Управление трансакционными издержками фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

В исследованиях учёных предлагаемый перечень издержек, относимых к трансакционным, свидетельствует о том, что эти издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагающего взаимодействие между экономическими агентами. Определённость трансакционных издержек представлена через анализ четырёх типов отношений и соответствующих им видов деятельности:
отношения между отдельными покупателями и продавцами;
внутрифирменные отношения;
производство услуг фирмами – посредниками различных видов;
отношения, связанные с защитой прав собственности.

Содержание работы

Введение3
Определение и виды трансакционных издержек
Определение понятия «трансакционные издержки»………………..5
Классификация трансакционных издержек………………………….8
Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии…………..10
Управление, изменение и минимизация трансакционных издержек фирмы
Управление трансакционными издержками………………………..11
Измерение и минимизация трансакционных издержек…………….19
Список источников………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

управление трансакционными издержками.docx

— 489.22 Кб (Скачать файл)

Другой интересный способ сокращения затрат – интеграция программных  комплексов различных функциональных подразделений компании. Вариантов  такого объединения может быть несколько: интеграция инженерного и производственного  информационных блоков, «межфилиальной», клиентской сети и т.д. 

 

Комплексный подход

Существует три основных метода рациональной оптимизации трансакционных издержек фирмы. Во-первых, анализ трансакций с точки зрения их необходимости  и альтернативных методов  осуществления. Во-вторых, стабилизация работы предприятия и исключение «излишних»  нововведений. В-третьих, автоматизация и интеграция программных ресурсов компании. К сказанному необходимо добавить, что подход к анализу трансакций должен быть взвешенным и комплексным. В частности, необходимо учитывать обратный эффект, который могут принести некоторые попытки минимизации затрат. 

Об отрицательных последствиях бесконечной новаторской деятельности менеджмента уже говорилось выше. Отметим так же, что ростом трансакционных затрат может обернуться и непродуманная  автоматизация предприятия. Сотрудник  одной компании, в которой был  подобный негативный опыт, сказал: «Все, чего мы добились в результате внедрения  нашей глобальной компьютерной системы, – это увольнение нескольких низкооплачиваемых  сотрудников, которые получали 10 долларов в неделю. Зато теперь для поддержки  всей этой структуры нам пришлось нанять ровно столько же программистов, которые обходятся фирме в 30 - 50 долларов в неделю. Более того, этих специалистов практически невозможно найти, так как их не хватает, и крайне сложно оценить их квалификацию». 

Другой пример ошибки –  автоматизация ненужных трансакций. Известны случаи, когда для сокращения затрат труда компании заказывали дорогостоящее  программное обеспечение и соответствующую  компьютерную технику. Впоследствии выяснялось, что в процессе разработки программы (уже на этапе постановки задачи) многие процедуры впервые были подвергнуты  анализу и значительно упростились. Когда программа была готова, стало  ясно, что она уже не даст столь  впечатляющего эффекта, как предполагалось. Трансакции упростились настолько, что произведенные вложения в  автоматизацию оказались нерентабельными. 

 

Общий вывод состоит  в следующем: менеджер, который хочет оптимизировать трансакционные расходы своей компании, должен подходить к ним так же, как и к производственным издержкам.  Необходимо принимать взвешенные решения о том, где и как автоматизировать  внутрифирменныетрансакции, как оптимальным образом интегрировать различные блоки информационной системы фирмы, а где имеет смысл стабилизировать работу подразделения для достижения оптимального уровня издержек в долгосрочном плане. И, наконец, необходимо научиться подходить к проблеме издержек компании не с бухгалтерской, а с экономической точки зрения. То есть в системе управленческого учета фирмы необходима функциональная классификация затрат, в которой за каждой группой издержек будет виден их подлинный источник. Ниже приводится конкретный пример успешной оптимизации трансакционных затрат на промышленном предприятии.

 

Пример из практики

В качестве примера «трансакционного планирования» нам послужит сборочное  производство высокотехнологичного изделия А. Предположим, что данный продукт состоит более чем из 700 комплектующих, которые необходимо еженедельно заказывать у поставщиков, приходовать на склад, а затем своевременно извлекать и доставлять в сборочный цех. Число ежемесячно совершаемых по данной схеме трансакций можно подсчитать следующим образом (рис. 3.7). После внимательного исследования сборочной технологии руководство компании приняло следующие решения: 

1) изменив конструкцию  изделия и спецификацию поставляемых  комплектующих, можно уменьшить число деталей с 700 до 200;

2) можно отказаться от  практики еженедельных закупок  комплектующих и перейти к  системе «нулевых производственных запасов». Для этого необходимо договориться о месячном объеме и графике поставок, при котором потребность в очередной «порции» деталей удовлетворяется по первому требованию фирмы. В качестве очередной «заявки» поставщику отсылаются пустые контейнеры стандартной формы; 

3) сложная процедура приема  и учета полученных материалов  может быть упразднена. Для этого  в учетное подразделение фирмы отправляется «слип» с упаковки полученного товара, после чего производится калькуляция и ежемесячно осуществляется оплата фактически закупленных полуфабрикатов; 

4) отправка комплектующих  непосредственно в сборочный  цех дает возможность сэкономить  на складских операциях: приемка-передача, погрузка-разгрузка, составление накладных, требований и т.д.; 

• сборка готовых изделий  «с колес» незамедлительно выявляет все проблемы с качеством

комплектующих. Это исключает  лишние операции по ведению соответствующих  «регистров» и позволяет сосредоточиться на устранении последствий выявленного брака. 

В результате внедрения новых  процедур количество трансакций снизилось  почти вдвое (рис. 3.8), что позволило значительно сократить накладные расходы фирмы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Измерение и минимизация  трансакционных издержек

 

В экономике России трансакционный сектор достиг своего максимума в 40,8% в 1992 г. и до 1996 г. отмечалось его падение  до 24,9% (см. рис.1).

Данное явление объясняется  происходившим в этот период процессом  формирования в экономике России рыночных институтов, который в основном завершился к 1997 г. Именно начиная с 1997 г., вновь наметился стабильный рост трансакционного сектора, который продолжается на данный момент.

В рамках ведения финансово-хозяйственной  деятельности конкретным субъектом  рынка интересно измерение и  практическое применение вышеупомянутого  вида издержек.

Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при  покупке и продаже, например, финансового  продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны  покупателя.

Трансакционные издержки  включают:

      • Затраты на получение информации о предлагаемых на рынке финансовых продуктах или услугах;
      • Затраты, в том числе времени, на выбор финансового продукта (услуги);
      • Затраты на оформление сделки купли-продажи такового.

Следует отметить, что здесь  возникает проблема в связи с  появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который в свою очередь использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.

При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал данный продукт сам себе. Именно ценность прав пользования, владения продуктом  является вмененными издержками его  продаж. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные  с доказательством надёжности для  контрагента (репутация); время и  средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным  покупателям; оформление сделки.

В связи с рассмотренной  ситуацией следует выделить четыре важных аспекта:

  1. Трансакционные издержки аналогичны любому другому виду издержек. Вот почему они могут рассматриваться в рамках отношений заменяемости-дополняемости с трансформационными издержками.
  2. Трансакционные издержки, порождаемые покупателем или продавцом, не переходят к контрагенту так, как это происходит в случае с установлением косвенного налога на продажу того или иного товара. Трансакционные издержки двусторонни, и их распределение определяется не относительной эластичностью спроса по цене, а существующими правилами и выбранными стратегиями экономических агентов. Вместе с тем по результатам трансакционные издержки аналогичны налогам: они уменьшают размеры рынка (объём рыночных сделок). В той мере, в какой налоги интерпретируется как элемент трансакционных издержек для участников обмена, их влияние вполне не может быть объяснено на основе общепринятой в микроэкономике технологии анализа.
  3. Несмотря на то, что трансакционные издержки в обмене порождаются покупателем и продавцом, только часть из них связана с рыночными трансакциями, например с наймом юриста или агента по продаже недвижимости. Значительная часть трансакционных издержек непосредственно не связана с рыночными операциями.
  4. Существующие правила обусловливают распределение трансакционных издержек между экономическими агентами. Соответствует ли принцип распределения сравнительным преимуществам агентов в плане экономии на этих издержках? Если правила поддаются сознательному изменению, то они будут установлены в соответствии не со сравнительным преимуществом, а с переговорной силой одной из сторон, позволяющей ей извлекать максимальные выгоды.

Там, где трансакционные издержки связаны с рыночными  операциями, оказывается, что последствия  их существования практически идентичны  последствиям существования налогов. Налоги – это плата за производство государством общественных благ, в  том числе и безопасности прав собственности. Тогда налоги становятся частью трансакционных издержек для  налогоплательщиков.

При анализе сделки по покупке  финансового продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда  трансакционные издержки делятся с  точки зрения возможностей и количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вменных издержек.

Наряду с моментами, когда  фирма выступает как один из субъектов  рынка, возникают и специфические, если рассматриваются трансакционные издержки в рамках внутрифирменных  отношений, осуществления внутрифирменных  трансакций. Для оценки уровня трансакционных издержек во внутрифирменных отношениях следует использовать определение  фирмы как системы контрактов.

В связи с таким определением фирмы предлагается два варианта оценки трансакционных издержек внутри фирмы в зависимости от способа  рассмотрения системы контрактов.

    1. Первый вариант заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определений иерархической структуры: между владельцами фирмы и менеджерами, менеджерами и контролерами, контролерами и рабочими. В этом случае структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. На высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения по найму.
    2. Второй вариант предполагает более простую схему: акционеры как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производителями, т.е. с теми, кто сам участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек.

Среди методов минимизации  трансакционных издержек можно выделить такие как:

    • проводимая государственная политика. Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределённости и как следствие – уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политики государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;
    • вертикальная интеграция (построение корпораций). Вертикальная интеграция позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;
    • развитие информационных технологий (ИТ), интернет: применение поэтапных стратегий использования ИТ и формирование информационно-коммерческих систем, предусматривающих рационализацию их трансакционных затрат; развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, - к трансформации существующих политических и экономических институтов;
    • развитие инструментария бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария  бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логических затрат;
    • нейро-лингвистическое программирование: нейро-лингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т.е. когда минимизируются издержки без создания каких-либо социальных институтов; речь идёт об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;
    • распределение контроля внутри организации. Исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;
    • трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации;
    • применение процессной модели управления: уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом, которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяет сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области ре-инжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объёмом товарной продукции и количеством трансакций;
    • моделирование регулятивных структур: создание регулирующих институтов для возможности отслеживания поведения и деятельности крупных организаций, например, недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации.

Информация о работе Управление трансакционными издержками фирмы