Управление трансакционными издержками фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

В исследованиях учёных предлагаемый перечень издержек, относимых к трансакционным, свидетельствует о том, что эти издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагающего взаимодействие между экономическими агентами. Определённость трансакционных издержек представлена через анализ четырёх типов отношений и соответствующих им видов деятельности:
отношения между отдельными покупателями и продавцами;
внутрифирменные отношения;
производство услуг фирмами – посредниками различных видов;
отношения, связанные с защитой прав собственности.

Содержание работы

Введение3
Определение и виды трансакционных издержек
Определение понятия «трансакционные издержки»………………..5
Классификация трансакционных издержек………………………….8
Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии…………..10
Управление, изменение и минимизация трансакционных издержек фирмы
Управление трансакционными издержками………………………..11
Измерение и минимизация трансакционных издержек…………….19
Список источников………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

управление трансакционными издержками.docx

— 489.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Калининградский государственный  технический университет»

 

 

 

 

 

Курсовая

 по дисциплине Микроэкономика

на тему:

Управление трансакционными  издержками фирмы

 

Выполнила студентка

Каминская Алёна Игоревна

Учебной группы 11-ЭК-1

                                                                               Работу проверил

                                                                    заведующий к.э.н,

                                                                       Погорлецкий И.И.

 

 

 

 

 

Калининград

2012 г.

Содержание

Введение3

  1. Определение и виды трансакционных издержек
    1. Определение понятия «трансакционные издержки»………………..5
    2. Классификация трансакционных издержек………………………….8
  2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии…………..10
  3. Управление, изменение и минимизация трансакционных издержек фирмы
    1. Управление трансакционными издержками………………………..11
    2. Измерение и минимизация трансакционных издержек…………….19

Список источников………………………………………………………………27

 

 

  

Введение

 

Процесс взаимодействия между  экономическими субъектами несёт определённые расходы, выраженные как в явной, так и в неявной формах. Признание этого факта – «небесплатности» взаимоотношений экономических субъектов – в том числе в процессе осуществления финансово хозяйственной деятельности, позволило по-новому осветить природу экономических процессов.

В исследованиях учёных предлагаемый перечень издержек, относимых к трансакционным, свидетельствует о том, что эти издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагающего взаимодействие между экономическими агентами. Определённость трансакционных издержек представлена через анализ четырёх типов отношений и соответствующих им видов деятельности:

    1. отношения между отдельными покупателями и продавцами;
    2. внутрифирменные отношения;
    3. производство услуг фирмами – посредниками различных видов;
    4. отношения, связанные с защитой прав собственности.

В исследованиях феномена трансакционных издержек на национальном уровне к так называемым трансакционным отраслям относятся следующие:

  1. Финансы и операции с недвижимостью. Фирмы, относящиеся к данной группе, обеспечивают передачу прав собственности, включая поиск альтернатив, подготовку и осуществление сделок.
  2. Банковское дело и страхование. Основная функция фирм этой отрасли – посредничество в осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и требований (неопределённых, асинхронных во времени и не соответствующих по количеству и величине), а также снижение издержек, связанных с безопасностью реализации прав собственности на соответствующие ресурсы. В частности, один из наиболее важных видов страхования при осуществлении сделки – это страхование титула собственности, например, на землю.
  3. Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.
  4. Оптовая и розничная торговля. Предприятия, принадлежащие данной отрасли, оказывают как трансакционные, так и трансформационные услуги. К последним можно было бы отнести, например, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в пространстве, а во времени.

Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства.

В традиционной экономической теории предполагалось, что взаимоотношения между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером. Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьёзными потерями. Такие издержки называются трансакционными.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в  настоящее время для мировой  экономики особенно важна проблема снижения трансакционных издержек. Они влияют на уровень социально-экономического развития общества, эффективность производства и уровня жизни населения.

Целью курсовой работы является выявление экономических основ  формирования трансакционных издержек фирмы, обоснование необходимости их регулирования, а также вопросы, связанные с регулированием трансакционных издержек фирмы.

 

 

 

Определение понятия «трансакционные издержки»

 

Что такое трансакционные издержки? Чтобы понять это, рассмотрим, прежде всего, понятие трансакции.

Оливер Уильямсон дал следующее определение трансакции: «Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая» [Уильямсон, 1996, с. 27. В соответствии с этим подходом понятие трансакции применяется, когда ресурсы перемещаются физически, т.е. осуществляются «поставки» благ или услуг. Это могут быть «поставки» как внутри фирмы, так и на рынке, и мы можем говорить как о внутренних, так и о внешних трансакциях, или о внутрифирменных или рыночных трансакциях. Трансакция, таким образом, возникает, когда имеет место разделение труда [Фуруботн, Рихтер, 2005, с. 55].

Идея внутрифирменной  трансакции была описана у Адама  Смита на примере разделения труда  при производстве булавок. «Один [рабочий] тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций» [Смит, 1993]. Производство булавок разделено приблизительно на 18 операций, и каждый раз, когда булавка внутри фабрики переходит из рук одного рабочего в руки другого, имеет место «трансакция».

Другое определение понятия  «трансакция» дал Джон Коммонс. Для него трансакция — это «отчуждение и приобретение индивидами прав будущей собственности на материальные объекты» [Цит. по: Фуруботн, Рихтер, 2005, с.56]. Это определение трансакции так же имеет дело с передачей ресурсов, но уже в юридическом смысле. В нем говорится о передаче подтвержденных законом прав собственности.

Экономические трансакции являются лишь частью всей совокупности социальных трансакций, и экономический анализ интересуется не только экономическими трансакциями. Социальные трансакции можно определить как социальные действия, которые необходимы для создания и поддержания институциональных рамок, в которых осуществляется экономическая деятельность. Эти рамки включают, как было показано выше, формальные правила, неформальные правила и механизмы принуждения к их соблюдению. И здесь особую роль играют политические трансакции [Фуруботн, Рихтер, 2005, с.56]..

Трансакционные издержки — это издержки, возникающие при  осуществлении трансакций. Они складываются из затрат ресурсов и затрат времени  на совершение сделки, а также из потерь, возникающих вследствие того, что был заключен неполный или неэффективный контракт. Порой трансакционные издержки бывают столь велики, что они препятствуют заключению сделки, поэтому их вообще не удается обнаружить. Как написали авторы одного исследования, проведенного в Великобритании, в ходе которого предпринимались попытки эмпирической оценки трансакционных издержек в некоторых отраслях: «Трансакционные издержки — это забавная штука — большая часть из них существует не в реальности, а <…> в мирах, которым не удалось стать реальностью» [Buckley, Chapman, 1997, р. 136].

Одно из наиболее известных  определений трансакционных издержек принадлежит Кеннету Эрроу, который назвал трансакционные издержки издержками эксплуатации экономических систем. Он сравнил это понятие с понятием трения в физике: «Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки мешают перемещению ресурсов к тем пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, «распыляя» полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и тому, и другому), так фактически и любой институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив, тем самым выгоды от обмена. Наконец, следует заметить, что экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов» [Цит. по: Капелюшников, 1990, с. 28—29].

Впервые идея трансакционных издержек появляется в статье Р. Коуза «Природа фирмы» в 1937 году, где он говорит об издержках использования ценового механизма, объясняя их наличием существование фирмы, как альтернативного механизма координации деятельности.

Научное сообщество не обратило внимания на понятие трансакционных издержек в конце 1930-х годов. Коуз рассуждал об издержках, возникающих в процессе обмена в контексте выбо ра между различными институциональными устройствами: фирмой и рынком, а научное сообщество не проявляло в тот период интереса к подобным вопросам. Кроме того, Коуз не дал точного определения понятия трансакционных издержек и использовал вместо этого выражение «издержки использования ценового механизма». Свою идею трансакционных издержек и ее связь с обменом правами собственности он развил в статье «Проблема социальных издержек», опубликованной в 1960, в которой он уже использует термин «трансакционные издержки» и доказывает необходимость их учета в экономической теории.

После опубликования статьи ни сам Коуз, ни другие авторы не занимались вопросом о связи между трансакционными издержками и правами собственности. И только в 1958 году в статье «Федеральная Комиссия Связи» Коуз возвращается к теме влияния трансакционных издержек на права собственности. А статья 1958 года в свою очередь побудила Коуза написать статью «Проблема социальных издержек». Первоначально даже сам Коуз не смог оценить значение этой статьи для всей экономической теории: «Я думал, что я раскрываю слабости анализа Пигу по вопросу о расхождении между частным и социальным продуктом, анализа, который обычно принимался экономистами, и не более того. Лишь позже, отчасти в результате бесед со Стивеном Чангом в 60-х годах, я пришел к пониманию основного значения того, что я написал, для экономической теории …».

Коуз выделил следующие механизмы координации деятельности людей:

— рынок;

— фирма (организация, иерархия);

— государство.

Использование любого из этих механизмов координации связано  как с выгодами, так и с издержками, ни один из них не является бесплатным и не обладает бесспорным преимуществом  по сравнению с другими механизмами. Мы можем сказать, выражаясь языком современной экономической теории, что все механизмы координации деятельности представляют собой следующее после оптимального решение (second best).

 

 

Классификация трансакционных издержек

 

Теперь мы можем перейти  к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать  классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон  говорит о трансакционных издержках  ex ante и ex post, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде Таблицы 1.

Построение классификации  трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта позволяет внести ясность в вопрос об их количественной оценке как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Например, при заключении сделки по найму квартиры, предполагающей передачу собственником квартиры арендатору права пользования ею, трансакционные издержки для арендатора примут следующие формы.

• Издержки на поиск информации о сдающихся квартирах, о ценах на рынке жилья: покупка специализированных изданий и звонки по объявлениям или обращение в риэлторскую фирму, которая за комиссионные самостоятельно подбирает несколько вариантов, — издержки в денежной форме и затраты времени.

• Издержки ведения переговоров  с собственниками отобранных по результатам  первого этапа квартир об особых условиях аренды — затраты времени, могут быть переложены на посредника и принять в этом случае денежную форму.

• Издержки оценки качества жилья в ходе посещения отобранных квартир — затраты времени  и транспортные расходы тоже могут  быть переложены на посредника.

• Издержки юридического оформления контракта о найме, его нотариального  заверения — издержки в денежной форме.

• Издержки предотвращения оппортунизма собственника, выражающегося  в стремлении изменить условия аренды, например, увеличить арендную плату, — затраты времени, психологические  издержки.

Издержки защиты переданного  на срок действия контракта права  пользования квартирой в случае, если собственник предъявляет арендатору претензии по содержанию квартиры и/или  хочет досрочно расторгнуть договор, — затраты времени и издержки в денежной форме, связанные с  обращением в суд.

Информация о работе Управление трансакционными издержками фирмы