Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:52, курсовая работа
В исследованиях учёных предлагаемый перечень издержек, относимых к трансакционным, свидетельствует о том, что эти издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагающего взаимодействие между экономическими агентами. Определённость трансакционных издержек представлена через анализ четырёх типов отношений и соответствующих им видов деятельности:
отношения между отдельными покупателями и продавцами;
внутрифирменные отношения;
производство услуг фирмами – посредниками различных видов;
отношения, связанные с защитой прав собственности.
Введение3
Определение и виды трансакционных издержек
Определение понятия «трансакционные издержки»………………..5
Классификация трансакционных издержек………………………….8
Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии…………..10
Управление, изменение и минимизация трансакционных издержек фирмы
Управление трансакционными издержками………………………..11
Измерение и минимизация трансакционных издержек…………….19
Список источников………………………………………………………………27
Таким образом, количественную оценку возникающих при аренде жилья трансакционных издержек можно получить либо с помощью анализа доходов посреднических фирм, либо с помощью суммирования прямых денежных затрат и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату. Например, в Москве в середине 90-х годов трансакционные издержки примерно равнялись месячной арендной плате, т. е. составляли эквивалент 200-500 дол.
Таблица 1
Издержки ex ante |
Издержки ex post |
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации |
Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т. е. уклонения от этих условий |
Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки |
Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты |
Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка |
Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т. д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки |
Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки |
Процесс подготовки и реализации рыночной сделки требует определенных видов деятельности: поиска информации о партнере и товаре, проведения переговоров, заключения контракта, его защиты и т.д. Стороны «должны найти друг друга, они должны связаться друг с другом и обменяться информацией… товары должны быть описаны, проверены, взвешены и измерены. Заключаются договоры, необходимо проконсультироваться с адвокатами, осуществляется передача титула собственности и ведется учет. В некоторых случаях возникает необходимость в принуждении к соблюдению договоров посредством подачи судебного иска, и нарушение договора может привести к тяжбе» [Niehans, 1987, p. 676]. Все эти виды деятельности связаны с определенными издержками. Мы можем выделить следующие виды рыночных трансакционных издержек [Dahlman, 1979, p. 147—148]:
— издержки поиска информации об альтернативах сделки (поиск информации о цене и партнере);
— издержки измерения количественных и качественных характеристик блага;
— издержки ведения переговоров и заключения контракта;
— издержки контроля за соблюдением контракта со стороны партнеров по сделке и предупреждения оппортунистического поведения партнеров;
— издержки защиты контракта от посягательств третьей стороны.
Внимание экономистов во всем мире на протяжении десятилетий приковано к техническому прогрессу и революционному росту производительности труда на базе новых технологий. Что касается практически ориентированных менеджеров, то их в последние годы больше интересует другая проблема – борьба с трансакционными затратами, которые имеют тенденцию к устойчивому росту и способны свести на нет любые выгоды от технических нововведений. Минимизация трансакционных издержек – одна из основных задач в иерархии целей современного менеджера. Выше ее стоят только проблемы качества и успешного внедрения новых продуктов. Один из высших руководителей известной американской компьютерной фирмы сказал: «Мы в свое время готовились управлять в условиях, когда «прямые» производственные и трансакционные расходы соотносятся как 1/1 или 1/2. Сейчас на многих из управляемых нами предприятий издержки, связанные с трансакциями, превышают производственные в 10 и более раз. Мы и представить себе не могли, что такое вообще бывает!»
Как в современных условиях наиболее эффективным образом контролировать трансакционные расходы фирмы? Прежде всего отметим, что ни бухгалтерский, ни управленческий учет обычно не содержат такого понятия, как трансакционные затраты. Это категория, в основном, теоретическая. На практике чаще используется другое понятие – накладные расходы (overhead costs). Они представляют собой дополнительные к основным затратам расходы для обеспечения процессов производства и обращения: управление и обслуживание, содержание и эксплуатация оборудования. Интересно, что сумма накладных расходов, коррелируя с объемом выпуска, в то же время не находится в жесткой зависимости от него (как в случае с прямыми издержками производства). То, что в действительности порождает накладные расходы, – это трансакции и связанные с ними затраты. Поэтому контролировать растущий объем накладных расходов можно только через контроль над трансакциями.
Как мы уже знаем, трансакции
необходимы для бесперебойного продвижения
производства. Это обмен информацией,
материалами и другими
• логистика. Перемещение материалов и комплектующих: заказ, его исполнение и подтверждение. Данный вид трансакций осуществляется силами «непроизводственного персонала» с различной специализацией: прием и отправка материалов и продукции, экспедиция, ввод и обработка информации, учет;
• снабжение. Обеспечение предприятия достаточным для бесперебойной работы количеством ресурсов: рабочей силы, материалов, комплектующих, а также производственных мощностей. В снабжении задействованы структурные единицы, ответственные за планирование, закупки, контроль и отбор кадров (human research). Частично здесь же задействован менеджмент предприятия, а именно лица, ответственные за прогнозирование и производственные графики;
• качество. Контроль
качества, проверка и подтверждение
успешного выполнения
• модернизация. Изменения в информационной системе предприятия, которые следуют за совершенствованием технологии, либо пересмотром внутренних процедур. Эти трансакции в основном «ложатся на плечи» информационных подразделений. Часть работы по модернизации также связана с закупками, контролем качества, вводом и обработкой информации. Известно, что модернизация на современном предприятии происходит постоянно. В частности, с изменением «модели» выпускаемого продукта, каждый раз необходимо вносить поправки в спецификацию материалов и комплектующих, в графики поставок и т.д. Это приводит к дополнительному росту числа трансакций.
Уменьшение числа трансакций
Упразднение излишних трансакций
– один из основных способов оптимизации
затрат предприятия. Интересным в этом
отношении представляется опыт японской
промышленности. На многих предприятиях
Японии принята и успешно реализована
концепция «своевременного
Стабильность предприятия
Один из основных способов снизить число и сложность трансакций – стабилизация работы предприятия. Это означает, что менеджерам необходимо минимизировать число технологических новшеств, структурных и организационных изменений, избегать бесконечного пересмотра внутренних процедур, распорядка и т.д. Безусловно, любые совершенствования имеют благие цели: речь идет об улучшениях качества продукции, снижении затрат труда, снижении рисков. Тем не менее постоянные «перестройки» и «технологические революции» могут серьезно «раздуть» трансакционный бюджет фирмы.
Стабильность предприятия должна быть одной из основных целей менеджера. Не следует каждый раз бросаться устранять видимые огрехи в его работе: последствия непрерывного «ремонта» работающего в полную нагрузку механизма очень сложно предугадать. Опыт показывает, что такая тактика приводит к резкому взлету накладных расходов, которому вполне по силам «съесть» все выгоды от самых рациональных новшеств. Каждый раз, когда издается приказ о процедурных, технологических или любых других изменениях, предприятие захлестывает волна внеочередных трансакций. Часто помимо количественной, появляется и качественная проблема – необходимость делать что-то в первый раз. В результате модернизация может повлечь за собой «аврал» – «пиковую» загрузку работников фирмы, которая может обернуться ухудшением клиентского сервиса и дальнейшими расходами. Как сказал один опытный менеджер среднего звена, если хочешь справиться с потоком внеочередных заданий, которые периодически спускают сверху, держи в резерве запасной полк спасателей.
Избежать аналогичных ситуаций помогает тщательное планирование нововведений в сочетании с практикой их «пакетного» внедрения. Именно так поступают на японских предприятиях. Стабильность – один из главных принципов японской философии управления. Каждая новая процедура или технология продумывается до мельчайших деталей, новые инструкции заранее доводятся до исполнителей, после чего какое-то время уделяется тренингам. Таким образом, менеджмент авансирует значительные средства на самой первой стадии внедрения инноваций с тем, чтобы избежать роста числа трансакций и перегрузки персонала в дальнейшем – на этапе реализации плана. Результатом является стабильно меньшее (почти на 2/3) число нововведений, по сравнению с иностранными конкурентами, и более низкий процент накладных расходов в структуре затрат. Предприятия, исповедующие подобную философию, являются более конкурентоспособными. Четче планирование – меньше ошибок.
Сбор информации и контроль
Один из наиболее интересных способов оптимизации трасакционных затрат состоит в упразднении излишних процедур контроля и сокращении объема собираемой информации. Основной принцип, которым следует руководствоваться, – не собирай больше данных, чем сможешь переработать. Нередко бывает так, что фирма воспроизводит слишком большой объем данных о качестве продукта на всех технологических стадиях. При этом собственно качество может оставаться на низком уровне. Такая ситуация свидетельствует о том, что соответствующим службам просто не хватает времени анализировать информацию – оно уходит на то, чтобы ее собрать. Рациональным выходом из данной ситуации могла бы стать концентрация внимания на отдельных «болевых точках», где проблемы с качеством возникают чаще всего. Это позволит эффективнее решать основную задачу и попутно экономить на трансакционных издержках, связанных со сбором и обработкой данных.
Автоматизация
Автоматизация – один из основных способов снижения трудовых затрат на любом участке работы предприятия. Развитие современной вычислительной техники каждый год открывает новые возможности оптимизации расходов, связанных с вводом, передачей и обработкой информационных потоков. Электронные носители позволяют экономить на копировании и пересылке данных, лазерные технологии (например, автоматическое считывание штрих-кодов) минимизируют издержки ввода информации. Компьютерные базы данных экономят на хранении, специализированное программное обеспечение позволяет одним нажатием кнопки составлять отчеты почти любой сложности и т.д. Одним словом, «ручной способ» выполнения тех операций, которые мы уже привыкли исполнять с помощью разнообразной техники, мог бы обойтись в десятки раз дороже. При этом пострадали бы и скорость, и качество: современная техника во многих отношениях способнее и совершеннее человека.
Выгоды от автоматизации
фирмы на базе вычислительной техники
очевидны. Нам лишь остается ответить
на вопрос о том, по каким принципам
должна проходить рациональная автоматизация
трансакций. Самый главный из них
состоит в исключении повторного
совершения одних и тех же операций.
Такое может происходить, когда
различные «блоки» в
Информация о работе Управление трансакционными издержками фирмы