Уровень и структура экономики развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Современное мировое хозяйство характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости, несмотря на различный уровень развития отдельных стран.
Локомивом мировой экономики являются индустриально развитые страны: США, Канада, развитые страны Западной Европы, Япония, Австралия. Им противостоит группа стран Азии, Африки и Латинской Америки, бывших в прошлом колониями или полуколониями, с населением в 3,5 млрд. человек.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Для ускорения индустриализации развивающихся стран, координации  деятельности ООН в области промышленного  развития в 1965 г. была учреждена международная  межправительственная организация  ЮНИДО — организация по промышленному  развитию. Она не занималась вопросами торговли, акцентируя внимание на проблемах промышленного строительства в экономически отсталых странах.

Страны экспортеры нефти  создали в 1960 г. объединение основных нефтедобывающих стран — ОПЕК, куда вошли 13 стран Азии, Африки и  Латинской Америки. Целью ОПЕК является защита интересов слаборазвитых, но богатых нефтью стран, развитие их экономики  и получение доходов от национального  производства. В 70х годах ОПЕК добилась существенного повышения цен  на нефть, что позволило странам  участницам создать крупные валютные резервы и направить их на социально-экономическое  развитие. Ухудшение условий продажи  нефти на мировом рынке в конце 90х годов привело к некоторому ослаблению ОПЕК.

В1967 г. возникла региональная ассоциация государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН), в которую вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины  и Бруней. Эта ассоциация свою деятельность направляет на развитие экономических, социальных и культурных связей, а  также на осуществление совместных промышленных проектов. АСЕАН преследует не только экономические цели, но и  политические, активно выступая за превращение Тихоокеанского региона  в зону мира.

В 1980 г. была создана неправительственная  экономическая организация стран  бассейна Тихого океана (КТЭС) — «Конференция по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству». Ее членами стали не только страны АСЕАН, но и лидеры развитых стран  — США, Япония, Канада, Австралия. КТЭС обеспечивает развитие экономического сотрудничества, основанного на свободном  партнерском обмене. Несмотря на различия социально-политических систем стран  Тихоокеанского региона, центр тяжести  конкурентной борьбы перемещается в  научно-техническую сферу. Высокие  технологии усиливают процесс интеграции в мировом хозяйстве, связывая в  единую рыночную систему рынки США, Японии, стран НИС и стран членов АСЕАН. Кроме торговли, взаимосвязи  стран КТЭС выступают в форме  прямых инвестиций и сотрудничества на межгосударственном уровне.

Строительство независимой  экономики в освободившихся странах  Африки происходит в условиях значительно  большей отсталости, чем в странах  Азии или Латинской Америки. Поэтому  Организация Африканского Единства (ОАЕ) четко определила своей задачей  преодоление всех экономических  барьеров, разделяющих ее членов, создание общего рынка и платежного союза.

Подавляющее большинство  стран Латинской Америки обрели политическую независимость почти  на 100 лет раньше стран Азии и Африки. Естественно, что по многим экономическим  показателям они опережают азиатско-африканские  страны, хотя в значительной мере остаются аграрно-сырьевыми придатками промышленно  развитых государств.

Такое положение в системе  международного разделения труда привело  их к созданию региональных союзов, чтобы образовать собственный рынок. Наиболее крупной является «Латиноамериканская  ассоциация свободной торговли» (ЛАФТА) — с полной отменой торговых тарифов  и учреждением специального фонда  валютного сотрудничества.

Почти весь континент, кроме  США и Багамских островов, охватила «Латиноамериканская экономическая  система» (ЛАЭС). Ее целью является развитие интеграционных процессов, создание кредитной  системы, реализация экономических проектов и обмен информацией.

Внешняя торговля и долговой кризис развивающихся  стран

Основной организующей силой  мирового хозяйства остается рынок. Динамика рыночных цен, прибыльность или  убыточность производства тех или  иных товаров регулируют распределение  ресурсов и структуру производства. Эти рыночные рычаги являются двигателем экономического развития.

Развивающиеся страны на мировом  рынке разделились на две группы. Одни продолжают оставаться сырьевыми  придатками развитых стран и всю  экономику строят за счет вывоза сырья  и сельскохозяйственной продукции. Другие все больше стремятся стать  экспортерами готовой продукции, главным  образом обрабатывающих отраслей промышленности. Страны первой группы развиваются медленнее, чем другие страны мира.

Доля международной торговли в производстве и потреблении  развивающихся стран растет. Правительства  предоставляют гарантии частным  и государственным структурам, вывозящим  за границу товары, обеспечивают выгодные условия экспортерам. Центральные  банки участвуют в массированных  акциях на международных денежных рынках, регулируя курс валюты и содействуя движению капиталов и ресурсов между  странами.

Новый подход к торговой политике заключается в использовании  внешней торговли как механизма  более справедливого распределения  дохода в пользу развивающихся стран. Реализация этого принципа предполагает решение целого ряда проблем мировой  торговли: регулирование цен на сырье  в целях их стабилизации; создание «буферных запасов»; стимулирование экспорта готовой продукции.

Для повышения цен страны экспортеры договариваются о сокращении экспорта и ограничении конкуренции  путем создания картеля продавцов. Однако в ряде случаев страны покупатели требуют своего участия в этих картелях (например, США и Канада — для регулирования деятельности картелей по техническим культурам, сахару и кофе).

Колебание мировых цен  на сырье отражается на колебаниях цен на готовую продукцию. Для  стабилизации товарных цен требуется, чтобы какой-либо контролирующий орган, сформированный одной или несколькими  странами, всегда был готов приобрести или продать этот товар в больших  количествах. Для этого необходим  «буферный запас». Когда цена достигает  максимальной точки, то он должен обеспечить продажу такого количества товара, чтобы удовлетворить спрос и  сдержать дальнейший рост цены.

Но хранение «буферных  запасов» требует расходов на содержание складских помещений, оплату труда, страхование и т.д. Это чревато  потерями, а при временном замораживании  материальных и финансовых ресурсов теряются возможные процентные доходы. Однако мировое хозяйство в целом  остается в выигрыше от сбалансированного  состояния рынка. Стабилизация цен  обусловливает устойчивость ежегодных  экспортных доходов таких стран, как Боливия, Малайзия, Таиланд.

Объемы мировой торговли очень велики. Развивающиеся страны занимают в ней весьма значительное место, но часть их экспорта в развитые страны наталкивается на более высокие  тарифные барьеры, чем в торговле между раз витыми индустриальными державами.

На заседаниях ЮНКТАД развивающиеся  страны добились некоторых уступок  со стороны западных стран в торговле промышленными товарами. Были снижены  таможенные тарифы в торговле с ЕС (1971 г.) и США (1976 г.), но установлены  жесткие импортные квоты. Импорт, превышающий эти квоты, облагается прежними, более высокими тарифами.

В 6Ох годах получила популярность новая политика «индустриализация  через замещение импорта» (ИЗИ). Она  возникла еще в период великой  депрессии. В 30х годах через нее  прошли Аргентина и Австралия, которые  начали осуществлять индустриализацию за счет сокращения импорта промышленных товаров. Для молодых освободившихся стран индустриализация является важнейшим  фактором экономического развития. Политика ИЗИ способствует этому процессу на основе роста технических и  профессиональных знаний, улучшения  условий торговли, так как сокращение экспорта из отсталых стран удерживает цены на сырье от падения. Если же какая-либо отрасль в экономике развивающейся  страны обретала способность успешно  конкурировать на внешнем рынке, то ИЗИ немедленно сменялась политикой  содействия экспорту.

Борьба за внешние рынки  усиливает политику протекционизма. Преимущества свободной торговли могут  быть полностью реализованы лишь в условиях совершенной конкуренции, которую обосновали еще А. Смит и  Д. Рикардо.

Современное же состояние  мирового хозяйства с господствующей в нем монополией и несовершенной  конкуренцией требует возвращения  к политике протекционизма. Введение высоких тарифных пошлин ограничивает импорт товаров из других стран, содействуя развитию национального производства.

Однако после Второй мировой  войны делаются попытки либерализации  международной торговли. Так, в 1947 г. было заключено «Генеральное соглашение о торговых тарифах» (ГАТТ), против возрождения  протекционизма.

Положения ГАТТ разрешают  вводить тарифы да импортные товары, но ограничивают их применение. Согласно принципу наибольшего благоприятствования  в торговле. 

В отношениях со слаборазвитыми странами ГАТТ не отказывается от протекционистской  политики. В результате обостряется  положение развивающихся стран  на мировом рынке. Поскольку традиционные тарифы все более контролируются различными международными торговыми  организациями, появились новые  формы ограничений в мировой  торговле (« Упорядоченные торговые соглашения », «Добровольные ограничения  экспорта» и др.). Заключение таких  соглашений зачастую происходит под  прямым силовым давлением развитых стран, под угрозой введения индивидуальных высоких тарифов или квот.

С начала 80х годов в  мировом капиталистическом хозяйстве  возникла проблема внешней задолженности  развивающихся стран развитым индустриальным государствам. Основными источниками  внешней задолженности большинства  стран стали такие причины, как  дефицит внешнеторгового баланса  и рост внешних займов. За последние  два десятилетия внешний долг экономически отсталых стран иностранным  государствам и валютно-финансовым организациям многократно возрос, превысив 1 трлн. долл. (почти в 2,4 раза больше, чем в 1979 г.). В 1997 г. внешний долг развивающихся  стран в процентах к ВНП  превысил 26%, а в процентах от экспорта достиг 100% и более. Особенно тяжелая  ситуация сложилась в странах  Латинской Америки.

Каждое государство в  той или иной мере пользуется системой внешних заимствований (в денежной или товарной форме) для финансирования своего развития. Задолженность развивающихся  стран переросла в долговой кризис, когда многие из них не в состоянии  выплатить огромные долги и проценты по займам. В результате чего они  продолжают расти.

Причины долгового  кризиса развивающихся стран:

—           монотоварная экономика (в основном — сырье);

—           зависимость от экспорта необработанного сырья;

—           снижение мировых цен на сырье;

—           рост цен на новую техническую продукцию развитых стран;

—           падение доли развивающихся стран в мировой торговле в результате внедрения ресурсосберегающих технологий и производства товаров заменителей;

—           рост цен на транспортировку грузов (отсутствие танкерного флота у слаборазвитых стран);

—           политические изменения в мире;

—           мировой финансовый кризис.

Влияние этих причин на размеры  внешней задолженности развивающихся  стран подтверждается многочисленными  фактами. Так, в 1997 г. внешний долг Пакистана  составил 42 млрд. долл. Главная же причина  такого дефицита связана с экономическими санкциями США, последовавшими после  проведения Пакистаном ядерных взрывов.

Краткосрочные долговые обязательства  Южной Кореи в конце 1997 г. составляли 30—40 млрд. долл. Однако в результате Азиатского финансового кризиса  в начале 1998 г. долги Южной Кореи перевалили за 150 млрд. долл.

В 80е годы внешний долг Венесуэлы составлял 30 млрд. долл. Падение  же цен на нефть в период кризиса 1980—1986 гг. сократило инвестиции в  нефтедобывающую промышленность, и  долг вырос почти вдвое;

В1994 г. для выхода из валютного  кризиса Мексике был предоставлен кредит МВФ в размере 50 млрд. долл. Внешний долг подскочил до 170 млрд. долл. С начала 1998 г. Мексика начала осуществлять политику сокращения внешней  задолженности. Однако лишь обслуживание государственного долга составляет 51 млрд. долл.

Проблемами развития сотрудничества и обеспечения целостности мирового хозяйства занимаются ряд международных  валютно-кредитных организаций. Среди  них главное место принадлежит  Международному валютному фонду (МВФ), организованному в 1945 г., со штаб квартирой  в Вашингтоне.

МВФ организован по типу акционерной компании, поэтому доля взноса в капитал фонда определяет возможность влияния страны на его  деятельность. Двадцать четыре развитые страны, составляя 14% от общего числа  членов МВФ, имеют 60% голосов, в том  числе ЕС — 26,2%, США — 17,7%. В дополнение к собственному капиталу фонд использует и заемные средства.

Основными задачами МВФ являются:

—           содействие сбалансированному росту международной торговли;

—           предоставление кредитов странам членам для преодоления валютных трудностей, связанных с долговым кризисом (сроком от 3 до 5 лет).

—           отмена валютных ограничений;

—           межгосударственное валютное регулирование. Фонд предъявляет жесткие требования к стране заемщику по выполнению стабилизационной программы. Таким образом, МВФ имеет возможность влиять на ее экономику.

С середины 80х годов МВФ  отказался от рекомендации развивающимся  странам монетаристской политики, которая  в условиях экономического спада  усиливает его еще больше. МВФ  предоставляет также структурные  кредиты (на программы развития), увязывая свою деятельность в этой сфере с  МБРР.

Опыт развивающихся стран  показывает, что нерациональное использование  международного кредита приводит к  увеличению внешнего долга и, как  результат, к дестабилизации экономики. В сотрудничестве с МВФ страны кредиторы пытаются справиться с долговым кризисом в слаборазвитых странах на уровне межгосударственных переговоров.

Многие страны, получив  отсрочки по выплате своих долгов, провели реструктуризацию долгов. Однако состав и характер помощи, полученной развивающимися странами, неадекватны проблемам, стоящим перед экономикой этих стран. В составе кредитов высока доля связанных кредитов, предназначенных для импорта, в том числе продовольствия из стран кредиторов.

Начиная с 80-х годов в  развивающихся странах отмечается значительное усиление государственного вмешательства в управление внешними долгами и заимствованиями, которые взяты под постоянный контроль специальными государственными структурами. Они прослеживают такие показатели, как отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг, а также отношение внешнего долга или его обслуживания ВНП. На основе их анализа вырабатываются общие позиции по управлению долгами, так как дальнейший рост государственного внешнего долга представляет серьезную опасность для будущего развития стран.

Информация о работе Уровень и структура экономики развивающихся стран