Уровень и качество жизни населения как ключевые показатели социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

В России развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых – Вайнштейну. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в нашей стране.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения Беларуси, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни.

Содержание работы

Введение. 3
Основная часть 4
Показатели уровня и качества жизни в современных условиях 10
Показатели измерения уровня и качества жизни 12
Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь. 17
Список использованных источников 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 423.33 Кб (Скачать файл)

В настоящее время вопросы найма  и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развития коллектива регулируются также коллективным договором  и индивидуальными трудовыми  договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь, регулируются государственным законодательством.

 

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров  по возрасту, инвалидов, многодетных  и неполных семей), повышение эффективности  социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального  страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального  страхования как основная форма  социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

К базисным для социальной сферы  относится также закон «О прожиточном  минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при  формировании и реализации государственной  политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении  мер социальной защиты населения .

На социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного  Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов  на государственное социальное страхование (35% от фонда оплаты труда для нанимателей  и 1% от индивидуальной заработной платы  работающих граждан).

Основными статьями распределения  бюджета этого фонда являются пенсии (на их долю приходится 77% в структуре  расходов) и социальные пособия (15,6%).

В республике пенсионерами являются более 2,6 млн. человек, что составляет около 26,3% населения. Законом «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий: трудовые и социальные. 1 ноября 2012 года Президент  Беларуси Александр Лукашенко подписал закон "О внесении дополнений и  изменений в Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении". Документ официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Как пояснили в Министерстве труда  и социальной защиты, новый закон  направлен на приведение норм закона "О пенсионном обеспечении" в  соответствие с указом Президента от 18 марта 2012 года №136 "О мерах по совершенствованию пенсионного  обеспечения граждан" (вступил  в силу с 1 октября нынешнего года).

 Данным указом введены две  новации. Первая предусматривает  прогрессивное увеличение "премии" за работу без получения пенсии  после достижения общеустановленного  пенсионного возраста. Эта новация трансформируется в статью закона, в соответствии с которой за первый полный год неполучения пенсии она будет увеличена на 6% заработка, принимаемого для ее исчисления, за второй - на 8%, за третий - на 10%, за четвертый - на 12%, за пятый и каждый последующий год - на 14%. За работу без получения пенсии менее полного года увеличение за каждые полные два месяца такой работы составит 1% заработка.

 Вторая новация указа устанавливает  единый подход к принимаемым  для расчета пенсии периодам  деятельности (с уплатой страховых  взносов и без уплаты). Периоды с уплатой страховых взносов включаются в стаж и учитываются при расчете заработка. Аналогичный подход предусмотрен для периодов деятельности без уплаты взносов (таких как военная служба, учеба, уход за детьми и других). При включении в стаж они также будут учитываться и при расчете заработка, причем с одинаковым условным доходом - 40% средней заработной платы работников в республике в соответствующих месяцах. Такие изменения внесены в статьи закона, регулирующие порядок определения заработка при исчислении трудовых пенсий. Как пояснили в Минтруда и соцзащиты, до 1 октября 2012 года при определении заработка для исчисления пенсии учитывались только периоды работы с уплатой взносов. В результате одинаковые с точки зрения общественной значимости и выполнения сходных функций периоды деятельности без уплаты страховых взносов оценивались в пенсиях по-разному: от 10% ограниченного заработка до 400%.

 По словам специалистов, внесены  изменения в статью закона, регулирующую  вопросы выплаты пенсии по  доверенности и оформления доверенности. Они приняты в целях исполнения  решения Конституционного суда  от 6 ноября 2008 года "О сроке действия  доверенности на получение денежных  средств с вклада (депозита) физического лица, открытого в банке, на который перечисляется пенсия (пособие)". Предусматривается разграничение срока действия доверенности в зависимости от способа получения пенсии: доверенность на получение пенсии через организации почтовой связи и организации по доставке пенсий (специальная доверенность) может быть выдана на срок не свыше одного года; доверенность на получение сумм пенсий со счета гражданина в банке, на который перечисляется его пенсия, может быть выдана на срок до трех лет. Данный срок определен статьей 187 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой  в стаж работы, а также некоторые  другие граждане.

Пенсии по возрасту получают более 80% получателей трудовых пенсий.

Право на пенсию по возрасту на общих  основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В республике существует система досрочных  пенсий для лиц, проработавших определенное время в неблагоприятной производственной среде, а также для работников некоторых других профессиональных категорий.

Социальные пенсии назначаются  гражданам, которые не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам  с детства, лицам, достигшим пенсионного  возраста; детям -- в случае потери кормильца.

Для повышения эффективности мер  по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов  в Республике Беларусь» (1991 г., новая  редакция - 2000 г.)

 

По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку  граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход.

Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в  соответствии с законодательством  распространяется государственное  социальное страхование.

Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства.

Особую актуальность имеет проблема сохранения жизни и здоровья матери и ребенка. Меры, принимаемые в  этом направлении, позволяют повышать качество оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным.

Показатель младенческой смертности за последние годы снизился с 13,3промилле в 1995 году до 4,7 в 2009 году. В 2010 году эта  цифра составляла 4,2 промилле – показателя количества смертей на 1000 рождений, а за 10 месяцев 2011 года – 3,8 промилле.

Беларусь занимает первое место  среди стран СНГ по снижению младенческой смертности, которая в нашей стране стремительно уменьшается.

Такие цифры привел на встрече с  журналистами Александр Барсуков, главный  акушер-гинеколог Министерства здравоохранения  Беларуси. Столь высокие показатели он объяснил результатом модернизации всех акушерских стационаров, реанимаций, операционных и переоснащения перинатальных  центров, которая завершилась в 2008 году. Специалисты сравнили статистические показатели, выстроили математические диаграммы и убедились, что наши цифры соответствуют действительности. Они заявили, что рекомендовали бы Всемирной организации здравоохранения и мировому сообществу придерживаться цифр, которые озвучиваются в нашей республике.

Примечательно, что цифры младенческой смертности по Беларуси в разных международных  источниках указываются совершенно разные. Фонд организации объединенных наций в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси говорит о коэффициенте 9 младенческой смертности на 1000 живорожденных  в 2010 году. Для сравнения: у Финляндии, Норвегии, Швеции и Японии этот коэффициент  – 3, у России – 11, у Украины – 12.

По данным Организации Объединенных Наций среднемировой показатель младенческой смертности — 49,4. Правда, в этом списке Беларуси нет вовсе: здесь самыми успешными являются Исландия (2,9), Сингапур (3,0), Япония (3,2), Швеция (3,2), Норвегия (3,3), Финляндия (3,7) и Гонконг (3,7). А замыкают данный статистический список из 195 стран Сьерра-Леоне (160,3), Афганистан (157,0), Либерия (132,5) и  Ангола (131,9).

А вот в данных CIA World Factbook относительно младенческой смертности по состоянию на июль 2010 года Беларусь найти можно: она на 49-м месте в списке из 224 стран. Чуть более года назад Беларуси приписывали коэффициент младенческой смертности 6,43. В Сингапуре этот показатель был наиболее низким – 2,31, также привлекательна статистика на Бермудах (2,46), в Швеции (2,75), Японии (2,79) и Гонконге (2,92). Самыми неблагоприятными регионами тогда называли Анголу (180,21), Сьерра-Леоне (254,43), Афганистан (151,95), Либерию (138,24) и Нигер (116,66).

Совершенствованию системы охраны здоровья в Беларуси способствует активная повсеместная работа по модернизации, реконструкции, техническому переоснащению  организаций здравоохранения.

В соответствии с законом о государственных  пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий:

по беременности и родам; в связи  с рождением ребенка; матери, ставшей  на учет в организациях здравоохранения  до 12-недельного срока беременности;

пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода  за ребенком зачисляется в непрерывный  трудовой стаж; пособие на детей  в возрасте от 3 до 16 (18) лет, размер его  устанавливается в процентах  к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и  зависит от совокупного ежемесячного дохода семьи; пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

 В Беларуси размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 1 января по 31 января текущего года составляет на первого ребенка 1 миллион 413 тысяч 190 рублей, на второго и последующих детей — 1 миллион 615 тысяч 70 рублей, на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет — 1 миллион 816 тысяч 960 рублей.

По словам специалиста, основные изменения  касаются назначения и выплаты пособия  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Так, размер этого пособия с 1 января текущего года исчисляется исходя из величины среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал в следующем порядке: за период с 1 по 31 января 2013 года применяется среднемесячная заработная за III квартал 2012 года, с 1 февраля по 30 апреля 2013 года — за IV квартал 2012 года, с 1 мая по 31 июля — за I квартал 2013 года, с 1 августа по 31 октября — за II квартал 2013 года, с 1 ноября 2013 года по 31 января 2014 года — за III квартал 2013 года и т.д.

В соответствии с новым законом  размер пособия дифференцируется в  зависимости от количества детей, воспитываемых  в семье. На первого ребенка он составляет 35% среднемесячной заработной платы, на второго и последующих  детей — 40%.  Пособие на ребенка-инвалида назначается и выплачивается  в размере 45% среднемесячной заработной платы независимо от очередности  рождения детей в семье.

По данным Национального статистического  комитета, среднемесячная заработная плата работников по стране за III квартал 2012 года составила 4 миллиона 37 тысяч 686 рублей. Соответственно размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на период с 1 января по 31 января составляет на первого ребенка — 1 миллион 413 тысяч 190 рублей, на второго и последующих детей — 1 миллион 615 тысяч 70 рублей, на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет — 1 миллион 816 тысяч 960 рублей.

Пособие по безработице гарантируется  и регулируется законом о занятости  населения.

Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных  заведениях либо не проходящие военной  службы и зарегистрированные в государственной  службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.

В числе первостепенных задач по достижению высокого качества жизни - удовлетворение потребности людей  в современном, комфортном жилье.

Необходимо отметить, что в последние  годы строительство жилья в стране значительно активизировалось. Так, если в 2005 году в Беларуси было построено 3,8 млн. кв. м жилья, в 2008 году - 5,1 млн., то в 2009 году - около 6 млн. кв. м. В 2010 году планируется построить уже почти 7 млн. кв. м жилья. В 2013 году в Беларуси запланировано построить 6,5 млн.кв.м жилья. В том числе с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет построено 2,5 млн.кв.м жилья. В сельской местности и малых городах запланировано построить 1560 тыс.кв.м, в городах - 3,7 млн.кв.м жилья.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения как ключевые показатели социально-экономического развития