии и т. п. Если при определении процентной ставки будут учтены также темпы инфляции, то повысится ценность самих денег, а увеличение вкладов поможет уменьшить ажиотажный спрос на потребительском рынке.

Кроме того, повысится ответственность государства и коммерческих банков за эффективное использование денежных накоплений и сбережений, что будет способствовать развитию не только коммерческого банка, но и народного хозяйства в целом.

Привлечению средств вкладчиков в коммерческие банки способствует изменение порядка выплаты процентов.

Одним из направлений работы коммерческих банков в области привлечения ресурсов является использование разных видов ценных бумаг, в частности, сертификатов. Следует также развивать спектр банковских услуг для вкладчиков, что будет стимулировать внесение средств на счета в коммерческих банках.

Проблема управления ресурсами, привлеченными коммерческими банками, имеет не только количественную, но и качественную сторону. Привлекать ресурсы без проработки вопроса об их размещении недопустимо. Перед коммерческими банками стоит задача эффективного размещения ресурсов, которое возместило бы затраты и принесло банку прибыль, а также обеспечило выполнение предъявляемых ЦБ требований по ликвидности банка.

Это возможно при тесной взаимной согласованности пассивных и активных операций коммерческого банка.

Большинство коммерческих банков в области управления активами использует метод общего фонда денежных средств, который предполагает мобилизацию средств с последующим направлением их на потребности, возникающие в данный момент.

При этом отсутствует четкая политика в размещении ресурсов в зависимости от срока и источника их образования, степени риска и доходности активов, что в значительной степени негативно сказывается на состоянии ликвидности банка и его платежеспособности. Использование такого метода свидетельствует о недостатках в работе руководства коммерческого банка, о его консерватизме, подрывает имидж банка.

Поэтому некоторые коммерческие банки в своей практической работе используют отдельные положения метода распределения активов (или конверсии), который предполагает размещение денежных средств в тот или иной вид активов в зависимости от источника средств. Так, собственные средства коммерческого банка размещаются в медленно реализуемые активы, в частности, в здания и сооружения, негосударственные ценные бумаги.

Метод распределения активов требует четкой взаимной согласованности конкретного источника ресурсов с конкретными вложениями, что способствует повышению ликвидности и платежеспособности банка. Вместе с тем ему присущи недостатки.

Основным из них является то, что метод конверсии не дает возможности оперативного маневрирования ресурсами в зависимости от складывающейся ситуации. Это в ряде случаев приводит к потере возможности получения коммерческим банком дополнительной прибыли.

Так, направление вкладов до востребования в ссуды и невозможность (с точки зрения этого метода) их использования для приобретения ценных бумаг может привести к потере дополнительного дохода банком, возможность получения которого была очевидной в случае перепродажи пользующихся спросом на рынке ценных бумаг.

Ряд коммерческих банков использует в своей деятельности метод научного управления, в основу которого положены экономико-математические методы. Это позволяет с помощью математических формул выразить цель, преследуемую коммерческим банком на конкретном этапе его развития с учетом ограничений и требований, предъявляемых или устанавливаемых клиентами и ЦБ.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости сочетания различных методов, невозможности использования каждого из них в отдельности. Вместе с тем следует иметь в виду, что каждый из них лишь подсказывает правильный путь принятия решения, показывает те или иные стороны в развитии банковских операций. Поэтому важным элементом процесса принятия решения является человеческий фактор, в частности уровень подготовки специалистов банка, которые готовят материалы для принятия решения и от которых зависит принятие конкретного решения.

Управление ресурсами коммерческих банков означает не только размещение и привлечение денежных средств, но и определение оптимальной структуры источников образования ресурсов для конкретного банка. Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами.

Информация о работе Управление привлеченными ресурсами банка