Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа
Современное мировое хозяйство характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости, несмотря на различный уровень развития отдельных стран.
Локомивом мировой экономики являются индустриально развитые страны: США, Канада, развитые страны Западной Европы, Япония, Австралия. Им противостоит группа стран Азии, Африки и Латинской Америки, бывших в прошлом колониями или полуколониями, с населением в 3,5 млрд. человек.
Во многих успешно развивающихся
странах предоставляются
Расходная часть бюджета обеспечивает реализацию экономических и социальных государственных программ: это военные расходы; расходы на содержание административного аппарата; расходы на обслуживание государственного долга — выплату процентов и погашение займов; расходы на социально-культурные цели (просвещение, здравоохранение, науку, спорт и т.д.).
В условиях, когда государственный бюджет сводится с дефицитом чтобы покрыть растущие бюджетные расходы, многие слаборазвитые страны идут на сокращение государственных программ путем секвестрования бюджета. Хронические дефициты влекут за собой введение новых и повышение старых налогов, использование иностранных займов, а также «дефицитное финансирование». Обращение к Иностранным кредитам и займам увеличивает внешний долг государства. «Дефицитное финансирование» означает дополнительный выпуск в обращение бумажных денег, результатом которого является рост инфляции. Бюджетный дефицит образуется также в результате сокращения поступлений в бюджет доходов от внешней торговли. Налоги на внешнеторговые операции имеют форму таможенных пошлин и сборов.
Политика регулирования импорта, которую проводят освободившиеся страны в целях экономии иностранной валюты, способствует притоку доходов в государственный бюджет. В импорте этих стран растет удельный вес средств производства, машин и оборудования, не облагаемых пошлинами (или облагаемых очень низкими пошлинами, порядка 2% к цене товара). Импорт товаров металл5фгической промышленности (чугуна и стали) облагается пошлинами от 10 до 20%, а потребительских товаров — более 30%.
В то же время по некоторым
сырьевым продуктам в ряде слаборазвитых
стран предусматривается
Поступления от экспортных
пошлин в бюджет зависят от таких
факторов, как спрос на сырьевые
товары, производимые в развивающихся
странах, а также цены на сырье
и продовольствие. В настоящее
время внедрение
Либерализация налогового обложения экспортируемых товаров, проводимая развивающимися странами в целях фиксирования экспорта, сокращает таможенные поступления в бюджет. За последние 10 лет (1987—1997 гг.) таможенные тарифы в Латинской Америке упали с 45% до 10%. Тем не менее, в некоторых странах доля доходов от внешнеторговых операций увеличивается, если они проводят политику «открытых дверей» в отношении товаров, импортируемых из развитых стран (например. Южная Корея).
В последние годы структура
доходной части бюджета слаборазвитых
стран изменяется вследствие проведения
институциональных
Возникновение смешанных
предприятий и их развитие является
еще одним проявлением роли государства
в подъеме национальной экономики.
Смешанные предприятия
Смешанные предприятия имеют
различную структуру. Они могут
объединять представителей частного и
государственного капитала данной страны
или представителей национального
и иностранного капитала (как государственного,
так и частного). В. тех. развивающихся
странах, где национальный капитал
достаточно развит, а политическая
ситуация в стране стабильна, развиваются
смешанные предприятия, в которых
контрольный пакет акций
ВАРЕ, Алжире, Бирме и некоторых
других странах смешанные предприятия
создавались с целью
Большое количество смешанных предприятий образовалось в бывших африканских колониях Франции после национализации части собственности французских монополий. При этом в ряде случаев в руках бывших владельцев было оставлено до 10% акционерного капитала смешанных предприятий.
В настоящее время доля
частного национального капитала в
смешанных компаниях нарастает
за счет проведения приватизации государственной
доли собственности. Однако до сих пор
в большинстве развивающихся
стран иностранный капитал
Иностранный капитал
в экономике развивающихся
Важнейшим фактором развития освободившихся стран является экономическая помощь со стороны индустриально развитых стран. Потребность в средствах производства, патентах, потребительских товарах, а также иностранной валюте ощущается почти всеми развива1ющимися странами. Для этого необходима помощь извне в виде финансовых средств, материальных ресурсов производственного назначения и потребительских товаров, обеспечивающих накопление капитала и воспроизводство рабочей силы. Иностранные капиталовложения в виде экспорта капитала являются важной формой международных экономических отношений, которая связывает мировое хозяйство в единое целое.
Экспорт капитала приобрел решающее значение в международной экономической жизни на рубеже XIX — XX веков. Перемещение капитала из развитых стран в отсталые обеспечивало высокую прибыльность таких вложений и укрепляло их экономическое и политическое господство.
После Второй мировой войны произошли значительные изменения в вывозе капитала. Теперь на первое место стал выдвигаться экспорт капитала из одних индустриально развитых стран в другие развитые страны. Наиболее широко эта тенденция охватила сферу экспорта частного капитала. В послевоенный период на долю США и других индустриально развитых стран приходилось 50% прямых частных инвестиций.
Однако в перемещении капитала в экономически отсталые страны ведущая роль остается за государственным экспортом капитала. Наряду с займами и инвестициями широкое распространение получила «помощь».
С помощью иностранных финансовых ресурсов многие развивающиеся страны смогли решить целый ряд экономических проблем производственного и социального характера. Полученные средства были использованы на то, чтобы уравновесить свои платежные балансы (импортировать основной и оборотный капитал в производственной форме), сделать необходимые закупки продовольствия за рубежом, увеличить производственные мощности в важнейших отраслях производства.
Приток иностранного капитала
в развивающиеся страны, с одной
стороны, имеет положительное
Государственный вывоз капитала после Второй мировой войны возрос, причем он часто преследует политические цели. Именно с этим связано появление специфической формы Вывоза государственного капитала — формы «помощи». Она существенно отличается от экспорта капитала, так как не приносит непосредственного дохода субъекту, предоставляющему эту помощь. По существу это меж государственное перераспределение доходов, обеспечивающее приток иностранного капитала в развивающиеся страны. Целью такого перераспределения доходов или «помощи» является сохранение позиций индустриально развитых стран в экономике слаборазвитых стран, а также активизация их деятельности в мирохозяйственных связях и мировой политике.
Государственный вывоз капитала
поступает в развивающиеся
Другой важной формой экспорта государственного капитала является предоставление целевых валютных займов и кредитов для строительства промышленных объектов, закупки машин, оборудования, сырья и т.д. Это производится в первую очередь через банки и корпорации. По данным МВФ, американские инвестиции в Бразилию составляют более 39 млрд. долл. На Латинскую Америку приходится 20% экспорта капитала США. В 1998 г. непогашенные кредиты шести американским банкам в Латинской Америке составили 70 млрд. долл.
Большую роль в финансировании слаборазвитых стран играет Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Он был создан в 1946 г. по решению валютно-финансовой конференции ООН. Деятельность МБРР направлена на помощь слаборазвитым странам в обеспечении экономического роста. Эта организация, куда входит около 150 государств, не только предоставляет займы, но и продает облигации, доходы от которых также идут на займы и кредиты, предоставляет гарантии и осуществляет страховку частных займов.
Страны получатели обязаны
выполнять рекомендации банка, давать
отчеты об использовании займов, а
также предоставлять всю
МБРР помогает экономически отсталым странам определить наиболее целесообразные направления экономического развития. МБРР имеет две дочерние организации: Международную финансовую корпорацию, которая занимается капиталовложениями в частный сектор экономики развивающихся стран; Международную ассоциацию развития, предоставляющую «мягкие займы» самым бедным странам, не обязательные к погашению.
Интеграционные связи развивающихся стран
Растущее взаимодействие
развитых и экономически отсталых стран
меняет картину мира. Структурная
перестройка мировой
Роль освободившихся стран
в мире по мере их развития, а также
их позиции в мире существенно
изменилась. Они все более активно
втягиваются в современное
Основная масса слаборазвитых стран остается периферией мирового хозяйства, выполняя роль поставщиков сырья, дешевой рабочей силы и емкого рынка сбыта товаров, производимых развитыми странами. Однако сравнительное преимущество развивающихся стран, традиционно связанных с производством сырьевых ресурсов, в настоящее время быстро теряется. Развитие ресурсосберегающих технологий в результате НТР повышает самообеспеченность индустриальных стран, а высокий уровень автоматизации производства снижает их потребность в малоквалифицированной рабочей силе.
Тем не менее, для слаборазвитых
стран индустриальные государства
остаются главными рынками сбыта
и источниками финансовых ресурсов,
а также основными поставщиками
промышленных товаров и экономической
помощи. Прямая иностранная помощь
в настоящее время имеет
Развивающиеся страны, вступив в ООН, стремятся коллективно решать проблемы распределения доходов между странами. Четко обозначилась тенденция к межгосударственной консолидации слаборазвитых стран путем создания различного рода международных организаций, которые защищают их интересы на мировом рынке и способствуют экономическому развитию. Среди них следует отметить деятельность таких организаций, как ЮНКТАД, ЮНИДО, ОСЕАН, КТЭС, ОПЕК и др.
В 1964 г. при ООН была создана
организация, получившая название «Конференция
по торговле и развитию» (ЮНКТАД), для
поощрения международной
Информация о работе Уровень и структура экономики развивающихся стран