Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Мы живём в XXI веке. Это век научно-технического прогресса, компьютерных технологий и иных новшеств. В Японии изобретают роботов, умеющих бегать, прыгать, играть в футбол и выполнять другие действия. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг.
А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Основа экономики этих стран – сельское хозяйство. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень жизни, бедность, благосостояние 12
2 Глобальные проблемы повышения уровня жизни 15
2.1 Цели и задачи по повышению уровня жизни населения 15
2.2 Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в мире 17
3 Уровень жизни в Республике Беларусь 20
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 20
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической политики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня  жизни в  Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФМ, 2-ой курс, ДКУ-1 Ю.В. Буян

 

 

Руководитель

канд. экон. наук, Д.А. Неверов

доцент

 

 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ 

 

РЕФЕРАТ 3

ABSTRACT 4

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Уровень жизни и его характеристика 6

1.1 Понятие  и составляющие уровня жизни 6

1.2 Показатели  уровня жизни 8

1.3 Уровень  жизни, бедность, благосостояние 12

2 Глобальные проблемы повышения  уровня жизни 15

2.1 Цели и  задачи по повышению уровня  жизни населения 15

2.2 Сравнительная  характеристика уровня человеческого  развития в мире 17

3 Уровень жизни в Республике  Беларусь 20

3.1 Динамика  уровня жизни в Республике  Беларусь 20

3.2 Пути и  проблемы повышения уровня жизни  населения Республики Беларусь 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 31

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 32

ПРИЛОЖЕНИЕ  В 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 25 страниц; 13 источников; 3 иллюстрации; 1 таблица.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Объект исследования – уровень жизни, как результат экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.

Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь, острейшие мировые проблемы.

Цель работы – на основе анализа уровня жизни в мире в целом и в Республике Беларусь в частности, выявить проблемы свойственные нашей стране.

Методы исследования – сравнительный анализ, качественный и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                         __________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ABSTRACT

Course work: 25 pages, 13 sources, 3 illustrations, 1 table.

STANDARD OF LIVING, QUALITY OF LIFE, PERSONAL INCOME, SOCIAL POLICY, HUMAN DEVELOPMENT, QUALITY OF POPULATION, POVERTY, SOCIAL RESPONSIBILITY

Object of study - a standard of living as a result of the economic activity of individuals, national economies and the world at large.

Subject of research - living in the Republic of Belarus, the island world problems.

Purpose - based on analysis of the standard of living in the world in general and in the Republic of Belarus in particular, to identify the problems inherent in our country.

Methods of research - a comparative analysis, qualitative and quantitative analysis, deduction, systems analysis, marginal analysis, graphical, statistical.

Author of confirms that the information they cash-analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

                                                                                __________________

(The signature of the student)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в XXI веке. Это век научно-технического прогресса, компьютерных технологий и иных новшеств. В Японии изобретают роботов, умеющих бегать, прыгать, играть в футбол и выполнять другие действия. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг.

А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Основа экономики этих стран –  сельское хозяйство. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни  рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.

Под уровнем  жизни подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности  и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров  и услуг. Но не следует забывать и  о том, что с ростом общественного производства и уровня развития производительных сил изменяются предпочтения и запросы людей, следовательно, должны изменяться параметры уровня жизни. Как и в какой степени изменяются эти параметры, что в большей мере оказывает свое влияние на их изменение и в связи с чем это возникает? Все эти вопросы, которые на протяжении долгих лет многих не оставляют в покое, не утрачивают своей актуальности. Ответы на них мы постараемся найти в данной работе, целью которой и является рассмотрение такой категории как «уровень жизни», исследование динамики уровня жизни населения Республики Беларусь через основные показатели.

Исходя  из указанной цели, к задачам работы можно отнести:

– дать определение понятию «уровень жизни»;

– выявить основные факторы, влияющие на уровень жизни;

– рассмотреть основные показатели уровня жизни населения Республики Беларусь и зарубежных стран;

– рассмотреть механизм расчета индекса развития человеческого потенциала, его свойства, недостатки и достоинства;

– проследить динамику уровня жизни в РБ (денежные доходы, заработная плата, расходы населения);

– выявить перспективы повышения уровня жизни населения в Беларуси.

В ходе создания данной работы было исследовано  много литературных источников. Данной проблемой занимаются многие авторы: Плотницкий М.И., Бондарь А.В., Рофэ А.И. и Жуков А.Л., Волгин Н.А. и др. При написании второй главы наиболее ценным оказался доклад ООН об уровне человеческого развития за 2011 год. Основные источники, используемые в третьей главе – «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 и 2011–2015 годы». В работе использованы статистические материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, также материалы, взятые с сайта Президента Республики Беларусь и с сайта Министерства труда.

1 Уровень жизни и его характеристика

1.1 Понятие и составляющие уровня  жизни   

Понятие «уровень жизни» в его современной  трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, совокупность которых дает представление  о благосостоянии общества в целом  и отдельных его членов в частности. Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной  потребностей в различных жизненных  благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское  обслуживание, культурно – просветительные  мероприятия и т.д.). С другой –  возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров  и услуг и реальных доходов  людей, их заработной платы, т.е. под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей [2, с. 284].

Качество и уровень жизни  являются характеристиками одного объекта  – «жизни», но под разными углами зрения: качество – в аспекте  ее разнообразия и развития личности; уровень – в аспекте выражения  в денежной и условно денежной форме потребления людьми разнообразных  потребительских компонентов.

Уровень жизни характеризует социальную политику со стороны экономической  определенности, со стороны ресурсов, необходимых для обеспечения  того или иного ее качества. В  этом аспекте жизнь представляет собой единство качества и уровня. Экономические оценки в такой  же мере являются характеристикой уровня жизни. Можно сказать так: уровень  жизни характеризует степень  проявления ее качества.

Ряд исследователей для обозначения  уровня жизни используют понятия  «благосостояние», «благополучие». В  зарубежных источниках применяются  понятия «общественное благосостояние», «экономическое благосостояние» (economic welfare). Последнее тождественно понятию  «уровень жизни». В отечественных  источниках термином «благосостояние» обычно обозначают обеспеченность населения  необходимыми для жизни материальными  и духовными благами. При этом акцент делается на экономической обеспеченности. В современной интерпретации  термин «уровень жизни» не характеризует  доходы людей как таковые, а отражает в денежной форме потребление  ими разнообразных потребительских  комплексов. Все составляющие потребления  вытекают из экономического благополучия. Иными словами под «уровнем жизни» подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг.

Данная  характеристика имеет объективные  и субъективные составляющие. Так, потребность  человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно  объективной, тогда как набор  продуктов, составляющих этот комплекс, субъективен. Не следует забывать и  о реализации всеобщего закона возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производственных сил изменяет предпочтения и запросы людей, следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Блага, бывшие еще недавно элитарными, становятся сегодня предметом обыденного потребления. Вспомним, что когда-то стекло представляло большую ценность, чем золото, а иметь посуду из алюминия мог позволить только очень состоятельный человек. Данные факты свидетельствуют о том, что уровень жизни является комплексной категорией, которую невозможно выразить с помощью единственного критерия. При его исследовании следует использовать множество показателей, каждый из которых, должен отражать лишь одну из сторон жизнедеятельности человека.

Качество  и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким  понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Данное понятие  объективно, т.е. критериями его оценки выступают научно обоснованные нормативы  потребления населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский  бюджет, который является важнейшим  инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом.

В структуре уровня жизни  выделяют следующие компоненты:

  1. Условия жизни человека
  2. Условия труда
  3. Условия развития человека
  4. Экологическая безопасность.

1)Условия жизни. Здесь учитываются самые первостепенные потребности человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными условиями и состояние здоровья.

2)Условия труда. Это все те факторы и условия, с которыми человек сталкивается в процессе своей трудовой деятельности. Тут подразумевается охрана труда, возможность травматизма и приобретения профессиональных заболеваний и санитарно-гигиенические условия на рабочем месте в целом.

3)Условия развития. Самая широкая составляющая. Включает в себя множество показателей, которые отображают практически все моменты современной человеческой жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.

4)Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно недавно. Описывает состояние окружающей среды и степень её взаимовлияния с человеком.

Все эти компоненты существенно  зависимы и пересекаются друг с другом и  поэтому сложно судить о таком строгом их разграничении. В практической жизни для более точной оценки в рамках каждой составляющей выделен ряд статистических показателей, которыми и целесообразнее пользоваться.

 

1.2 Показатели уровня жизни   

Как уже было сказано ранее, в экономическом анализе уровня жизни оперируют совокупностью  из многих показателей. Их все можно  разделить на две большие группы:

  1. Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах.
  2. Научно обоснованные показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

Для удобства международного сравнения ООН классифицировала основные показатели и выделила их в 12 групп:

  1. Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)
  2. Санитарно-гигиенические условия жизни
  3. Потребление продовольственных товаров
  4. Жилищные условия
  5. Образование и культура
  6. Условия труда и занятости
  7. Доходы и расходы населения
  8. Стоимость жизни и потребительские цены
  9. Наличие транспортных средств
  10. Организация отдыха
  11. Социальное обеспечение
  12. Права человека

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь