Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Мы живём в XXI веке. Это век научно-технического прогресса, компьютерных технологий и иных новшеств. В Японии изобретают роботов, умеющих бегать, прыгать, играть в футбол и выполнять другие действия. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг.
А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Основа экономики этих стран – сельское хозяйство. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень жизни, бедность, благосостояние 12
2 Глобальные проблемы повышения уровня жизни 15
2.1 Цели и задачи по повышению уровня жизни населения 15
2.2 Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в мире 17
3 Уровень жизни в Республике Беларусь 20
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 20
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.09 Кб (Скачать файл)

– создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

– стимулирование роста занятости в сфере услуг;

– создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

– повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

– формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

– создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами  достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения  до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере  услуг до 58 процентов от общей  численности занятых в экономике. 
Основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. 
Политика государства в области доходов будет направлена на:

– повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;

– дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный  рост заработной платы будет обеспечен  путем:

– предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

– установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;

– создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

– роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

Главными  задачами социальной защиты населения  являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности  социальной помощи, базирующейся на государственных  социальных гарантиях и стандартах.

Медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут  соответствовать уровню развитых стран.

Основной  задачей развития здравоохранения  является улучшение показателей  здоровья населения на основе дальнейшего  повышения качества медицинских  услуг, обеспечение за счет бюджетных  средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

Решение поставленной задачи предусматривает:

– повышение  качества медицинского обслуживания населения;

– расширение использования в отечественной  системе здравоохранения высокотехнологичных  разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий; обеспечение  доступности медицинской помощи как для городского, так и для  сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные  средства;

– внедрение  новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний  на основе передовых отечественных  и зарубежных научных медицинских  разработок;

– рост экспорта медицинских услуг;

  • увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно–частного партнерства в решении проблем здравоохранения;

– укомплектование  медицинскими кадрами первичного звена, повышение уровня укомплектованности врачами и средним медицинским  персоналом до 100 процентов.

Реализация  основных направлений в области  здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году) [8].

Достижение  намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения  по паритету покупательной способности  с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 – 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого – с 26,2 тыс. до 49 – 51 тыс. долларов США [9].

Намеченные  меры приблизят качество жизни населения  к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых  денежных доходов населения в 1,7 – 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 – 1,9 раза. 
Уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27 – 28 кв. метров в 2015 году, цены на услуги жилищно–коммунального хозяйства будут расти в жесткой увязке с ростом доходов населения[8].

Главным результатом реализации Программы  социально–экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни  населения на основе модернизации экономических  отношений, инновационного развития, повышения  эффективности и конкурентоспособности  национальной экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В резутате анализа данной темы, в работе можно сделать следующие выводы:

  1.  В основе современного развития стран лежит принцип, согласно которому экономика существует для людей, а не люди для экономики. Состояние экономики напрямую влияет на уровень жизни народа, поэтому экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни народа. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране направленных на развитие человеческого потенциала.
  2. Уровень жизни является важнейшим показателем, который характеризуется степенью удовлетворения различных потребностей человека. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. В экономической теории  выделяют 4 уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Бедность в первую очередь связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни.
  3. Индекс развития человеческого потенциала является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Он является сводным показателем, складывающимся в свою очередь из таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни; размер реального ВВП на душу населения; уровень образования и квалификации рабочей силы. ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Вместе с тем, ограниченное число показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы.
  4. Согласно «Докладу о развитии человека» за 2011 год, основой которого является ИРЧП, ситуация в мире является весьма неоднозначной. Индекс варьирует в пределах от 0,965 в Норвегии – страны, занимающей первую строчку рейтинга, до 0,311 в Конго, обосновавшейся на последней 187-й позиции. В таких странах, как Сьерра-Леоне и Нигер  средняя продолжительность жизни составляет чуть более 40 лет, а в Японии – более 80. Республика Беларусь, согласно «Докладу о развитии человека» за 2011 г. занимает 65 позицию.
  5. Беларусь относится к группе стран со средним уровнем развития. В Республике Беларусь последовательно проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Наблюдаются высокие темпы роста денежных доходов населения. Уровень безработицы в Республике Беларусь самый низкий на постсоветском пространстве, наблюдается снижение уровня малообеспеченности. Наблюдается снижение материнской и младенческой смертности. Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является положительной, и это говорит о последовательном повышении уровня его жизни.
  6. Предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. Изучение проблемы повышения уровня жизни человека и его благосостояния в формирующейся рыночной системе  связанно с развитием рыночной модели социальной политики. Для решения данной проблемы нужно изучить методологические и теоретические основы всей системы социально-экономических и общественных отношений, которые показывают динамику развития благосостояния человека и всей социальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Рофе, А.И. Экономика и социология труда: учеб. пособие./ А.И. Рофе. ― Москва: Бестпринт, 1996.―231 с.
  2. Румянцева, Е.Е. Стратегия преодоления бедности: учеб. пособие/Е.Е. Румянцева.― Минск.: Армита-Маркетинг, 2001.―306 с.
  3. Бондарь, Н.Н., Терлиженко, А. И. Социальная политика в РБ: учеб. пособие./ Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко.― Минск: Юнипак, 2005.―167 с.
  4. Плотницкий, М.И. Макроэкономика: учеб. пособие/М.И. Плотницкий.― Москва: Юнити-Дана, 2002.― 350 с.
  5. Социальная политика, уровень и качество жизни: учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга.―Москва: Ника-центр, 2007.– 601 с.
  6. Национальная экономика Беларуси: учебник/ под ред. Шимова В.Н., Минск:  БГЭУ, 2006.―340 с.
  7. Павленко, А.Т. Показатели качества трудовой жизни: принципы построения системы /А.Т. Павленко // Человек и труд.―2010.-№9.―С. 28
  8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.// Экономический бюллетень НИЭИ-2011-№8.
  9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Регионы Республики Беларусь. Статистический сборник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2010. – 546с.
  10. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Новости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/househ.php.― Дата доступа: 1.12.2012.
  11. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/menu_navigation/belarus_in_figures.php. –Дата доступа: 1.12.2012.
  12. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. [Электронный ресурс]― Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/socnorm/norm2. ― Дата доступа: 2.12.2012
  13. Доклад о развитии человека 2011. Программа развития ПРООН. [Электронный ресурс]. ―Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/statistics. ―Дата доступа: 02.12.2012

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Рейтинг стран по уровню ИРЧП за 2011 г.   

Страна

Место по ИРЧП, 2011 г.

Норвегия

1

Австралия

2

Нидерланды

3

США

4

Новая Зеландия

5

Канада

6

Ирландия

7

Лихтенштейн

8

Германия

9

Швеция

10

Швейцария

11

Япония

12

Франция

20

Великобритания

28

Эстония

34

Польша

39

Саудовская Аравия

56

Беларусь

65

Россия

66

Казахстан

68

Грузия

75

Украина

76

Армения

86

Турция 

92

Китай

101

Туркменистан

102

ЮАР

123

Индия

134

Бангладеш

146

Непал

157

Афганистан

172

Нигер

186

Демократическая Республика Конго

187





 

Источник: собственная разработка на основе [13]

 


Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь