Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:40, курсовая работа
В России развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых – Вайнштейну. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в нашей стране.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения Беларуси, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни.
Введение. 3
Основная часть 4
Показатели уровня и качества жизни в современных условиях 10
Показатели измерения уровня и качества жизни 12
Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь. 17
Список использованных источников 26
Приложение 28
(Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу) представлена в приложении 3)
Одним из показателей уровня жизни является закон Энгеля. Немецкий статистик Э. Энгель установил, что с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает .
Кроме указанных, статистика
отслеживает также показатели
структуры и динамики
( Потребление основных продуктов
питания в 2011 году (на душу населения в год; килограммов) смотреть приложение 4)
Важной составляющей статистического
изучения уровня жизни являются выборочные
обследования домашних хозяйств, результаты
которых используются для оценки
благосостояния населения и степени
его экономической
Производится оценка уровня инфляции.
В настоящее время в
Кроме индекса
Отношение номинального ВНП
к реальному называется
Дефлятор ВВП выражает
Для получения сводной
ИРЧП представляет среднюю из трех стандартизированных индексов, которые рассчитываются по формуле:
I =
где Хф, Xmin, Xmах – фактический, минимальный и максимальный уровень показателя.
Стандартизированные индексы
меняются от нуля до единицы
и учитывают продолжительность
предстоящей жизни,
При расчете индекса
Индекс образованности
При расчете индекса ВВП
на душу населения сначала
исходные данные об уровне
этого показателя переводятся
в доллары с помощью паритета
покупательной способности
Министерство
статистики и анализа
-денежные доходы населения,
- реальные располагаемые денежные доходы населения,
- денежные доходы на душу населения,
- среднемесячную начисленную заработную плату одного работника,
- реальную начисленную заработную плату,
-средний размер назначенной месячной пенсии,
-реальный размер назначенной месячной пенсии.
Таким образом, показатели уровня жизни
многоплановы. Широко используются для
характеристики уровня жизни такие
обобщенные показатели, как валовой
национальный продукт (валовой внутренний
продукт, или национальный доход) на
душу населения. Анализ многочисленных
показателей уровня жизни показывает,
что самым характерным
3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Главная и конечная цель качественного подъема национальной экономики - достижение новых стандартов и качества жизни белорусских граждан, кардинальное улучшение условий труда и быта людей.
Конечно, на фоне неисчерпанных последствий
мирового финансово-экономического кризиса
нереально ожидать быстрого и
кардинального роста
Но задача качественного повышения благосостояния населения вполне осуществима.
Вместе с тем основная цель перспективной
социальной политики не сводится исключительно
к увеличению материального достатка
граждан, а затрагивает разнообразные
условия жизни человека; это: качество
и доступность жилья, образования,
здравоохранения, уровень торгового
и бытового обслуживания, состояние
производственной и природной среды,
культурные ценности, культура межличностных
отношений и т.п. Комплекс таких
условий в совокупности с потребностями
и запросами людей составляет
качество жизни. И в Республике Беларусь
всем этим вопросам социальной политики
уделяется пристальное внимание
В Республике Беларусь целью социальной
политики является обеспечение устойчивого
роста уровня и качества жизни
населения и сокращение бедности.
В процессе трансформационного перехода
по сравнению со многими другими
странами, вставшими на путь рыночных
преобразований, Беларуси удалось не
допустить значительных негативных
явлений в социальной сфере, связанных
с безработицей, резким расслоением
населения по уровню доходов, снижением
доступности услуг
В рамках выбранной страной социально
ориентированной рыночной модели отношений
правительство стремится решить
задачи, направленные на: создание экономических
и правовых условий для повышения
трудовой активности, развития деловой
инициативы трудоспособного населения;
улучшение демографической
Активная социальная политика и
очевидные успехи в экономике
позволили Беларуси занять согласно
данным, рассчитываемым ООН, одно из самых
высоких мест среди стран СНГ
по индексу человеческого
Государство рассматривает социальное
партнерство как важнейший
На обсуждение выносятся преимущественно
следующие вопросы: механизм регулирования
оплаты труда и ее размер, индексация
доходов населения; улучшение условий
охраны труда, экологическая безопасность;
продолжительность рабочего времени
и времени отдыха, отпуска; занятость,
переобучение, условия высвобождения
работников; социальная защита -- пенсионное
обеспечение, помощь безработным, инвалидам
и малообеспеченным слоям населения;
организация взаимоотношений
В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях -- комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.
Политика в области
Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы и предприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов.
В основу механизма управления заработной
платой положен также принцип
сочетания государственного и договорного
регулирования. Это содействовало
решению проблемы экономического стимулирования
хозяйствующих субъектов в
Как известно, постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 24
декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого
разряда в бюджетных
Министерство труда и
По расчетам, реализация постановления позволит повысить заработную плату по бюджетной сфере в среднем на 6,7 %. Как пояснили в пресс-службе Совмина, данное постановление принято в целях дальнейшего повышения уровня оплаты труда работников бюджетных организаций, покупательной способности их заработной платы, а также частичного восстановления дифференциации в оплате труда работников указанной сферы.
На выплату повышенной в связи
с ростом тарифной ставки первого
разряда заработной платы в бюджетной
сфере потребуются
Предыдущее повышение ставки производилось с 1 сентября 2012 года (она выросла до 225 тыс. рублей).
Предусмотренная законом минимальная
продолжительность