Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа
Современное мировое хозяйство характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости, несмотря на различный уровень развития отдельных стран.
Локомивом мировой экономики являются индустриально развитые страны: США, Канада, развитые страны Западной Европы, Япония, Австралия. Им противостоит группа стран Азии, Африки и Латинской Америки, бывших в прошлом колониями или полуколониями, с населением в 3,5 млрд. человек.
Для ускорения индустриализации развивающихся стран, координации деятельности ООН в области промышленного развития в 1965 г. была учреждена международная межправительственная организация ЮНИДО — организация по промышленному развитию. Она не занималась вопросами торговли, акцентируя внимание на проблемах промышленного строительства в экономически отсталых странах.
Страны экспортеры нефти создали в 1960 г. объединение основных нефтедобывающих стран — ОПЕК, куда вошли 13 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Целью ОПЕК является защита интересов слаборазвитых, но богатых нефтью стран, развитие их экономики и получение доходов от национального производства. В 70х годах ОПЕК добилась существенного повышения цен на нефть, что позволило странам участницам создать крупные валютные резервы и направить их на социально-экономическое развитие. Ухудшение условий продажи нефти на мировом рынке в конце 90х годов привело к некоторому ослаблению ОПЕК.
В1967 г. возникла региональная ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Эта ассоциация свою деятельность направляет на развитие экономических, социальных и культурных связей, а также на осуществление совместных промышленных проектов. АСЕАН преследует не только экономические цели, но и политические, активно выступая за превращение Тихоокеанского региона в зону мира.
В 1980 г. была создана неправительственная
экономическая организация
Строительство независимой экономики в освободившихся странах Африки происходит в условиях значительно большей отсталости, чем в странах Азии или Латинской Америки. Поэтому Организация Африканского Единства (ОАЕ) четко определила своей задачей преодоление всех экономических барьеров, разделяющих ее членов, создание общего рынка и платежного союза.
Подавляющее большинство
стран Латинской Америки обрели
политическую независимость почти
на 100 лет раньше стран Азии и Африки.
Естественно, что по многим экономическим
показателям они опережают
Такое положение в системе международного разделения труда привело их к созданию региональных союзов, чтобы образовать собственный рынок. Наиболее крупной является «Латиноамериканская ассоциация свободной торговли» (ЛАФТА) — с полной отменой торговых тарифов и учреждением специального фонда валютного сотрудничества.
Почти весь континент, кроме
США и Багамских островов, охватила
«Латиноамериканская
Внешняя торговля и долговой кризис развивающихся стран
Основной организующей силой мирового хозяйства остается рынок. Динамика рыночных цен, прибыльность или убыточность производства тех или иных товаров регулируют распределение ресурсов и структуру производства. Эти рыночные рычаги являются двигателем экономического развития.
Развивающиеся страны на мировом рынке разделились на две группы. Одни продолжают оставаться сырьевыми придатками развитых стран и всю экономику строят за счет вывоза сырья и сельскохозяйственной продукции. Другие все больше стремятся стать экспортерами готовой продукции, главным образом обрабатывающих отраслей промышленности. Страны первой группы развиваются медленнее, чем другие страны мира.
Доля международной торговли
в производстве и потреблении
развивающихся стран растет. Правительства
предоставляют гарантии частным
и государственным структурам, вывозящим
за границу товары, обеспечивают выгодные
условия экспортерам. Центральные
банки участвуют в
Новый подход к торговой
политике заключается в использовании
внешней торговли как механизма
более справедливого
Для повышения цен страны
экспортеры договариваются о сокращении
экспорта и ограничении конкуренции
путем создания картеля продавцов.
Однако в ряде случаев страны покупатели
требуют своего участия в этих
картелях (например, США и Канада
— для регулирования
Колебание мировых цен на сырье отражается на колебаниях цен на готовую продукцию. Для стабилизации товарных цен требуется, чтобы какой-либо контролирующий орган, сформированный одной или несколькими странами, всегда был готов приобрести или продать этот товар в больших количествах. Для этого необходим «буферный запас». Когда цена достигает максимальной точки, то он должен обеспечить продажу такого количества товара, чтобы удовлетворить спрос и сдержать дальнейший рост цены.
Но хранение «буферных запасов» требует расходов на содержание складских помещений, оплату труда, страхование и т.д. Это чревато потерями, а при временном замораживании материальных и финансовых ресурсов теряются возможные процентные доходы. Однако мировое хозяйство в целом остается в выигрыше от сбалансированного состояния рынка. Стабилизация цен обусловливает устойчивость ежегодных экспортных доходов таких стран, как Боливия, Малайзия, Таиланд.
Объемы мировой торговли очень велики. Развивающиеся страны занимают в ней весьма значительное место, но часть их экспорта в развитые страны наталкивается на более высокие тарифные барьеры, чем в торговле между раз витыми индустриальными державами.
На заседаниях ЮНКТАД развивающиеся страны добились некоторых уступок со стороны западных стран в торговле промышленными товарами. Были снижены таможенные тарифы в торговле с ЕС (1971 г.) и США (1976 г.), но установлены жесткие импортные квоты. Импорт, превышающий эти квоты, облагается прежними, более высокими тарифами.
В 6Ох годах получила популярность
новая политика «индустриализация
через замещение импорта» (ИЗИ). Она
возникла еще в период великой
депрессии. В 30х годах через нее
прошли Аргентина и Австралия, которые
начали осуществлять индустриализацию
за счет сокращения импорта промышленных
товаров. Для молодых освободившихся
стран индустриализация является важнейшим
фактором экономического развития. Политика
ИЗИ способствует этому процессу
на основе роста технических и
профессиональных знаний, улучшения
условий торговли, так как сокращение
экспорта из отсталых стран удерживает
цены на сырье от падения. Если же какая-либо
отрасль в экономике
Борьба за внешние рынки усиливает политику протекционизма. Преимущества свободной торговли могут быть полностью реализованы лишь в условиях совершенной конкуренции, которую обосновали еще А. Смит и Д. Рикардо.
Современное же состояние мирового хозяйства с господствующей в нем монополией и несовершенной конкуренцией требует возвращения к политике протекционизма. Введение высоких тарифных пошлин ограничивает импорт товаров из других стран, содействуя развитию национального производства.
Однако после Второй мировой войны делаются попытки либерализации международной торговли. Так, в 1947 г. было заключено «Генеральное соглашение о торговых тарифах» (ГАТТ), против возрождения протекционизма.
Положения ГАТТ разрешают
вводить тарифы да импортные товары,
но ограничивают их применение. Согласно
принципу наибольшего
В отношениях со слаборазвитыми странами ГАТТ не отказывается от протекционистской политики. В результате обостряется положение развивающихся стран на мировом рынке. Поскольку традиционные тарифы все более контролируются различными международными торговыми организациями, появились новые формы ограничений в мировой торговле (« Упорядоченные торговые соглашения », «Добровольные ограничения экспорта» и др.). Заключение таких соглашений зачастую происходит под прямым силовым давлением развитых стран, под угрозой введения индивидуальных высоких тарифов или квот.
С начала 80х годов в
мировом капиталистическом
Каждое государство в той или иной мере пользуется системой внешних заимствований (в денежной или товарной форме) для финансирования своего развития. Задолженность развивающихся стран переросла в долговой кризис, когда многие из них не в состоянии выплатить огромные долги и проценты по займам. В результате чего они продолжают расти.
Причины долгового кризиса развивающихся стран:
— монотоварная экономика (в основном — сырье);
— зависимость от экспорта необработанного сырья;
— снижение мировых цен на сырье;
— рост цен на новую техническую продукцию развитых стран;
— падение доли развивающихся стран в мировой торговле в результате внедрения ресурсосберегающих технологий и производства товаров заменителей;
— рост цен на транспортировку грузов (отсутствие танкерного флота у слаборазвитых стран);
— политические изменения в мире;
— мировой финансовый кризис.
Влияние этих причин на размеры
внешней задолженности
Краткосрочные долговые обязательства Южной Кореи в конце 1997 г. составляли 30—40 млрд. долл. Однако в результате Азиатского финансового кризиса в начале 1998 г. долги Южной Кореи перевалили за 150 млрд. долл.
В 80е годы внешний долг
Венесуэлы составлял 30 млрд. долл. Падение
же цен на нефть в период кризиса
1980—1986 гг. сократило инвестиции в
нефтедобывающую
В1994 г. для выхода из валютного
кризиса Мексике был
Проблемами развития сотрудничества
и обеспечения целостности
МВФ организован по типу акционерной компании, поэтому доля взноса в капитал фонда определяет возможность влияния страны на его деятельность. Двадцать четыре развитые страны, составляя 14% от общего числа членов МВФ, имеют 60% голосов, в том числе ЕС — 26,2%, США — 17,7%. В дополнение к собственному капиталу фонд использует и заемные средства.
Основными задачами МВФ являются:
— содействие сбалансированному росту международной торговли;
— предоставление кредитов странам членам для преодоления валютных трудностей, связанных с долговым кризисом (сроком от 3 до 5 лет).
— отмена валютных ограничений;
— межгосударственное валютное регулирование. Фонд предъявляет жесткие требования к стране заемщику по выполнению стабилизационной программы. Таким образом, МВФ имеет возможность влиять на ее экономику.
С середины 80х годов МВФ
отказался от рекомендации развивающимся
странам монетаристской политики, которая
в условиях экономического спада
усиливает его еще больше. МВФ
предоставляет также
Опыт развивающихся стран показывает, что нерациональное использование международного кредита приводит к увеличению внешнего долга и, как результат, к дестабилизации экономики. В сотрудничестве с МВФ страны кредиторы пытаются справиться с долговым кризисом в слаборазвитых странах на уровне межгосударственных переговоров.
Многие страны, получив отсрочки по выплате своих долгов, провели реструктуризацию долгов. Однако состав и характер помощи, полученной развивающимися странами, неадекватны проблемам, стоящим перед экономикой этих стран. В составе кредитов высока доля связанных кредитов, предназначенных для импорта, в том числе продовольствия из стран кредиторов.
Начиная с 80-х годов в
развивающихся странах
Информация о работе Уровень и структура экономики развивающихся стран