Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:41, контрольная работа
Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубо-кого изучения современных методов и форм управления трудовы-ми коллективами. Функции руководителя значительно усложни-лись. Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности. Данная работа посвящена анализу управления трудовыми отношениями.
Введение……………………………………………………………………...……3
1 Управление трудовыми отношениями в рыночных условиях………...……..4
Сущность социально-трудовых отношений…………………………..….4
1.2 Методы управления трудовыми отношениями……………………….…….6
1.3 Уровни управления трудовыми отношениями……………………….……10
2 Практическая часть………………………………………………………..…..13
Заключение………………………………………………………………….……24
Список литературы………………………………………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Управление
трудовыми отношениями в
1.2 Методы управления
трудовыми отношениями………………………
1.3 Уровни управления трудовыми отношениями……………………….……10
2 Практическая
часть………………………………………………………..….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, -- непре-рывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами. Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубо-кого изучения современных методов и форм управления трудовы-ми коллективами. Функции руководителя значительно усложни-лись. Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности. Данная работа посвящена анализу управления трудовыми отношениями.
1 Управление трудовыми отношениями в рыночных условиях
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений по поводу осуществления процессов, обусловленных трудовой деятельностью и направленных на повышение качества трудовой жизни.
При этом под качеством трудовой жизни, как элементом более широкого понятия «качество жизни», понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия труда в самом широком смысле слова (условия производственной жизни) и позволяющих учесть степень реализации интересов работника и использования его способностей.
Социально-трудовые отношения как система включают в себя следующие элементы: субъекты, уровни, предметы, типы и факторы развития социально-трудовых отношений.
Субъектами социально-трудовых отношений могут быть нндивидуумы (отдельные лица – работники, работодатели), или группы индивидуумов, объединённых каким-либо системообразующим признаком (профессиональным, функциональным, организационным и т.п.). В странах рыночной экономики основными субъектами социально трудовых отношений являются наёмные работники, работодатели (предприниматели) и государство.
Наёмный работник
– это гражданин, заключивший
трудовой договор с работодателем
(отдельным лицом или
Управление трудовыми отношениями включает следующие функции:
В общей сложности данные функции соответствуют функциям системы управления персоналом, описанным выше.
Оформление трудовых отношений включает следующие функции:
Процесс формирования социально-трудовых отношений требует общественного регулирования, что позволит уменьшить издержки, связанные с крупными общественными преобразованиями. Результатом проведенных социально-экономических преобразований стало нарастание противоречивых тенденций в различных сферах и отраслях трудовой деятельности. Это чрезмерная дифференциация населения по уровню доходов, уровню заработной платы по отраслям, отдельным предприятиям; рост числа незанятых. По ряду социальных индикаторов Россия перешла некоторые критические границы: уменьшение потребления животного белка, масштабы суицида, снижение материнского и детского здоровья, ухудшение качества человеческого потенциала. Проявление указанных тенденций происходит крайне неравномерно по территории страны и приводит к формированию очагов социальной напряженности. Поэтому важно определение субъектов и предмета социально-трудовых отношений и определение методов их регулирования.
Управление
социально-трудовыми
1.2 Методы управления трудовыми отношениями
Среди методов
регулирования социально-
Использование законодательного метода означает, что регулирование социально-трудовых отношений происходит при помощи нормативных актов (законов, указов, постановлений), определяющих границы деятельности субъектов социально-трудовых отношений.
Главным инструментом
регулирования социально-
Существующие службы по урегулированию трудовых споров не имеют достаточно полномочий и авторитета и не могут пока обеспечить эффективного посредничества в ситуациях массового протеста работников.
Административный метод регулирования социально-трудовых отношений опирается на властные полномочия субъекта управления на том или ином уровне: федеральном, отраслевом, региональном или на уровне предприятия. Данный метод сохраняет свою силу особенно со стороны правительства и на региональном уровне. В частности, либерализация цен в России была проведена как административная мера, а не с учетом состояния экономики. То же можно сказать и о приватизации. Ускоренная ликвидация общенародной собственности больше была похожа на экспроприацию, чем на экономический процесс.
Кризисные ситуации, возникающие в регионах, чаще всего тоже решаются административными мерами с участием правительства и местных органов власти (например, в Кузбассе, на Камчатке).
Зачастую принятие административных мер идет вразрез с действующим законодательством, но обеспечивает решение задач в пользу данного региона (например, меры местных администраций по предотвращению роста цен на товары первой необходимости или вывоза их с территории региона).
Программно-нормативное
регулирование социально-
Большое значение при разработке и реализации программ имеют социальные индикаторы или нормативы – количественные показатели состояния и динамики социальных процессов в обществе. В качестве таких показателей выступают величина прожиточного минимума, потребительская корзина, уровень безработицы, минимальный размер заработной платы, пенсии и др. В рамках программно-нормативного метода важно отработать механизм взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений по установлению социальных индикаторов. От размера этих показателей во многом будет зависеть положение и трудовая активность и наемных работников и работодателей.
В России ряд
социально-экономических
Последовательная и целенаправленная система социального партнерства в России начала формироваться с 1992г. Основные принципы и механизм реализации социального партнерства определен законами РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (с дополнениями и изменениями) и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Социальное
партнерство как принцип
В зависимости
от уровня социального партнерс
Менеджеры являются группой, растущей вместе с современным обществом, и все больше признается, что их способность определять многие аспекты трудовых отношений крайне важна для промышленности и общества. Для понимания роли управления в индустриальных отношениях применимы те же подходы, что и в управлении организацией, рабочей группой. Стратегии могут как быть последовательными моделями в части принятия решений и действий, так и включать скоротечные меры, предусматривающие ряд выборов в направлении заданной цели. В какой-то степени стратегии могут быть связаны с рыночными условиями и финансовой деятельностью фирмы в ситуации неблагоприятного спроса. Тогда в управлении наверняка начнут искать способ большего контроля над отношениями занятости (и не только над оплатой труда), поскольку слабость организации и местная автономия вероятнее всего проявляются там, где конкуренция на рынке товаров была относительно слаба.
Информация о работе Управление трудовыми отношениями в рыночных условиях