Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:42, курсовая работа
Мы живём в XXI веке. Это век научно-технического прогресса, компьютерных технологий и иных новшеств. В Японии изобретают роботов, умеющих бегать, прыгать, играть в футбол и выполнять другие действия. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг.
А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Основа экономики этих стран – сельское хозяйство. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень жизни, бедность, благосостояние 12
2 Глобальные проблемы повышения уровня жизни 15
2.1 Цели и задачи по повышению уровня жизни населения 15
2.2 Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в мире 17
3 Уровень жизни в Республике Беларусь 20
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 20
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-октябре 2012 г. составила 3 590,1 тыс. рублей, в том числе в октябре – 4 228,4 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с сентябрем 2012 г. на 3,2%, или на 131,7 тыс. рублей [11].
Реальная заработная плата (заработная
плата, рассчитанная с учетом роста
потребительских цен на товары и
услуги) в январе-октябре 2012 г. по сравнению
с январем-октябрем 2011 г. увеличилась
на 18,1%, в октябре 2012 г. по сравнению с
сентябрем 2012 г. – на 1,4%. В октябре 2012 г.
в промышленности средняя заработная
плата составила 4 836,9 тыс. рублей, в строительстве
– 5 388,4 тыс., на транспорте и в связи – 4 716,8
тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном
хозяйстве – 3 178,9 тыс., в образовании –
2 924,9 тыс., в том числе учителей – 3 497,7 тыс.,
профессорско-
Законом Республики Беларусь «О прожиточном
минимуме в Республике Беларусь»
установлена правовая основа определения
прожиточного минимума и его использования.
Бюджет прожиточного минимума представляет
собой стоимостную величину минимального
набора материальных благ и услуг, необходимых
для обеспечения
Бюджет прожиточного минимума как
социальный норматив используется для
анализа и прогнозирования
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 974 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2012 г. по 31 января 2013 г.:
в среднем на душу населения – 880 030 рублей;
для трудоспособного населения – 963 130 рублей;
для пенсионеров – 727 250 рублей;
для детей-студентов –884 100 рублей;
для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 994 850 рублей;
для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 916 310 рублей;
для детей в возрасте до 3 лет – 749 950 рублей.
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2012 года по статьям расходов:
продукты питания – 58,0 %;
жилищно-коммунальные услуги – 7,6 %;
предметы гардероба – 20,54 %;
бытовые и транспортные услуги – 4,95 %;
товары бытового и хозяйственного назначения – 4,6 %;
взносы и платежи – 1,8 %;
предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,5 % [12].
В Беларуси существует еще один норматив – Минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ. Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.
Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека.
Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся граждан.
В настоящее время среднедушевой
минимальный потребительский
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2012 г. № 110 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2012 г. на период с 1 ноября 2012 г. по 31 января 2013 г.:
семьи из 4-х человек – 1 391 530 рублей;
молодой семьи из трех человек – 1 452 620 рублей;
трудоспособного населения – 1 745 000 рублей;
пенсионеров – 1 358 780 рублей;
студентов – 1 360 790 рублей;
детей в возрасте до 3-х лет – 1 080 530 рублей;
детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 1 289 580 рублей;
детей в возрасте от 6-ти до 18-ти лет – 1 562 920 рублей.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2012 г. по статьям расходов:
продукты питания – 55,6 %;
одежда, белье, обувь – 22,3 %;
жилищно-коммунальные услуги – 4,8 %;
бытовые услуги, транспорт, связь – 4,7 %;
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,9 %;
культурно-просветительные
взносы и платежи – 1,1 %;
предметы санитарии, гигиены, лекарства – 2 [12]
Осуществление градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2011 годы способствовало успешной реализации ряда государственных и отраслевых программ возрождения села, развития малых городов, обеспечения граждан Республики Беларусь доступным и комфортным жильем, строительства спортивных многофункциональных комплексов, учреждений здравоохранения и других общественных зданий и сооружений, реконструкции и реставрации историко-архитектурных ансамблей
Осуществлена вторая оценка валового внутреннего продукта за II квартал 2011 г. тремя методами (производственным, по источникам доходов и методом использования). Во II квартале 2011 г. объем ВВП составил в текущих ценах 58,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению со II кварталом 2010 г. в сопоставимых ценах на 11,4%.
Для обеспечения реализации мер государственной политики в области снижения бедности Министерство труда и социальной защиты выступило с инициативой о реализации нового проекта технической помощи в сотрудничестве с ПРООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», исполняющей организацией которого выступает Министерство труда и социальной защиты.
Проект направлен на совершенствование оценки уровня жизни, безработицы и бедности в регионах, в частности, на уровне района, малого города и сельского населенного пункта; на разработку модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь. В новом проекте акцент сделан на повышение национального управленческого потенциала в преодолении кризисных явлений и оптимизации ресурсов (фондов), выделенных для социальной защиты населения, повышения уровня занятости и оказания социальных услуг.
Таким образом, Беларусь относится
к группе стран со средним уровнем
развития. В Республике Беларусь последовательно
проводится социально ориентированная
экономическая политика, главной
целью которой является рост уровня
и качества жизни населения на
основе повышения
3.2
Пути и проблемы повышения
уровня жизни населения
Немаловажным
для повышения уровня жизни является
проведение правильной социальной политики.
Социальная политика – важнейшая
область деятельности государства
на современном этапе. От решения
социальных проблем зависит стабильность
общества, а это является главной
базой для эффективного развития
экономики. Результативность экономической
политики проверяется прежде всего
уровнем жизни как всего
Основной целью социальной политики является повышение уровня жизни населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать свое благосостояние и благосостояние своей семьи.
Ключевая
задача пятилетия – создание в
Беларуси принципиально новых
Необходимо предоставить людям возможность получать достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах.
Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.
В предстоящей
пятилетке предусматривается
Предстоит
создать и развить рынок
Доступность жилья для большинства граждан
будет обеспечена за счет роста доходов
населения и развития форм долгосрочного
кредитования жилищного строительства
на привлекательных условиях.
Среди
важных задач в этой среде, требующих
первоочередного решения
Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
– повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;
– постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
– укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
– повышение
интеллектуального и культурного потенциала
нации;
улучшение качества и обеспечение доступности
социальных услуг независимо от места
жительства.
Главной
целью демографической политики
является повышение ожидаемой
– на создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей по рождению двух и более детей;
– на повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей;
– на укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;
– на формирование здорового образа жизни;
– на государственную поддержку семейных форм устройства сирот, создание максимально благоприятных условий для национального усыновления, принятие протекционистских мер по отношению к отечественным и зарубежным бизнесменам и благотворительным организациям, которые строят и организуют работу детских деревень, семейных детских домов;
– на оптимизацию внешних миграционных процессов, обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения.
В целях
повышения рождаемости и
Реализация
названных направлений
Основными
задачами государственной политики
в социально–трудовой сфере являются
повышение эффективности
Исходя из поставленных задач определены
следующие приоритетные направления политики
занятости населения:
Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь