Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:51, курсовая работа
Объект исследования – уровень жизни, как результат экономической
деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.
Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь,
острейшие мировые проблемы.
Цель работы – на основе анализа уровня жизни в мире в целом и в
Республике Беларусь в частности, выявить проблемы свойственные нашей
стране
Мы живём в XXI веке. Это век научно-технического прогресса, компьютерных технологий и иных новшеств. В Японии изобретают роботов, умеющих бегать, прыгать, играть в футбол и выполнять другие действия. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг.
А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Основа экономики этих стран – сельское хозяйство. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.
Под уровнем жизни подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Но не следует забывать и о том, что с ростом общественного производства и уровня развития производительных сил изменяются предпочтения и запросы людей, следовательно, должны изменяться параметры уровня жизни. Как и в какой степени изменяются эти параметры, что в большей мере оказывает свое влияние на их изменение и в связи с чем это возникает? Все эти вопросы, которые на протяжении долгих лет многих не оставляют в покое, не утрачивают своей актуальности. Ответы на них мы постараемся найти в данной работе, целью которой и является рассмотрение такой категории как «уровень жизни», исследование динамики уровня жизни населения Республики Беларусь через основные показатели.
Исходя из указанной цели, к задачам работы можно отнести:
– дать определение понятию «уровень жизни»;
– выявить основные факторы, влияющие на уровень жизни;
– рассмотреть основные показатели уровня жизни населения Республики Беларусь и зарубежных стран;
– рассмотреть механизм расчета индекса развития человеческого потенциала, его свойства, недостатки и достоинства;
– проследить динамику уровня жизни в РБ (денежные доходы, заработная плата, расходы населения);
– выявить перспективы повышения уровня жизни населения в Беларуси.
В ходе создания данной работы было исследовано много литературных источников. Данной проблемой занимаются многие авторы: Плотницкий М.И., Бондарь А.В., Рофэ А.И. и Жуков А.Л., Волгин Н.А. и др. При написании второй главы наиболее ценным оказался доклад ООН об уровне человеческого развития за 2011 год. Основные источники, используемые в третьей главе – «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 и 2011–2015 годы». В работе использованы статистические материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, также материалы, взятые с сайта Президента Республики Беларусь и с сайта Министерства труда.
Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, совокупность которых дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов в частности. Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно – просветительные мероприятия и т.д.). С другой – возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы, т.е. под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей [9, стр. 484].
Качество и уровень жизни являются характеристиками одного объекта – «жизни», но под разными углами зрения: качество – в аспекте ее разнообразия и развития личности; уровень – в аспекте выражения в денежной и условно денежной форме потребления людьми разнообразных потребительских компонентов.
Уровень жизни характеризует социальную политику со стороны экономической определенности, со стороны ресурсов, необходимых для обеспечения того или иного ее качества. В этом аспекте жизнь представляет собой единство качества и уровня. Экономические оценки в такой же мере являются характеристикой уровня жизни. Можно сказать так: уровень жизни характеризует степень проявления ее качества.
Ряд исследователей для обозначения уровня жизни используют понятия «благосостояние», «благополучие». В зарубежных источниках применяются понятия «общественное благосостояние», «экономическое благосостояние» (economic welfare). Последнее тождественно понятию «уровень жизни». В отечественных источниках термином «благосостояние» обычно обозначают обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. При этом акцент делается на экономической обеспеченности. В современной интерпретации термин «уровень жизни» не характеризует доходы людей как таковые, а отражает в денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплексов. Все составляющие потребления вытекают из экономического благополучия. Иными словами под «уровнем жизни» подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг [9, стр. 280].
Данная характеристика имеет объективные и субъективные составляющие. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс, субъективен. Не следует забывать и о реализации всеобщего закона возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производственных сил изменяет предпочтения и запросы людей, следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Блага, бывшие еще недавно элитарными, становятся сегодня предметом обыденного потребления. Вспомним, что когда-то стекло представляло большую ценность, чем золото, а иметь посуду из алюминия мог позволить только очень состоятельный человек. Данные факты свидетельствуют о том, что уровень жизни является комплексной категорией, которую невозможно выразить с помощью единственного критерия. При его исследовании следует использовать множество показателей, каждый из которых, должен отражать лишь одну из сторон жизнедеятельности человека.
Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Данное понятие объективно, т.е. критериями его оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом [16, стр. 282].
При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности.
Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь