Управление в сфере экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Национальная экономика – исторически сложившиеся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанные системы отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающие все сложившиеся формы общественного труда.

Файлы: 1 файл

управление в сфере экономике.docx

— 27.12 Кб (Скачать файл)

1.Дайте определение понятию«национальная экономика» и «регулирование национальной экономики», разведите эти понятия  
Национальная экономика – исторически сложившиеся в определенных территориальных  границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанные системы отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающие все сложившиеся формы общественного труда.  
ГРЭ – система государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемые правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики.  
У регулирования национальной экономики объектом вмешательства является национальная экономика. Т.е.происходит непосредственное вмешательство в национальную экономику для обеспечения нормальных условий функционирования ее механизма.  
 
2.Каковы особенности государственного регулирования экономики в рыночных условиях?  
Что уже не стоит вопрос о необходимости применения грэ, а стоит о его масштабах, интенсивности. суть грэ - защита частных инициатив и всех форм собственности. Что несмотря на то что влияние госуд. велико, рынок тоже может оказывать воздействие на госуд. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства —всюду, где это необходимо. Одним словом, экономических целей наберется немало, но мы выделим основные из них:  
·Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.  
·Полная занятость. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет получить ее.  
·Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен.  
·Справедливое распределение доходов. Ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей.  
·Охрана окружающей среды и природных ресурсов.  
В современных условиях ГРЭ непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.  
Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.  
 
3.Что включает в себя государственное регулирование экономики?  
Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:  
• информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;  
• обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;  
• выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики — важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.  
 
4.В чем состоят основные задачи государственного регулирования экономики?  
Задачи ГРЭ:  
·Обеспечение экономического роста и экономического развития  
·Обеспечение полной и эффективной занятости  
·Ориентация на достижение экономической эффективности  
·Обеспечение стабильного уровня цен  
·Обеспечение экономической свободы  
·Справедливое распределение доходов  
·Сбалансированность внешнеторгового баланса.  
 
5.Каковы инструменты государственного регулирования экономики?  
При руководстве экономическим развитием государство обязано использовать весь наработанный мировой практикой арсенал мер, начиная от прогнозирования(ориентации производителей в будущей экономической ситуации) и кончая планированием (отдельных секторов и сфер деятельности).  
Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:  
·Экономическое прогнозирование- предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.  
·Составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны.  
·Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство.  
·Применение инструментария косвенного воздействия(через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты.  
·Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны.  
 
6.В чем состоят функции государственного регулирования экономики?  
·Создание правовой основы для принятия экономических решений  
·Стабилизация экономики(обеспечение стабильного развития макропоказателей)  
·Поддержание макроэкономического и структурного равновесия  
·Разработка стратегии развития. Формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата  
·Ориентированное распределение ресурсов  
·Обеспечение социальной защиты и гарантий  
·Поддержка национального бизнеса во внешнем мире  
·Обеспечение экономической безопасности  
·Поддержание обороноспособности страны  
 
7.Что выступает в качестве объектов ГРЭ?  
Объекты государственного регулирования экономики - это условия, отношения и процессы в среде общественного воспроизводства, функционирование которых обеспечивается рыночным механизмом плохо или вообще не обеспечивается. В качестве таких объектов выделяют:  
• общехозяйственные процессы, например, обращение денежной массы, экономический цикл, инвестиции, цены, занятость;  
• важные крупные национальные корпорации, имеющие значительное влияние на экономику страны (Газпром, РАО ЕЭС, Лукойл и др.);  
• развитие крупных экономических секторов: сельское хозяйство, производство, оборонная промышленность, банковская сфера;  
• развитие регионов государства  
•индикаторы развития (экономический рост, уровень жизни, инфляция, ВВП,ВНП и т.д.)  
 
8.Приведите примеры объектов ГРЭ  
В качестве таких объектов выделяют:  
• общехозяйственные процессы, например, обращение денежной массы, экономический цикл, инвестиции, цены, занятость;  
• важные крупные национальные корпорации, имеющие значительное влияние на экономику страны (Газпром, РАО ЕЭС, Лукойл и др.);  
• развитие крупных экономических секторов: сельское хозяйство, производство, оборонная промышленность, банковская сфера;  
• развитие регионов государства  
•индикаторы развития (экономический рост, уровень жизни, инфляция, ВВП,ВНП и т.д.)  
 
9.Кто выступает в качестве субъектов ГРЭ и каковы их функции?  
Субъекты ГРЭ: законодательные, исполнительные и судебные органы власти, надгосударственные политические и международные организации (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация), а также ТНК  
Функции:  
Законодательная власть - представлена Федеральным Собранием, которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.  
Исполнительная власть в условиях Российской Федерации имеет многоуровневый характер и включает федеральный (центральное правительство), региональный (администрации субъектов Федерации) и муниципальный (местные администрации) уровни. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и правительством РФ.  
Задача Правительства в сфере регулирования экономических процессов - создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Функции формирования федеральных органов исполнительной власти возложена на Председателя Правительства.  
Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти.  
 
10.Раскройте понятие «транснациональная корпорация»  
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.  
Транснациональные корпорации - это крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли. Подавляющее большинство ТНК принадлежит или контролируется капиталом какой-то одной страны, то есть однонационально по составу ядра акционерного капитала головной (материнской)компании и характеру контроля над деятельностью всей корпорации  
ТНК - это группа компаний частной, государственной или смешанной форм собственности, которая расположена в разных странах, при этом одна или больше из этих компаний может существенно влиять на деятельность других, особенно в сфере обмена знаниями и ресурсами. По определению, которое одобрено ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию),транснациональная корпорация — это предприятие, которое объединяет юридические лиц любых организационно-правовых форм и видов деятельности в двух и больше странах, производит координирующую политику и воплощает у жизнь общую стратегию через один или больше центров принятия решений.  
 
11.Приведите примеры международных организаций, выступающих в роли субъектов ГРЭ  
Всемирный Банк – многостороннее кредитное учреждение, состоит из 5 институтов, целью которых является содействие экономического и социального развития (преимущественно развивающихся и постсоциалистических) стран.  
Международный Валютный Фонд (МВФ)- 181 страна, вт.ч. Россия;  
Цель-регулирование валютно-кредитных отношений, содействие стабильности курсов валют, мировой торговли.  
Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле).Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы.  
Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах.  
 
12.Каковы формы ГРЭ с точки зрения воздействия государства на экономические процессы?  
a)Бюджетно-налоговая форма(разработка бюджета)  
b)Денежно-кредитная (инструменты ЦБ и т.д.)  
c)Административное регулирование(установление квот, национализация, приватизация, система штрафов и т.д. Имеет принудительных характер.)  
1)Законодательная (правовая, законотворчество)  
2)Социально-экономическая форма(валютная, денежно-кредитная, налоговая сфера и тд.)  
3)Административная форма  
·Прямое регулирование(характеризуется административными мерами, основано на законной власти, прямое вмешательство. Эффективны на короткий срок, более жесткие.)  
·Косвенное регулирование(осуществляется за счет мер экономической политики: поведение государства как хоз субъекта, участие на рынке как стимулятора – госзаказ, информирование. Более эффективны на долгосрочной перспективе. Воспринимаются более лояльно населением.)  
 
13,, Раскройте сущность прямых и косвенных методов ГРЭ  
1.Прямые. Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, директивные мероприятия макроэкономических планов и целевых комплексных программ, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.п..  
2.Косвенные. Методы косвенного регулирования — это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискального, бюджетного, денежно-кредитного, инвестиционного, амортизационного, инновационного и других направлений экономической политики.  
 
14.Что понимается под общими методами ГРЭ?  
К общим методам относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др. Распространяются на все процессы, объекты и явления. Используются при выработке тенденций, перспектив развития различных процессов на макроуровне и на микро. Определяют стратегию развития, решения глобальных проблем мира.  
 
15.Что понимается под частными методами ГРЭ?  
В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические методы, экономическо-математические и др. Используется на макро и мезо уровне. Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют: метод экстраполяции, метод экономических группировок, индексный метод и бюджетный метод  
 
16.Что понимается под специальными методами ГРЭ?  
К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся балансовый, программно-целевой, нормативный. Балансовый –установление пропорций мат-вещест., фин-ден. Показателей. Лежит в основе разработки фин.Плана страны. Программно-целевой – разработка комплекса мероприятий по выполнению каких либо задач, целей. Нормативный – используется на всех уровнях. Разработка различных норм и нормативов. Используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов.  
 
17.Какие виды нормативов Вам известны, раскройте их суть?  
Виды нормативов:  
·Технико-экономические (позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д.)  
·Экономические (являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов. К ним относятся налоговые нормативы, финансовые, банковские)  
·Социальные (должны разрабатываться на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, определенных нормативным методом; регламентированные значения социальных показателей, выражающие систему типичных требований, предъявляемых социальными субъектами(субъектами управления и руководства) к социальным объектам, процессам, их характеристикам с целью устойчивого воспроизводства данного социального целого(социальной системы) и решения его социальных проблем.)  
·Экологические (величины предельно допустимых концентраций вредных выбросов в атмосферу, загрязнения воды и др.)  
 
18.Каковы объекты макроэкономического прогнозирования?  
Объектами макроэкономического прогнозирования являются социальные, научно-технические, экономические и другие объекты, т.е. те объекты, функционирование которых не может обеспечить рынок.  
·Научно технический прогресс  
·Социально-экономические изменения в структуре производства и инвестирования  
·Динамика рыночной среды  
·Изменение экономических показателей страны  
 
19.В чем состоит основная цель макроэкономического прогнозирования?  
Оценить и проанализировать состояние экономических, финансовых, социальных и др. сфер, а в дальнейшем формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональных стратегий развития страны.  
 
20.Какие факторы оказывают влияние при разработке прогноза на дальнесрочную перспективу?  
·Экономические факторы  
·Социальные факторы  
·Политические факторы  
·Экологические факторы  
·Технологические факторы  
·Информационные факторы  
 
21.Дайте определение понятию «экономическое прогнозирование»  
Экономическое прогнозирование- предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер, как результат – экономический прогноз, выступающий в качестве основы для определения целей, выработки стратегий и тактики социально-экономического развития. Старт для принятия решений государством, для составления программ, планов.  
 
22.Чем прогноз отличается от сценария?  
СЦЕНАРИЙ (от итал. scenario), в прогнозировании система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза; используется также в истории, теории биологической эволюции, космогонии и т. п.  
ПРОГНОЗ (от греч. prognosis предвидение, предсказание), первоначально предсказание хода болезни, затем вообще всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем (прогноз погоды, исхода выборов и т. п.); ныне в значении вероятностного суждения о будущем на основе специальных научных исследований.

Сценарий заставляет исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы легко упустить, изолированно используя отдельные методы прогнозирования.

Сценарии являются одним из наиболее эффективных средств ослабления традиционного мышления; сценарий заставляет «погрузиться» в незнакомый и быстро изменяющийся мир настоящего и будущего, раскрывая возможности, в которых фокусируется его развитие.

Следовательно, сценарий отличается от прогноза. Прогноз – это суждение, которое стремится «предсказать» специфичную ситуацию и должно быть принято или отвергнуто на базе его достоинств и недостатков. Сценарий же является инструментом, который используется для определения, какие виды прогнозов должны быть разработаны, с тем чтобы будущая ситуация была описана полно, с учетом всех главных факторов.

23 В чем состоит особенность экономического прогнозирования?

Особенность экономического прогнозирования в отличие от планирования заключается в том, что он не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы.

Прогнозирование представляет собой комплекс долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов, позволяющих выработать концепцию модели и политику социально-экономического развития общества, направленных на выработку рыночной стратегии, обоснование целевых программ, принятие хозяйственных решений.

 

24.Каковы функции экономического прогнозирования?

прогнозирование выполняет три основные функции:

- предвидение тенденций изменения хозяйствующего субъекта и экономической ситуации в будущем;

- осуществление текущего прогноза выполнения принятого решения, чтобы иметь возможность его скорректировать;

-оценка возможных последствий принимаемых хозяйственных решений

 

25.Какие виды прогнозов Вам известны?

Прогнозы, как правило, составляются по объектам использования ресурсов и результатам. В связи с этим выделяются различные виды прогнозов:

- экономические – показывают возможные перспективы роста производительности труда, темпов экономического роста, основных фондов, развитие народнохозяйственных комплексов и отдельных отраслей народного хозяйства, 

- научно-технические – рассматривают тенденции развития науки и техники, например предстоящие открытия в области фундаментальных наук и направления их использования, области применения прикладных исследований, формирование новых отраслей знаний и др.;

- социального развития – включают в себя комплекс исследований, который касается уровня жизни населения, развития отраслей социальной сферы: здравоохранения, культуры, образования, отдыха и др.;

- природных ресурсов – характеризуют тенденции разработки и добычи всех видов ресурсов;

- демографические – позволяют получить информацию о предстоящей численности семей, средней продолжительности жизни, среднем возрасте начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, о направлениях миграционных потоков населения.

 

26 Какой из известных Вам видов прогнозов Вы бы выделили в качестве основного и почему?

 

27.Какие методы прогнозирования существуют, в чем их суть?

Современный аппарат прогнозирования по оценке отечественных и зарубежных специалистов насчитывает около ста различных методов и их модификаций, которые укрупнено можно разбить на три группы:

Экстраполяционные методы. Основываются на  распространении на будущее установленных закономерностей развития объекта.

Структурно-аналитические методы. Основываются на анализе качественных и количественных данных о состояниях объекта и окружающей среды для установления новых связей,

Экспертные методы. Основываются на обобщении суждений специалистов об объекте и его окружении.

 

28.Поясните порядок разработки прогнозов?

Порядок прогнозирования состоит из следующих этапов:

1. Формулирование целей и задач прогнозирования.

2. Выбор и построение предварительной модели прогноза,

3. Сбор данных.

4. Построение динамических рядов или сценариев.

5. Построение предварительной модели.

6. Оценка достоверности и обоснованности модели (обычно экспертная оценка или по критериям статистики).

7. Рассмотрение возможных рекомендаций по прогнозу.

   8.Экспертное обсуждение прогноза и его доработка, оформление рекомендаций

 

29 Дайте определение понятиям «планирование» и «план»: найдите общее и отличное?

Планирование – это процесс создания модели намечаемого состояния объекта в будущем одновременно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния.

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода.

Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения. Планы имеют конкретные числовые параметры (плановые показатели), отражающие конечные цели социально-экономического развития, промежуточные результаты, затраты ресурсов для их достижения. Они создаются на основе прогнозов, из нескольких вариантов которых выбирается один, наиболее приемлемый

 

 

30.Какие задачи выполняет планирование в экономике?

Планирование выполняет следующие задачи:

§ способствует сбалансированному развитию национальной экономики;

§ обеспечивает высокие устойчивые темпы развития экономики;

§ ведет к экономичному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов общества;

§ способствует оптимальному размещению производительных сил на территории страны.

 

31.Охарактеризуйте директивное планирование?

Директивная форма планирования получила наибольшее распространение в бывших социалистических странах, где долгие годы являлась основной формой управления. Ее суть заключается в прямом воздействии центра на все звенья экономики. После принятия план приобретает силу закона, обязательного для исполнителей всех уровней, которые в случае невыполнения плановых заданий несут административную и юридическую ответственность.

Директивное планирование используют и государства с рыночной экономикой, однако, только в чрезвычайных ситуациях: для проведения индустриализации, осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, а также стихийных крупномасштабных бедствий. Определенной степенью директивности обладают государственный бюджет, являющийся основным финансовым планом на макроуровне, федеральные целевые программы, планы поставок продукции для общегосударственных нужд.

 

32 Охарактеризуйте индикативное планирование?

Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.

Оно представляет собой процесс формирования системы индикаторов – показателей, характеризующих структуру и эффективность экономики, состояние рынка товаров и услуг, финансов, денежного обращения, движение цен, уровень жизни населения и др. Индикативные планы включают также систему экономических стимулов, занятости, налогов, ориентирующих субъектов экономики на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов.

Несмотря на рекомендательный характер индикативного планирования, в руках государства остается система прямых и косвенных инструментов в виде бюджетных субсидий, дотаций, лицензий, квот для регулирования этих процессов и достижения поставленных целей.

Индикативное планирование является в настоящее время одной из самых распространенных в мире форм государственного регулирования рыночной экономики.

По временному периоду выделяют планы: долгосрочные (10 и более лет); среднесрочные (5 лет); краткосрочные (до 5 лет).

Долгосрочные планы выражают основную линию хозяйственного развития страны на длительный период. В них намечается решение крупных социально-экономических задач. Долгосрочные планы состоят из нескольких среднесрочных планов, которые предусматривают решение наиболее актуальных социально-экономических задач. Текущие планы могут составляться на год, квартал и месяц и охватывают, как правило, большое количество показателей.

 

33.Сравните стратегическое и тактическое планирование?

Стратегическое планирование – это планирование, ориентированное на долгосрочную перспективу, определяющее основные направления социально-экономического развития страны.

Основной его целью является обеспечение достаточного потенциала для дальнейшего успешного развития национальной экономики. Оно охватывает длительные периоды времени, и точные показатели здесь не могут быть определены. Поэтому такое планирование в значительной степени выполняет функции прогноза.

Тактическое планирование – вид планирования текущей деятельности фирм (на 1—2 года), в котором определяются задания по основным функциональным направлениям – производственной программы, материально-технического обеспечения производства, оплаты труда и персонала, объема продаж, издержек и финансов, социального планирования. Тактический план представлен системой количественных показателей.

 

34.Что Вы понимаете под оптимальным планированием?

Оптимальное планирование представляет собой комплекс методов, позволяющих выбрать из многих альтернативных вариантов плана один оптимальный вариант - наилучший по заданным критериям ограничений. В оптимальном планировании широко применяется математическое программирование и экономико-математическое моделирование.

 

35.Что есть социальное планирование?

В настоящее время в рыночной экономике большую роль играет социальное планирование. Основной его задачей является обеспечение оптимального функционирования и развития социальной структуры общества.

 

36. Что предполагает план развития государственного сектора?

План развития государственного сектора – составная часть программы развития национальной экономики. Содержание этого плана определяется Федеральным законом о государственном предприятии. В Российской Федерации в план развития государственного сектора экономики включаются:

- показатели планов производственно-финансовой деятельности предприятий и учреждений государственного сектора;

Информация о работе Управление в сфере экономики