Уровень и качество жизни населения как ключевые показатели социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

В России развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых – Вайнштейну. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в нашей стране.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения Беларуси, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни.

Содержание работы

Введение. 3
Основная часть 4
Показатели уровня и качества жизни в современных условиях 10
Показатели измерения уровня и качества жизни 12
Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь. 17
Список использованных источников 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 423.33 Кб (Скачать файл)

(Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу) представлена в приложении 3)

 Одним из показателей уровня  жизни является закон Энгеля. Немецкий статистик Э. Энгель установил, что с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает .

 Кроме указанных, статистика  отслеживает также показатели  структуры и динамики потребления  населением основных продуктов  питания.

( Потребление основных продуктов

питания в 2011 году (на душу населения в год; килограммов) смотреть приложение 4)

Важной составляющей статистического  изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени  его экономической дифференциации.( смотреть приложение 5 )

Производится оценка уровня инфляции. В настоящее время в официальной  статистике в качестве основного  индикатора инфляции применяется индекс потребительских цен. Этот индекс определяет изменение во времени стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг, обычно потребляемых населением.

 Кроме индекса потребительских  цен также рассчитывают дефлятор  ВНП, который позволяет оценить  уровень инфляции по всей совокупности  благ, производимых и потребляемых  в государстве, включая экспорт,  инвестиционные товары, импорт и  так далее.

 Отношение номинального ВНП  к реальному называется дефлятором  ВНП, он показывает, насколько  ВВП возрос за счет роста  уровня цен.

 Дефлятор ВВП выражает различия  между номинальным и реальным  ВВП и используется для определения  уровня инфляции. Он показывает, насколько ВВП возрос за счет роста уровня цен .

 Для получения сводной характеристики  уровня жизни населения в ООН  разработан ряд показателей, важнейшим  из которых является индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП).

 ИРЧП представляет среднюю из трех стандартизированных индексов, которые рассчитываются по формуле:

 

I =

 

 где Хф, Xmin, Xmах – фактический, минимальный и максимальный уровень показателя.

 Стандартизированные индексы  меняются от нуля до единицы  и учитывают продолжительность  предстоящей жизни, обучаемость  населения и объем производства  ВВП на душу населения, который  пересчитывается в доллары с  помощью паритета покупательной  способности валют.

 При расчете индекса продолжительности  предстоящей жизни Xmin = 25 лет, Xmах = 85 лет.

 Индекс образованности населения  (J2) при расчете делится на две части. Две трети занимает индекс грамотности населения от 15 лет и старше, а одну треть – обучаемость населения от 6–24 лет, Xmin = 0, а Xmах = =100%.

 При расчете индекса ВВП  на душу населения сначала  исходные данные об уровне  этого показателя переводятся  в доллары с помощью паритета  покупательной способности валют,  а затем логарифмируются (Xmin =100 дол., Xmах = 40 000 дол.). При логарифмировании используются значения десятичных логарифмов. Чем ИРЧП ближе к единице, тем выше уровень жизни в стране .

 Министерство  статистики и анализа Республики  Беларусь в группу основных  социально-экономических показателей  уровня жизни населения включает  следующие:

 -денежные доходы населения,

- реальные располагаемые денежные доходы населения,

- денежные доходы на душу населения,

- среднемесячную начисленную заработную плату одного работника,

- реальную начисленную заработную плату,

 -средний размер назначенной месячной пенсии,

-реальный размер назначенной месячной пенсии.

Таким образом, показатели уровня жизни  многоплановы. Широко используются для  характеристики уровня жизни такие  обобщенные показатели, как валовой  национальный продукт (валовой внутренний продукт, или национальный доход) на душу населения. Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком  и самой доступной для населения  характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные. Рассчитываются коэффициенты глубины и остроты бедности, определяется черта бедности, прожиточный минимум, потребительская корзина, потребительский  бюджет семьи. Производится оценка уровня инфляции. В настоящее время в  официальной статистике в качестве основного индикатора инфляции применяется  индекс потребительских цен. Кроме  индекса потребительских цен  также рассчитывают дефлятор ВНП. Для  получения сводной характеристики уровня жизни населения в ООН  разработан ряд показателей, важнейшим  из которых является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В Республике Беларусь показателями уровня жизни населения являются: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

 

Главная и конечная цель качественного  подъема национальной экономики - достижение новых стандартов и качества жизни  белорусских граждан, кардинальное улучшение условий труда и  быта людей.

Конечно, на фоне неисчерпанных последствий  мирового финансово-экономического кризиса  нереально ожидать быстрого и  кардинального роста благосостояния наших граждан. Достижение уровня жизни  людей, соответствующего самым высоким  мировым стандартам, возможно только на основе поступательного повышения  эффективности и конкурентоспособности  национальной экономики.

Но задача качественного повышения  благосостояния населения вполне осуществима.

Вместе с тем основная цель перспективной  социальной политики не сводится исключительно  к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные  условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового  и бытового обслуживания, состояние  производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных  отношений и т.п. Комплекс таких  условий в совокупности с потребностями  и запросами людей составляет качество жизни. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание.( смотреть приложение 6)

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни  населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими  странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных  с безработицей, резким расслоением  населения по уровню доходов, снижением  доступности услуг здравоохранения  и образования и др.

В рамках выбранной страной социально  ориентированной рыночной модели отношений  правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических  и правовых условий для повышения  трудовой активности, развития деловой  инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства  населения страны; достижение ощутимого  улучшения материального положения  и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

Активная социальная политика и  очевидные успехи в экономике  позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, одно из самых  высоких мест среди стран СНГ  по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность  жизни.

 

Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений  и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и  взаимодействия сторон (статья 14 Конституции - Государство регулирует отношения  между социальными, национальными  и другими общностями на основе принципов  равенства перед законом, уважения их прав и интересов. ), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления. Соглашения заключаются на республиканском (Генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (коллективные договоры) уровнях.

На обсуждение выносятся преимущественно  следующие вопросы: механизм регулирования  оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения; улучшение условий  охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени  и времени отдыха, отпуска; занятость, переобучение, условия высвобождения  работников; социальная защита -- пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам  и малообеспеченным слоям населения; организация взаимоотношений между  представителями нанимателей и  работников.

В республике создан и функционирует  Национальный совет по трудовым и  социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют  согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях -- комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Политика в области регулирования  доходов населения и оплаты труда  направлена на последовательное приближение  государственных социальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем -- к минимальному потребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальной защиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям.

Основные положения, задачи и подходы  к совершенствованию оплаты труда  в отраслях народного хозяйства  были заложены в Концепции реформы  оплаты труда, одобренной Советом Министров  в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены  в действие Единая тарифная сетка  работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно  совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации  социальных отраслей бюджетной сферы  и предприятия внебюджетного  сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов.

В основу механизма управления заработной платой положен также принцип  сочетания государственного и договорного  регулирования. Это содействовало  решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании  объемов производства, повышению  ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и ее своевременную выплату.

Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого  разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. Это позволило повысить уровень  заработной платы работников бюджетных  организаций в среднем на 5,2%. Тарифная ставка первого разряда для оплаты труда бюджетников  была повышена с 1 января 2013 года до 240 тыс. рублей. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 года № 1230.

Министерство труда и социальной защиты поручено ввести корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций, тарифицируемых 1–27 разрядами, в размерах 3,50–1,00.

По расчетам, реализация постановления  позволит повысить заработную плату  по бюджетной сфере в среднем  на 6,7 %. Как пояснили в пресс-службе Совмина, данное постановление принято  в целях дальнейшего повышения уровня оплаты труда работников бюджетных организаций, покупательной способности их заработной платы, а также частичного восстановления дифференциации в оплате труда работников указанной сферы.

На выплату повышенной в связи  с ростом тарифной ставки первого  разряда заработной платы в бюджетной  сфере потребуются дополнительно 103,2 млрд. руб. в месяц.

Предыдущее повышение ставки производилось  с 1 сентября 2012 года (она выросла  до 225 тыс. рублей).

Предусмотренная законом минимальная  продолжительность оплачиваемого  отпуска составляет 24 дня при  пятидневной рабочей неделе. Государственное  социальное страхование распространяется на всех работников. Кстати, по законодательству Российской Федерации продолжительность  основного оплачиваемого отпуска  составляет 28 календарных дней. Средняя  продолжительность отпуска в  странах ЕС составляет 4 недели. В  Америке не существует законодательных  норм, определяющих продолжительность  отпуска. Количество дней отдыха и размер отпускных зависят от условий  контракта, заключаемого работодателем  и наемным работником. Традиционная (но не общепринятая) методика определения  продолжительности отдыха такова: наемный  работник получает в качестве отпуска 8 оплачиваемых часов рабочего времени  за каждый отработанный им месяц. По данным Бюро статистики труда, американские служащие могут получить 9,6 дня отпуска  после одного года работы в фирме, 11,5 дня - через 2 года, 13,8 - после 3 лет  и, наконец, 16,9 - после 5 лет.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения как ключевые показатели социально-экономического развития