Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Мы живём в XXI веке. Это век научно-технического прогресса, компьютерных технологий и иных новшеств. В Японии изобретают роботов, умеющих бегать, прыгать, играть в футбол и выполнять другие действия. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг.
А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Основа экономики этих стран – сельское хозяйство. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень жизни, бедность, благосостояние 12
2 Глобальные проблемы повышения уровня жизни 15
2.1 Цели и задачи по повышению уровня жизни населения 15
2.2 Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в мире 17
3 Уровень жизни в Республике Беларусь 20
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 20
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.09 Кб (Скачать файл)

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-октябре 2012 г. составила 3 590,1 тыс. рублей, в том числе в октябре – 4 228,4 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с сентябрем 2012 г. на 3,2%, или на 131,7 тыс. рублей [11].

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста  потребительских цен на товары и  услуги) в январе-октябре 2012 г. по сравнению  с январем-октябрем 2011 г. увеличилась  на 18,1%, в октябре 2012 г. по сравнению с сентябрем 2012 г. – на 1,4%. В октябре 2012 г. в промышленности средняя заработная плата составила 4 836,9 тыс. рублей, в строительстве – 5 388,4 тыс., на транспорте и в связи – 4 716,8 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 3 178,9 тыс., в образовании – 2 924,9 тыс., в том числе учителей – 3 497,7 тыс., профессорско-преподавательского состава  – 5 127,1 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в октябре 2012 г. сложилась в размере 3 155,5 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 3 238,1 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 5 325,1 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 3 135,7 тыс. рублей [12].

Законом Республики Беларусь «О прожиточном  минимуме в Республике Беларусь»  установлена правовая основа определения  прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи  и взносы. Он рассчитывается в среднем  на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как  социальный норматив используется для  анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной  адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных  государственных социально-трудовых гарантий.  

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 974 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2012 г. по 31 января 2013 г.:

в среднем на душу населения – 880 030 рублей;

для трудоспособного населения  – 963 130 рублей;

для пенсионеров – 727 250 рублей;

для детей-студентов –884 100 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет  – 994 850 рублей;

для детей в возрасте от 3 до 6 лет  – 916 310 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет  – 749 950 рублей.  

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в  ценах июня 2012 года по статьям расходов:

продукты питания – 58,0 %;

жилищно-коммунальные услуги – 7,6 %;

предметы гардероба – 20,54 %;

бытовые и транспортные услуги – 4,95 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 4,6 %;

взносы и платежи – 1,8 %;

предметы первой необходимости, санитарии  и лекарства – 2,5 % [12].

В Беларуси существует еще один норматив – Минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ. Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.

Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека.

Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений  уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся  граждан.

В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; граждан, постоянно проживающих  и работающих в населенных пунктах  с численностью населения до 20 тыс. человек, – льготных кредитов на капитальный  ремонт и реконструкцию жилых  помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений  и построек.  

Постановлением Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2012 г. № 110 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2012 г. на период с 1 ноября 2012 г. по 31 января 2013 г.:

семьи из 4-х человек – 1 391 530 рублей;

молодой семьи из трех человек – 1 452 620 рублей;

трудоспособного населения – 1 745 000 рублей;

пенсионеров – 1 358 780 рублей;

студентов – 1 360 790 рублей;

детей в возрасте до 3-х лет – 1 080 530 рублей;

детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет  – 1 289 580 рублей;

детей в возрасте от 6-ти до 18-ти лет  – 1 562 920 рублей.

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи  из 4-х человек в ценах сентября 2012 г. по статьям расходов:

продукты питания – 55,6 %;

одежда, белье, обувь – 22,3 %;

жилищно-коммунальные услуги – 4,8 %;

бытовые услуги, транспорт, связь – 4,7 %;

предметы культурно-бытового и  хозяйственного назначения – 7,9 %;

культурно-просветительные мероприятия  и отдых – 1,3 %;

взносы и платежи – 1,1 %;

предметы санитарии, гигиены, лекарства – 2 [12]

Осуществление градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2011 годы способствовало успешной реализации ряда государственных и отраслевых программ возрождения села, развития малых городов, обеспечения граждан Республики Беларусь доступным и комфортным жильем, строительства спортивных многофункциональных комплексов, учреждений здравоохранения и других общественных зданий и сооружений, реконструкции и реставрации историко-архитектурных ансамблей

Осуществлена  вторая оценка валового внутреннего  продукта за II квартал 2011 г. тремя методами (производственным, по источникам доходов и методом использования). Во II квартале 2011 г. объем ВВП составил в текущих ценах 58,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению со II кварталом 2010 г. в сопоставимых ценах на 11,4%.

Для обеспечения реализации мер государственной политики в  области снижения бедности Министерство труда и социальной защиты выступило  с инициативой о реализации нового проекта технической помощи в сотрудничестве с ПРООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», исполняющей организацией которого выступает Министерство труда и социальной защиты.

Проект направлен на совершенствование  оценки уровня жизни, безработицы и  бедности в регионах, в частности, на уровне района, малого города и сельского  населенного пункта; на разработку модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь. В новом  проекте акцент сделан на повышение  национального управленческого  потенциала в преодолении кризисных  явлений и оптимизации ресурсов (фондов), выделенных для социальной защиты населения, повышения уровня занятости и оказания социальных услуг.

Таким образом, Беларусь относится  к группе стран со средним уровнем  развития. В Республике Беларусь последовательно  проводится социально ориентированная  экономическая политика, главной  целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Наблюдаются высокие темпы роста денежных доходов населения. Уровень безработицы в Республике Беларусь самый низкий на постсоветском пространстве, наблюдается снижение уровня малообеспеченности, наблюдается снижение материнской и младенческой смертности. Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является положительной, что говорит о последовательном повышении уровня его жизни.

 

3.2 Пути и проблемы повышения  уровня жизни населения Республики  Беларусь

Немаловажным  для повышения уровня жизни является проведение правильной социальной политики. Социальная политика – важнейшая  область деятельности государства  на современном этапе. От решения  социальных проблем зависит стабильность общества, а это является главной  базой для эффективного развития экономики. Результативность экономической  политики проверяется прежде всего  уровнем жизни как всего населения, так и различных социальных групп.

Основной  целью социальной политики является повышение уровня жизни населения, предоставление каждому трудоспособному  человеку условий, позволяющих ему  собственным трудом и предприимчивостью  обеспечивать свое благосостояние и  благосостояние своей семьи.

Ключевая  задача пятилетия – создание в  Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно – ориентированную, высокотехнологичную  продукцию.

Необходимо  предоставить людям возможность  получать достойную оплату труда  и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых  и сельских населенных пунктах.

Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места  жительства.

В предстоящей  пятилетке предусматривается повысить уровень обеспеченности населения  жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся  в улучшении жилищных условий.

Предстоит создать и развить рынок арендного  жилья. 
Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.

Среди важных задач в этой среде, требующих  первоочередного решения является повышение качества жилья и жилищно–коммунальных услуг.

Основной  целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни  населения и создание условий  для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности  функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие  задачи:

– повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

– постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

– укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

– повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; 
улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Главной целью демографической политики является повышение ожидаемой продолжительности  жизни и уровня рождаемости населения. Для решения этой цели необходимо направить усилия государства:

– на создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей по рождению двух и более детей;

– на повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей;

– на укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;

– на формирование здорового образа жизни;

– на государственную поддержку семейных форм устройства сирот, создание максимально благоприятных условий для национального усыновления, принятие протекционистских мер по отношению к отечественным и зарубежным бизнесменам и благотворительным организациям, которые строят и организуют работу детских деревень, семейных детских домов;

– на оптимизацию внешних миграционных процессов, обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения.

В целях  повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное  увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением  детей, увязка величины пособия по уходу  за ребенком в возрасте до 3 лет с  очередностью рождения.

Реализация  названных направлений демографической  политики позволит стабилизировать  численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить  ожидаемую продолжительность жизни  с 71 года до 72 – 73 лет в 2015 году.

Основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования  трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда. 
Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь