- организационно-технологическое
разделение мест непосредственной
работы с клиентами и мест
принятия решений по постановке
объектов недвижимости на государственный
кадастровый учет.
Ведение
государственного кадастрового
учета недвижимости на уровне
субъекта Российской Федерации
имеет следующие недостатки:
- не решается задача повышения
эффективности выполнения на
федеральном уровне отчетных, аналитических
и контрольных функций Федерального
агентства кадастра объектов
недвижимости;
- отсутствует возможность передачи
информации в Федеральную налоговую
службу в целях ее оперативного
использования для прогнозно-аналитических
и контрольных функций налоговых
органов;
- требуются дополнительные затраты
на обработку в автоматизированном
режиме экстерриториальных запросов
и усложняется предоставление
сведений организациям и гражданам
об объектах государственного
кадастрового учета независимо
от места их нахождения;
- развитие государственного кадастрового
учета объектов недвижимости
на уровне субъекта Российской
Федерации в определенной степени
зависит от экономического состояния
региона и, как следствие, кадастровые
информационные системы регионов
будут развиваться разными темпами
и иметь различия по техническим
возможностям.
Вторым вариантом
является создание и ведение
государственного кадастра недвижимости
на федеральном уровне. Этот вариант
исключает возможность ведения
двойного учета объектов недвижимости,
обеспечивает более полный контроль
за деятельностью органов кадастрового
учета, упрощает процедуры межведомственного
информационного обмена и обработки
экстерриториальных запросов на
предоставление сведений об объектах
кадастрового учета независимо
от места их нахождения. Положительным
в этом варианте является снижение
совокупных общегосударственных
затрат на дорогостоящие топографо-геодезические,
аэросъемочные и картографические
работы, исключение их неоправданного
дублирования, а также формирование
базы пространственных данных
государственного кадастра недвижимости
с возможностью удаленного доступа
к ней и многоцелевого использования
сведений в интересах потребителей.
Интеграция
на федеральном уровне актуальной
и полной информации государственного
кадастра недвижимости, возможность
оперативной передачи ее в
Федеральную налоговую службу
повышают эффективность выполнения
отчетных, аналитических и контрольных
функций не только Федерального
агентства кадастра объектов
недвижимости, но и налоговых
органов. При этом у органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, а также
у организаций и граждан появляются
дополнительные возможности для
проведения комплексного анализа
и прогнозирования с целью
принятия решений. Однако следует
отметить, что реализация этого
варианта предъявляет более высокие
требования к технической инфраструктуре,
но его применение будет компенсироваться
положительным эффектом. При разработке
новейшего законодательства (проекта
ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости», Программы) за
основу принят второй вариант,
предусматривающий создание и
ведение государственного кадастра
недвижимости на федеральном
уровне. В настоящее время, применение.
Постановлением
Правительства РФ от 13 сентября
2005 г. N 560 утверждена новая подпрограмма
"Создание системы кадастра недвижимости
(2006 - 2011 годы)" федеральной целевой программы
"Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
недвижимости (2002 - 2007 годы)".
Подпрограмма рассчитана на 2006 - 2011 годы,
ее реализация осуществляется в 3 этапа.
-разработка нормативно-правовой
и методологической базы ведения
государственного кадастра недвижимости,
унифицированных технических решений
по учету и кадастровой оценке
объектов недвижимости;
-инвентаризация и введение сведений
об объектах недвижимости в
государственный кадастр недвижимости;
-формирование обновленной цифровой
картографической основы с применением
современных методов дистанционного
зондирования по экономически
значимым территориям Российской
Федерации;
-создание опорных межевых сетей;
-актуализация результатов государственной
кадастровой оценки земель, проведение
кадастровой оценки объектов
капитального строительства;
-разработка рабочих процессов
и автоматизированной системы
государственного кадастрового
учета объектов недвижимости, ее
опытное внедрение в 5 экспериментальных
регионах;
-создание автоматизированных рабочих
мест, проектирование мультисервисной
телекоммуникационной сети Федерального
агентства кадастра объектов
недвижимости и федерального
кадастрового информационно-аналитического
центра;
-оптимизация структуры и численности
территориальных органов Федерального
агентства кадастра объектов
недвижимости и подведомственных
ему организаций, повышение квалификации
и переподготовка специалистов,
осуществление проектных работ,
приобретение новых административных
и производственных площадей, реконструкция
и техническая модернизация объектов
Агентства и подведомственных
ему организаций.
На втором этапе (2008 - 2009
годы) :
-инвентаризация и введение сведений
в государственный кадастр недвижимости,
формирование его обновленной
цифровой картографической основы;
-завершение работ по актуализации
результатов государственной кадастровой
оценки земель, проведение кадастровой
оценки объектов капитального
строительства;
-введение в регионах Российской
Федерации (по мере оснащения
техническими средствами) в эксплуатацию
автоматизированной системы государственного
кадастра недвижимости, проведение
кадастрового учета объектов
недвижимости, апробирование межведомственного
взаимодействия;
-создание мультисервисной телекоммуникационной
сети Федерального агентства
кадастра объектов недвижимости,
выполнение работ в г. Москве
по созданию федерального кадастрового
информационно-аналитического центра
и др.
На третьем этапе (2010
- 2011 годы):
-формирование обновленной цифровой
картографической основы, инвентаризация
и введение сведений об объектах
недвижимости в государственный
кадастр недвижимости, внедрение
рабочих процессов государственного
кадастрового учета, кадастровой
оценки объектов недвижимости;
-формирование информационных ресурсов
федерального кадастрового информационно-аналитического
центра, организация доступа к
этим ресурсам пользователей
в соответствии с их правами
и полномочиями;
-реконструкция и технической
модернизации административных
и производственных зданий органов
Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости и подведомственных
ему организаций, повышение квалификации
и переподготовка специалистов
Агентства и подведомственных
ему организаций.
К концу 2012 года планируется закончить
создание система государственного
кадастрового учета объектов недвижимости
на всей территории Российской Федерации.
Наряду с реализацией программы,
в настоящее время, продолжается
совершенствование законодательных
основ государственного кадастра земельных
участков. Так, распоряжением Правительства
РФ от 15 июля 2006 г. N 1017-р «О проекте федерального
закона "О государственном кадастре
недвижимости"» в Государственную Думу
РФ был внесен проект ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" (подготовлен
Министерством экономического развития
и торговли).
Законопроект
направлен на решение вопросов
регистрации недвижимого имущества,
информационного обеспечения процессов
государственного контроля, управления,
экономической оценки и налогообложения
недвижимого имущества, а также
совершенствование деятельности
в области формирования недвижимого
имущества. Как отмечается в
пояснительной записке к проекту,
в настоящее время в Российской
Федерации действует сложная
многоуровневая система реестров
и кадастров недвижимого имущества.
При этом учет недвижимого
имущества осуществляется как
учет объектов права либо объектов
правления в зависимости от
целей учета. Авторы проекта
отмечают, что существующие системы
учета не связаны между собой
и не позволяют получить объективные
сведения о недвижимом имуществе
на территории Российской Федерации.
Получение указанных сведений
по Российской Федерации в
целом связано со значительными
материальными и трудозатратами.
Существующая система также не
позволяет эффективно реализовывать
программы, предполагающие комплексный
анализ различных видов недвижимого
имущества Следствием отсутствия
единой системы учета является
также наличие большого количества
неучтенных объектов, в том числе,
объектов самовольной постройки
и земельных участков, появившихся
в результате самозахвата земель.
6. Вывод
В результате проведенного
исследования следует сделать
ряд выводов.
В России завершен первый этап земельных
преобразований. Произошли принципиальные,
глубинные изменения в формах собственности
на землю. Ликвидирована монополия государственной
собственности на землю. Решена в основном
проблема обеспечения граждан земельными
участками. Обобщая вышесказанное, можно
констатировать, что в настоящее в российской
Федерации происходит модернизация системы
кадастрового учета земельных участков.
Современное понятие земельного кадастра
- как в России, так и во многих странах
мира, постепенно сближается с понятием
«земельной информационной системы»,
поддерживаемой государством и предназначенной
для учета физических, экономических,
правовых и специальных документированных
сведений о единых объектах недвижимости.
Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые
системы являются неотъемлемой частью
управления, без их создания невозможно
формирование рынка земли и недвижимости,
а также развитие инвестиционного процесса.
Актуальными направлениями по совершенствованию
системы государственного кадастрового
учета земельных участков, являются:
- продолжение работ по разработке
и принятию нормативно-правовой
базы, в том числе обеспечивающей
введение в действие норм и
правил создания и ведения
государственного кадастра недвижимости,
формирования объектов кадастрового
учета, а также развитие института
налоговой оценки объектов недвижимости;
- реализация переходных процессов
по переносу информационных ресурсов
из ранее созданных кадастров
и реестров в базы данных
государственного кадастра недвижимости.
- создание инфраструктуры государственного
кадастрового учета, включая организационное
развитие системы и внедрение
на территории Российской Федерации
автоматизированной информационной
системы государственного кадастра
недвижимости;
- осуществление мероприятий по
совершенствованию структуры Федерального
агентства кадастра объектов
недвижимости и подведомственных
ему организаций.
Нельзя сказать, что к настоящему
времени завершены работы по
созданию земельного кадастра (как
в техническом, так и законодательном
плане), еще многое предстоит сделать.
Но сам факт того, что работы
постоянно ведутся, готовятся
новые программы, совершенствуется
действующее законодательство, говорят
о том, что российский законодатель
на правильном пути по построению
цивилизованного рынка недвижимости,
закреплению и гарантированию
прав собственности на недвижимое
имущество.
7. Библиографический список
Список нормативно-правовых актов
1) ЕЭК ООН «Руководящие принципы
управления земельными ресурсами»
(Женева, 1996 год).
2) Постановление Правительства РФ от
13 сентября 2005 г. N 560 утверждена новая подпрограмма
"Создание системы кадастра недвижимости
(2006 - 2011 годы)" федеральной целевой программы
"Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
недвижимости (2002 - 2007 годы)"
3) Федеральный закон от 2 января 2000 г.
N 28-ФЗ "О государственном земельном
кадастре" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 10 января 2000г. -
№2. - Ст.149.
4) Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации по вопросу
оформления в упрощенном порядке прав
граждан на отдельные объекты недвижимого
имущества" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 3 июля 2006г. - №27.
- Ст. 2881.