Уровень и структура экономики развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Современное мировое хозяйство характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости, несмотря на различный уровень развития отдельных стран.
Локомивом мировой экономики являются индустриально развитые страны: США, Канада, развитые страны Западной Европы, Япония, Австралия. Им противостоит группа стран Азии, Африки и Латинской Америки, бывших в прошлом колониями или полуколониями, с населением в 3,5 млрд. человек.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Во многих успешно развивающихся  странах предоставляются всевозможные льготы частному национальному капиталу в качестве стимула экономических  преобразований. Например, в Индии  акционерным компаниям предоставляется  право ускоренной амортизации, а  новые предприятия полностью  или частично освобождаются от налогов. Существуют также скидки с налога при вложении капитала в частные  фирмы, в деятельности которых заинтересовано государство. В результате теряется значительная часть поступлений  в доходную часть бюджета. Когда  расходная часть превышает доходы, возникает дефицит государственного бюджета.

Расходная часть бюджета  обеспечивает реализацию экономических  и социальных государственных программ: это военные расходы; расходы  на содержание административного аппарата; расходы на обслуживание государственного долга — выплату процентов  и погашение займов; расходы на социально-культурные цели (просвещение, здравоохранение, науку, спорт и  т.д.).

В условиях, когда государственный  бюджет сводится с дефицитом чтобы покрыть растущие бюджетные расходы, многие слаборазвитые страны идут на сокращение государственных программ путем секвестрования бюджета. Хронические дефициты влекут за собой введение новых и повышение старых налогов, использование иностранных займов, а также «дефицитное финансирование». Обращение к Иностранным кредитам и займам увеличивает внешний долг государства. «Дефицитное финансирование» означает дополнительный выпуск в обращение бумажных денег, результатом которого является рост инфляции. Бюджетный дефицит образуется также в результате сокращения поступлений в бюджет доходов от внешней торговли. Налоги на внешнеторговые операции имеют форму таможенных пошлин и сборов.

Политика регулирования  импорта, которую проводят освободившиеся страны в целях экономии иностранной  валюты, способствует притоку доходов  в государственный бюджет. В импорте  этих стран растет удельный вес средств производства, машин и оборудования, не облагаемых пошлинами (или облагаемых очень низкими пошлинами, порядка 2% к цене товара). Импорт товаров металл5фгической промышленности (чугуна и стали) облагается пошлинами от 10 до 20%, а потребительских товаров — более 30%.

В то же время по некоторым  сырьевым продуктам в ряде слаборазвитых  стран предусматривается беспошлинный ввоз. Такие товары, как спирт, кофе, табак, сахар, бензин и некоторые  другие, облагаются еще и акцизным сбором.

Поступления от экспортных пошлин в бюджет зависят от таких  факторов, как спрос на сырьевые товары, производимые в развивающихся  странах, а также цены на сырье  и продовольствие. В настоящее  время внедрение ресурсосберегающих технологий в индустриально развитых странах снижает спрос на сырье, в результате чего падают цены на мировом  рынке.

Либерализация налогового обложения  экспортируемых товаров, проводимая развивающимися странами в целях фиксирования экспорта, сокращает таможенные поступления  в бюджет. За последние 10 лет (1987—1997 гг.) таможенные тарифы в Латинской Америке упали с 45% до 10%. Тем не менее, в некоторых странах доля доходов от внешнеторговых операций увеличивается, если они проводят политику «открытых дверей» в отношении товаров, импортируемых из развитых стран (например. Южная Корея).

В последние годы структура  доходной части бюджета слаборазвитых  стран изменяется вследствие проведения институциональных экономических  преобразований. Так, национализация способствовала прекращению утечки из страны доходов  от иностранного капитала, которые  стали поступать в бюджет. По мере формирования промышленной базы в экономике  развивающихся стран растет доля доходов от государственных и  смешанных предприятий.

Возникновение смешанных  предприятий и их развитие является еще одним проявлением роли государства  в подъеме национальной экономики. Смешанные предприятия существуют во многих странах: Индии, Бирме, АРЕ, Алжире, Тунисе, Йемене, Иране, Филиппинах и  др.

Смешанные предприятия имеют  различную структуру. Они могут  объединять представителей частного и  государственного капитала данной страны или представителей национального  и иностранного капитала (как государственного, так и частного). В. тех. развивающихся  странах, где национальный капитал  достаточно развит, а политическая ситуация в стране стабильна, развиваются  смешанные предприятия, в которых  контрольный пакет акций принадлежит  государству. Это является гарантией  надежности для частных инвесторов. Примером может служить Индия.

ВАРЕ, Алжире, Бирме и некоторых  других странах смешанные предприятия  создавались с целью постепенного усиления роли государственного сектора  в экономике. Правительства стремились поставить под контроль развитие частного национального капитала и  направить его на развитие производительных сил страны. Так, после провозглашения независимости Бирмы главной  формой участия государства в  горнодобывающей промышленности на длительный период стали смешанные  компании.

Большое количество смешанных  предприятий образовалось в бывших африканских колониях Франции после  национализации части собственности  французских монополий. При этом в ряде случаев в руках бывших владельцев было оставлено до 10% акционерного капитала смешанных предприятий.

В настоящее время доля частного национального капитала в  смешанных компаниях нарастает  за счет проведения приватизации государственной  доли собственности. Однако до сих пор  в большинстве развивающихся  стран иностранный капитал является важным партнером в смешанных  компаниях. Причем частный иностранный  собственник, осуществляет инвестиции лишь на основе гарантий своего правительства.

Иностранный капитал  в экономике развивающихся стран

Важнейшим фактором развития освободившихся стран является экономическая  помощь со стороны индустриально  развитых стран. Потребность в средствах  производства, патентах, потребительских  товарах, а также иностранной  валюте ощущается почти всеми  развива1ющимися странами. Для этого  необходима помощь извне в виде финансовых средств, материальных ресурсов производственного  назначения и потребительских товаров, обеспечивающих накопление капитала и  воспроизводство рабочей силы. Иностранные  капиталовложения в виде экспорта капитала являются важной формой международных  экономических отношений, которая  связывает мировое хозяйство  в единое целое.

Экспорт капитала приобрел решающее значение в международной  экономической жизни на рубеже XIX — XX веков. Перемещение капитала из развитых стран в отсталые обеспечивало высокую прибыльность таких вложений и укрепляло их экономическое и политическое господство.

После Второй мировой войны  произошли значительные  изменения в вывозе капитала. Теперь на первое место стал выдвигаться экспорт капитала из одних индустриально развитых стран в другие развитые страны. Наиболее широко эта тенденция охватила сферу экспорта частного капитала. В послевоенный период на долю США и других индустриально развитых стран приходилось 50% прямых частных инвестиций.

Однако в перемещении  капитала в экономически отсталые страны ведущая роль остается за государственным  экспортом капитала. Наряду с займами  и инвестициями широкое распространение  получила «помощь».

С помощью иностранных  финансовых ресурсов многие развивающиеся  страны смогли решить целый ряд экономических  проблем производственного и  социального характера. Полученные средства были использованы на то, чтобы  уравновесить свои платежные балансы (импортировать основной и оборотный  капитал в производственной форме), сделать необходимые закупки  продовольствия за рубежом, увеличить  производственные мощности в важнейших  отраслях производства.

Приток иностранного капитала в развивающиеся страны, с одной  стороны, имеет положительное воздействие  на их экономику. С другой стороны, происходят определенные негативные процессы: обратный вывоз капитала (реэкспорт); отток  части прибыли в страны экспортеры; расход значительной суммы на погашение  займов и выплату процентов. При  этом растет государственный долг и  увеличивается иностранный сектор в хозяйстве развивающихся стран.

Государственный вывоз капитала после Второй мировой войны возрос, причем он часто преследует политические цели. Именно с этим связано появление  специфической формы Вывоза государственного капитала — формы «помощи». Она  существенно отличается от экспорта капитала, так как не приносит непосредственного  дохода субъекту, предоставляющему эту  помощь. По существу это меж государственное перераспределение доходов, обеспечивающее приток иностранного капитала в развивающиеся страны. Целью такого перераспределения доходов или «помощи» является сохранение позиций индустриально развитых стран в экономике слаборазвитых стран, а также активизация их деятельности в мирохозяйственных связях и мировой политике.

Государственный вывоз капитала поступает в развивающиеся страны в разных формах. Первое место занимает товарный капитал, главным образом  экспорт продовольственных товаров. Помощь продовольствием слаборазвитым  странам оказывают многие развитые страны через специальные государственные  программы помощи, а также посредством  участия в международных организациях, имеющих целью поощрение экономического развития. Так, США оказывают помощь слаборазвитым странам через  Управление международного развития в  рамках программы «Продовольствие  во имя мира».

Другой важной формой экспорта государственного капитала является предоставление целевых валютных займов и кредитов для строительства промышленных объектов, закупки машин, оборудования, сырья и т.д. Это производится в первую очередь через банки  и корпорации. По данным МВФ, американские инвестиции в Бразилию составляют более 39 млрд. долл. На Латинскую Америку  приходится 20% экспорта капитала США. В 1998 г. непогашенные кредиты шести  американским банкам в Латинской  Америке составили 70 млрд. долл.

Большую роль в финансировании слаборазвитых стран играет Международный  банк реконструкции и развития (МБРР). Он был создан в 1946 г. по решению валютно-финансовой конференции ООН. Деятельность МБРР направлена на помощь слаборазвитым странам в обеспечении экономического роста. Эта организация, куда входит около 150 государств, не только предоставляет займы, но и продает облигации, доходы от которых также идут на займы и кредиты, предоставляет гарантии и осуществляет страховку частных займов.

Страны получатели обязаны  выполнять рекомендации банка, давать отчеты об использовании займов, а  также предоставлять всю требуемую  информацию о финансовом и экономическом  состоянии. Многие займы, предоставляемые  МБРР, предназначены на цели общего развития — сооружение оросительных систем, развитие сетей транспорта и связи, реализацию санитарных и  медицинских программ. Предполагается достичь такого уровня развития инфраструктуры, который необходим для привлечения  крупных частных капиталовложений.

МБРР помогает экономически отсталым странам определить наиболее целесообразные направления экономического развития. МБРР имеет две дочерние организации: Международную финансовую корпорацию, которая занимается капиталовложениями в частный сектор экономики развивающихся  стран; Международную ассоциацию развития, предоставляющую «мягкие займы» самым бедным странам, не обязательные к погашению. 

Интеграционные  связи развивающихся стран

Растущее взаимодействие развитых и экономически отсталых стран  меняет картину мира. Структурная  перестройка мировой экономической  системы отражает не только экономические  и технологические сдвиги в хозяйстве, но и изменение политического  климата на планете.

Роль освободившихся стран  в мире по мере их развития, а также  их позиции в мире существенно  изменилась. Они все более активно  втягиваются в современное международное  разделение труда. Ключевые позиции  в производстве и мировом экономическом  обмене попрежнему занимают развитые индустриальные страны. Но в их среду все чаще внедряются новые страны, достигшие супер высоких темпов экономического роста. Вслед за Японией появились « новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии (НИС), Мексика, нефте-экспортирующие страны и др. В полной мере назвать развитой индустриальной державой можно пока лишь Японию, но по целому ряду показателей Южная Корея, Тайвань и др., став лидерами развивающегося мира, приближаются к развитым странам.

Основная масса слаборазвитых  стран остается периферией мирового хозяйства, выполняя роль поставщиков сырья, дешевой рабочей силы и емкого рынка сбыта товаров, производимых развитыми странами. Однако сравнительное преимущество развивающихся стран, традиционно связанных с производством сырьевых ресурсов, в настоящее время быстро теряется. Развитие ресурсосберегающих технологий в результате НТР повышает самообеспеченность индустриальных стран, а высокий уровень автоматизации производства снижает их потребность в малоквалифицированной рабочей силе.

Тем не менее, для слаборазвитых  стран индустриальные государства  остаются главными рынками сбыта  и источниками финансовых ресурсов, а также основными поставщиками промышленных товаров и экономической  помощи. Прямая иностранная помощь в настоящее время имеет значение не для всех развивающихся стран, а лишь для самых бедных. Все  большее распространение получают такие формы помощи, как ценовая  поддержка, торговое законодательство и долгосрочные соглашения.

Развивающиеся страны, вступив  в ООН, стремятся коллективно  решать проблемы распределения доходов  между странами. Четко обозначилась тенденция к межгосударственной консолидации слаборазвитых стран  путем создания различного рода международных  организаций, которые защищают их интересы на мировом рынке и способствуют экономическому развитию. Среди них  следует отметить деятельность таких  организаций, как ЮНКТАД, ЮНИДО, ОСЕАН, КТЭС, ОПЕК и др.

В 1964 г. при ООН была создана  организация, получившая название «Конференция по торговле и развитию» (ЮНКТАД), для  поощрения международной торговли в целях ускоренного экономического развития. В ЮНКТАД вошли страны члены ООН, проводящие политику противодействия  некоторым ведущим развитым странам, которые применяют экономические  санкции и протекционистские  меры для давления на другие государства. Программа ЮНКТАД включает три главных  вопроса развития международной  торговли: ограничение торговли сырьем; «буферные запасы» для стабилизации цен на сырье; сокращение тарифов  на экспорт готовой продукции  развивающимися странами.

Информация о работе Уровень и структура экономики развивающихся стран