Уровень жизни и доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить какова степень распределения доходов в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи: раскрыть принципы распределения доходов в обществе; определить проблемы измерения неравенства доходов, причины и факторы неравенства; проведя наблюдения, выяснить, какова степень распределения доходов в экономике России.

Содержание работы

Введение
1 Доходы: понятие, сущность и роль в рыночной экономике
1.1 Понятие и виды доходов
1.2 Функции и распределение доходов
1.3 Распределение доходов в РФ и её регионах
2 Уровень жизни населения в условиях рынка
2.1 Уровень жизни: понятие, оценка и анализ
2.2 Динамика уровня жизни в РФ
3 Политика государства в сфере распределения доходов
3.1 Меры правительства по повышению уровня жизни
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

уровень жизни курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Стоимость продовольственной  корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.

Стоимость минимального потребления непродовольственных  товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.

Например, стоимость минимальной  продовольственной корзины составила 350 руб. в месяц. В семьях с аналогичными средними на душу населения расходами на питание доля этих расходов достигла 71% от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров составит: 0,29х350:0,71=143 руб. в месяц на 1 человека.

Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Показатели «прожиточный минимум» и «бюджет прожиточного минимума» используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности , с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики государства в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости;

БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности , дающей право на социальные выплаты и пособия.

Все элементы системы, связанной  с установлением БПМ, определяются уровнем развития производительных сил общества. Государство в законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и минимальную заработную плату. Теоретически их величины должны быть равноценными, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы, которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности сегодня минимальная заработная плата в Российской Федерации существенно ниже величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в период перехода к рыночным отношениям.

Системы показателей  уровня жизни населения, как правило, отражают степень удовлетворения материальных и духовных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, расширяющие рамки чисто потребительского подхода. Так, при оценках и межстрановых сопоставлениях уровня жизни (благосостояния) (методики ООН и др.) наиболее часто используются следующие группы индикаторов.

1. ВВП на душу населения.  Доля расходов на конечное  потребление домашних хозяйств в ВВП.

2. Уровень реальных  доходов населения. Уровень реальной  заработной платы и пенсий.

3. Показатели распределения  населения по уровню среднедушевого дохода

4. Общий уровень потребления  материальных благ и услуг,  в том числе по элементам:  продуктам питания, алкогольным  напиткам, предметам гардероба, товарам длительного пользования и хозяйственного назначения, услугам.

5. Обесᴨеченность жильем и основными предметами длительного пользования (на 1 семью / домашнее хозяйство и одного человека).

6. Ожидаемая продолжительность  жизни у мужчин и женщин. Младенческая смертность.

8. Общий уровень безработицы  (число безработных и их доля в численности экономически активного населения). Безработица среди молодежи (с 16 до 24 лет).

9. Доля государственных  расходов на образование и  здравоохранение в ВВП.

10. Образовательный уровень  населения (численность учащихся  начальных и средних общеобразовательных школ, студентов ВУЗов на 10 000 чел.).

Модель благосостояния в развитых странах Запада (т. н. «общество  массового потребления») включает следующие основные элементы.

Первое. Высокий уровень  насыщения ᴨȇрвичных потребностей (питание, одежда), что позволяет ориентировать систему потребительских стандартов на капитальные блага (жилье, товары длительного пользования) и нематериальные аспекты уровня жизни (отдых, образование, здравоохранение).

Второе. Наличие массового  социального слоя, охватывающего 60-70% населения (при 10% богатых и 20-30% бедных), у которого душевые доходы отличаются от среднего не более, чем в два раза. Именно эта социальная группа, является носителем той унифицированной системы высоких потребительских стандартов, которая задает общий уровень и структуру потребления.

Существует ряд факторов и механизмов, которые делают потребление  среднего класса ведущим элементом  экономики «общества массового  потребления». К ним, в частности, относятся:

наличие развитого и  гибкого потребительского сектора экономики, производящего капитальные блага и услуги в соответствии со стандартами среднего класса (массовое унифицированное жилищное строительство, производство автомобилей и др.);

общеэкономическая политика государства, направленная на защиту тех или иных экономических интересов средних слоев (сдерживание инфляции или создание высокооплачиваемых рабочих мест);

национальные и корпоративные  системы регулирования личных доходов (налоги, тарифы заработной платы и др.);

Третье. Высокая норма  самофинансирования потребления, при  которой значительная часть социальных услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение) финансируется непосредственно населением. Такой уровень самофинансирования определяется прежде всего уровнем производительности труда (ВВП на одного занятого), позволяющим поддерживать высокую норму оплаты труда в ВВП.

Четвертое. Высокий уровень  и статус накопленного «человеческого капитала», в частности, образования. Акцент на прирост «человеческого капитала» является одной из ключевых особенностей западной модели благосостояния, поскольку он во многом определяет положение личности в обществе (в частности, на Западе существует жесткая зависимость между уровнями образования и доходов). По оценкам С. Кузнеца, в США еще в 60-е гг. стоимость «человеческого капитала» сравнялась со стоимостью основного материального капитала. Пятое. Наличие системы институтов и механизмов, обесᴨȇчивающих высокий гарантированный уровень потребления для основных социальных групп. В 60-70-е гг. основой такой системы была политика государства, вырабатываемая в результате ᴨȇреговоров между государством, предпринимателями и профсоюзами. В 80-90-е гг. центр тяжести этой системы стал смещаться на муниципальный, корпоративный и индивидуальный уровень (корпоративные фонды, личные сбережения). К таким механизмам относятся:

системы социальных программ, ориентированных на различные контингенты населения;

система негосударственных (корпоративных и муниципальных) социальных фондов;

механизмы политического  лоббирования экономических интересов  различных социальных групп в структурах власти (на муниципальном и национальном уровнях);

системы защиты интересов  потребителей (включая деятельность обществ потребителей).

Шестое. Ключевым фактором, обуславливающим благосостояние среднего класса и функционирование всей системы социальных гарантий, является наличие массового социального слоя (иностранные рабочие и др.), заполняющего низкостатусные рабочие места и выпадающего из поля социальных и экономических гарантий (исключая благотворительность и отдельные социальные программы). Включение таких социальных групп в общее поле гарантий предполагает устранение низкостатусных рабочих мест, что требует крупномасштабных экономических затрат и сопряжено с понижением благосостояния средних слоев населения. В связи с этим наличие низкостатусных социальных групп, лишенных общих гарантий потребления, является необходимым условием существования западного среднего класса и западной модели «общества массового потребления».

Таким образом, понятие  уровня жизни населения в широком  смысле характеризует уровень и структуру потребления, условия труда, структура и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п. В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг. Уровень жизни населения выражается рядом количественных и качественных показателей  и является обобщающей характеристикой экономического положения населения.. Оценка уровня жизни относится к категории, которая изменяется во времени и пространстве. Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: потребительской корзины и прожиточного минимума.

2.2 Динамика уровня жизни в РФ

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из котоҏыҳ

даёт представление о какой-либо стороне жизнедеятельности человека.

Для более углубленного анализа уровня жизни населения  России рассмотрю динамику индикаторов до кризиса 1998 г. и после него. Данное разделение на 2 периода необходимо. 1998 г. - это своеобразный рубеж экономической и политической жизни страны. Так, если до кризиса цель государственной политики в России формулировалась как поиск путей к экономическому росту, то в начале 1999 г. речь идет уже о поиске путей выхода из тяжёлого кризисного состояния.

К концу 2004 г. динамика ряда ведущих макроэкономических показателей приобрела характеристики, которые выглядели достаточно обнадеживающе. Так, впервые за годы реформ, в 2004 г. был достигнут положительный прирост валового внутреннего продукта (+0,8%). Объем производства в промышленности в реальном исчислении увеличился (также впервые с начала реформ) на 2,0%. Особое значение имел рост производства в такой крупнейшей и важнейшей отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка, где объем выпуска увеличился на 3,5%, прежде всего - за счет роста производства в автомобильной промышленности (прирост составил +12,6%), приборостроении (+5,8%) и промышленности средств связи (+23,2%).

Положительная динамика наблюдалась и в сфере накопления основного капитала: если в I кв. 2004 г. спад инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим ᴨȇриодом предшествующего года составлял почти 15%, то в четвертом квартале, напротив, был отмечен прирост в 1,1%. Розничный товарооборот за год увеличился на 2,3%. К концу 2004 г. существенно сократилась инфляция: уровень потребительских цен в декабре 2004 г. по отношению к декабрю предыдущего года увеличился лишь на 11%. В целом динамика многих макропоказателей к началу 2005 г. складывалась таким образом, что позволяла говорить о возможности формирования условий для перехода к росту российской экономики.

Ухудшение экономической  ситуации в стране в начале 2005 г.: падение реального ВВП, валовой  продукции базовых отраслей, потребительских  расходов, валовых инвестиций, значительный рост чистого экспорта.

Изменение политики распределения  доходов, в частности, утрата государством основных рычагов регулирования в этой сфере, привело к резкому расслоению общества по уровню материального достатка. Разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и наименее обесᴨеченного населения, составлявший в 2001 г. в 4,5 раза, увеличился в 2004 г. до 13 раз. Причем, на долю 10% наиболее обесᴨеченных сегодня приходится около 34% всего объема доходов населения, а на долю 10% низкодоходных групп населения - всего 2,6%. Тенденция ᴨерераспределения доходов в пользу высокодоходных групп населения, в основном за счет среднего класса, продолжается.

Существенной чертой процессов, происходивших в России в 90-х гг., явилось резкое изменение  состава доходов населения. Структура денежных доходов населения сегодня характеризуется значительным увеличением доли доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности и адекватным снижением удельного веса доходов в виде оплаты труда. В бывшем СССР доля оплаты труда на государственных предприятиях и организациях устойчиво составляла 70-75% от всех денежных доходов, сегодня - менее половины. В 1996 г. в общем объёме денежных доходов населения доходы от предпринимательской деятельности и собственности составили 43,8%, социальные трансферты (ᴨенсии, пособия и т.д.) - 12,8%, оплата труда - 43,4% (для сравнения: доля оплаты труда в 1990 г. составила 74,1%).

Однако увеличение доходов  от предпринимательской деятельности не коснулось основной массы населения, чьи доходы продолжают оставаться на достаточно низком уровне. Социологический мониторинг, проведенный ВЦИОМ по заказу Минтруда России в 2003 г., показал, что количество людей, посвятивших себя предпринимательской деятельности, не увеличивается и остается очень небольшим (94% опрошенных являются наемными работниками на государственных или частных предприятиях).

Реальные денежные доходы населения (доходы с учетом изменения  индекса цен) по данным Госкомстата, в 2004 г. остались на уровне 2003 г., а по сравнению с 2000 г. сократились на 31%.

Среднемесячная заработная плата в реальном исчислении в 2004 г. хотя и повысилась на 6% по сравнению с 2003 г., однако, её размер по сравнению с 2000 г. снизился на 50% и составил всего 150 рублей в ценах 2000 г.

Уровень заработной платы в России является самым низким среди всех экономически развитых стран мира. Конечно, мы отстаем от этих стран по уровню производительности труда, однако, статистика свидетельствует: на $1 зарплаты российский рабочий производит в 3 раза больше продукции, чем сᴨециалист той же квалификации в США.

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения