Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:40, курсовая работа
В России развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых – Вайнштейну. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в нашей стране.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения Беларуси, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни.
Введение. 3
Основная часть 4
Показатели уровня и качества жизни в современных условиях 10
Показатели измерения уровня и качества жизни 12
Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь. 17
Список использованных источников 26
Приложение 28
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полоцкий государственный университет»
кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Уровень и качество жизни населения как ключевые показатели социально-экономического развития»
Выполнил: студент группы 11БКЗ-1
А.В. Коржилова
Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент
И.О. Фамилия
Новополоцк 2013
Учреждение
образования «Полоцкий
финансово-экономический факультет
« У т в е р ж д а ю »
Зав. кафедрой экономической теории
_________________ И.В. Зенькова
«___»_________________ 20___ г.
Задание
на курсовую работу
Студенту |
Коржилова Алеся Викторовна | ||||||||||||
Группа, специальность |
____11 БКЗ-1 Бухгалтерский учёт, анализ
и аудит_______________________ | ||||||||||||
1. Тема |
Уровень и качество жизни населения как ключевые показатели социально-экономического развития | ||||||||||||
2. Сроки сдачи законченной работы |
апрель 2013 | ||||||||||||
3. Исходные данные к работе |
1) Методические рекомендации по подготовке, написанию и | ||||||||||||
защите курсовых работ по макроэкономике | |||||||||||||
2) Макроэкономика: УМК, сост. В.В. Бичанин, 2008 г. | |||||||||||||
3) Материалы Национального | |||||||||||||
4) НПА по теме исследования | |||||||||||||
5) Публикации в научных | |||||||||||||
6) Электронные ресурсы | |||||||||||||
4. Перечень подлежащих |
1) теоретическая часть | ||||||||||||
разработке вопросов |
2) практическая часть (анализ | ||||||||||||
5. Перечень графического |
Рисунки (схемы, графики) приводятся в работе | ||||||||||||
в соответствии с тематикой исследования | |||||||||||||
6. Дата выдачи задания |
|||||||||||||
7. Календарный график работы над проектом |
В соответствии с планом-графиком, утвержденном на кафедре | ||||||||||||
Руководитель |
|||||||||||||
(подпись, фамилия, инициалы преподавателя) | |||||||||||||
Задание к исполнению принял |
Коржилова А.В. | ||||||||||||
(подпись, фамилия, инициалы студента) |
Содержание
Введение.
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что на данный момент Социальное и экономическое положение в стране очень не стабильное.
Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан.
Уровень жизни занимает центральное
место в социально-
В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения предопределяют актуальность моего исследования и его практической значимости.
Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды К. Маркса. Исследованиями в этой области занимались С.Л. Брю, Дж.М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.
В России развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых – Вайнштейну.
Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в нашей стране.
В связи с этой целью, поставлены
основные задачи работы - дать определение
понятий уровень жизни и
Основная часть
1.Уровень и качество жизни
как основа благосостояния
Оценка уровня благосостояния является важнейшей экономической проблемой, связанной с существованием социальных групп. Соответственно общество, как и отдельный человек, заинтересовано в оценке уровня и динамики своего благосостояния.
Этот вопрос имеет историю в экономической науке. Первым его исследователем стал Артур Пигу, еще в 1920 г. опубликовавший монографию «Экономика благосостояния».
Общество, комбинируя определенным образом факторы производства, создает и потребляет различные товары и услуги. Вектор конечного продукта является матери носителем потока текущей, связанной с личным потреблением в рассматриваемый период, и будущей, связанной с инвестициями данного периода, общественной полезности. Комбинируя различным образом имеющиеся производственные ресурсы, общество за определенный период времени (например, год) может добиваться различных результатов. Они будут характеризоваться, с одной стороны, уровнем и структурой производства и потребления за рассматриваемый период, с другой, — вектором общественного богатства на конец периода. Благосостояние населения напрямую связано с результативностью или эффективностью национальной экономики.
Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП составила 50,7 процента (для сравнения: по данным 2007 года, этот показатель в России составил 30 процентов, Польше — 40, Украине — 45, Германии — 47, Франции — 27, Италии — 29 процентов).
Производство молока на душу населения в Республике Беларусь в 2,8 раза больше, чем в странах Европейского союза, и в 8,4 раза — чем в мире в целом, мяса — соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна — в 1,6 и 2,5 раза больше.
Вместе с тем по объему производства ВВП на душу населения, оплате труда, материало– и энергоемкости производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран Европейского союза.
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.
В этой связи на экономику Беларуси
в предстоящем пятилетии
Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран — основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.
По прогнозу МВФ, в 2011 — 2015 годах предусматривается увеличение ВВП в странах Европейского союза на 10,6 процента, России — на 24,4, Польше — 20,7, Нидерландах — 7,2, Германии — 9,4, Великобритании — 10,4, Украине — 28,8, Казахстане — на 31,5 процента.
Наиболее тесно социально–
Экономическая эффективность охватывает проблемы «затраты - выпуск», «результаты - затраты» и характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Больший объем продукта, получаемый от данного объема затрат, означает повышение эффективности, меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.
Критерий эффективности - это методологический подход к ее измерению с учетом выполнения основных социально-экономических целей. Он дает качественную характеристику результативности производства. Показатель эффективности характеризует ее количественную сторону.
Различают экономическую и социальную
эффективность, или производственно-
Производительность труда может
быть рассчитана на уровне отдельного
работника, предприятия, отрасли, национальной
экономики. Последний определяет реальный
уровень жизни населения
Существует прочная связь между производительностью труда и уровнем жизни. Население в целом может повысить свой уровень потребления в долговременный период лишь за счет увеличения общего количества произведенной продукции.
Социально-экономическая эффективность характеризует уровень удовлетворения социальных потребностей. Показателями социальной эффективности являются: потребление продукции на душу населения, величина дохода, заработной платы, обеспеченность населения услугами в образовании, здравоохранении, культурных и других социальных запросах. Экономическая и социальная эффективность взаимодействуют и обусловливают друг друга, характеризуют экономический и социальный прогресс общества.
Эффективность функционирования рыночной экономики имеет микро- и макроэкономический аспекты. Они взаимосвязаны, поскольку микроэффективность - предпосылка и условие эффективности всей системы. Так, первый принцип эффективности хозяйственной деятельности субъектов - максимализация результата - экономической выгоды и прибыли.
Эффективность рынка достигается,
когда товары и услуги становятся
доступными в количествах, которые
делают максимальными выигрыш
Названные подходы составляют
основу общей эффективности
системы в целом. Можно
Совершенствование структуры экономики будет основано на:
1.Конкурентноспособных производствах, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой;
2.Новых высокотехнологичных производствах и секторах экономики, созданных как на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями.