Валютное ограничение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение валютных ограничений определенных законодательством в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность валютных ограничений;
- проанализировать практику применения валютных ограничений в Республике Беларусь;
- изучить валютные ограничения в законодательстве Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Сущность валютных ограничений ……………………………….5
2. Практика применения валютных ограничений в
Республике Беларусь …………………………………………………….15
3. Валютные ограничения в законодательстве Республики Беларусь
на современном этапе ……………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….29

Файлы: 1 файл

Валютное ограничение (3).docx

— 77.39 Кб (Скачать файл)

— запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;

— запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

— запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;

— уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов;

— депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых финансовых обязательств.

По  внутреннему обороту валютных ценностей  финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:

— установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;

— установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны [9, c. 5].

Как правило, валютные ограничения вводятся в  то время, когда ситуация в валютной сфере близка к критической, либо уже наступил кризис. Как только ситуация исправляется, валютные ограничения  постепенно снимаются. Валютные ограничения  представляют собой совокупность нормативных  правил, направленных на ограничение  операций с национальной и иностранной  валютой, золотом и другими валютными  ценностями. Эти правила, издаваемые как в законодательном, так и  в административном порядке, устанавливают  систему мероприятий по организации  и осуществлению компетентными  органами валютного контроля, служащего  главным образом целям обеспечения  сбалансирования валютных поступлений  и платежей по международным расчетам. Введение валютных ограничений связано  с истощением валютных и золотых  резервов, пассивностью платежных балансов и является одним из характерных  проявлений валютной политики капиталистических  стран в период общего кризиса  капитализма [3, c. 54].

При установлении валютных ограничений экспортеры и  другие организации и лица обязаны  сдавать получаемую ими в результате экспортных и иных операций иностранную  валюту банкам или другим уполномоченным органам, экспортеры — представлять валютным органам декларацию о проданных  товарах; вводится ограничение по продаже  и покупке иностранной валюты и золота, по вывозу ценных бумаг, а  также по операциям, связанным с  экспортом и привлечением капиталов.

Впервые валютные ограничения были применены  в Германии еще в 1916 г. и направлены на борьбу с оттоком капитала за границу. В последующие годы они  были введены почти всеми капиталистическими государствами, за исключением США, Швейцарии и ряда стран Латинской  Америки.

Если провести некоторый экскурс в историю  становления валютной политики различных  стран, то следует отметить, что многие из западных стран ввели правительственный  валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг. [9, c. 5].

Объектом  правительственного валютного контроля являлись все операции с иностранной  валютой. В странах, где были введены  валютные ограничения, запрещалось  покупать и продавать без разрешения соответствующих органов валютного  контроля иностранную валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную  валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная  валюта, полученная резидентами данной страны за экспортированный ими товар  или оказанные иностранцам услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному  банку или другому уполномоченному  на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.

Если провести достаточный анализ практики применения валютного контроля в разных странах, то становится очевидным, что валютные ограничения в экономике капиталистических  государств и в отношениях между  этими государствами выполняют  двойственную, противоречивую роль. С  одной стороны, они служат действенным  средством выравнивания платежных  балансов, поддержания курсов национальных валют и концентрации в руках  государства золотых и валютных ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных товаров  и капиталов на рынок данной страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии других государств, способствует росту национального  производства.

После Второй мировой войны, в 50-е гг., в  системы валютного контроля многих западноевропейских стран были внесены  некоторые смягчения: например, во Франции  были разрешены свободная торговля золотом внутри страны и ввоз франков  из-за границы, постепенно увеличивалась  норма свободного вывоза франков  за границу как французскими гражданами, так и иностранцами [9, c. 7].

С 1959 г. Франция ввела обратимость франка в доллары по текущим операциям  для нерезидентов (как правило, иностранцев), а Великобритания — обратимость  фунта стерлингов в доллары для  всех лиц, проживающих вне стерлинговой зоны. Вслед за Францией объявили о  частичной обратимости своих  валют в доллары и другие валюты также ФРГ, Бельгия, Нидерланды и  Италия. Аналогичные меры были проведены Швецией, Норвегией, Данией, Финляндией, Австрией, Ирландией, Португалией. В ФРГ установлена полная обратимость национальной валюты, то есть предоставлены неограниченные возможности как резидентам, так и нерезидентам, вывозить, ввозить и переводить на счета иностранцев марки ФРГ для расчетов по любым операциям, а также свободно обменивать их на валюты любых других стран.

Одной из наиболее часто применяемых в 70—80-х гг. XX века развитыми странами (например, Германией, Японией, Францией, Голландией, Швейцарией, Италией) форм валютных ограничений была обязательная продажа государству валютной выручки, полученной при расчетах по экспортным операциям в строго оговоренные  сроки [9, c. 7].

Другой  наиболее распространенной формой валютных ограничений являлся запрет па инвестиции нерезидентов и продажу национальных ценных бумаг нерезидентам (например, в Германии, Японии, Франции, Швеции).

Многие  развитые страны применяли также  форму валютных ограничений, предусматривающую  запрет или предварительное разрешение на открытие валютных счетов за границей (Франция, Италия, Дания, Канада, Голландия, Япония).

Еще одна из форм валютных ограничений, применяемая  развитыми странами, — лимитирование  денежных переводов физических лиц. Так, в Германии контролировались денежные переводы физических лиц свыше 2000 немецких марок (как поступления из-за границы, так и перечисления за границу). В  Японии подвергались контролю денежные переводы свыше 5 млн. иен.

В настоящее  время в развитых индустриальных странах валютные ограничения по счету текущих операций, по капитальному счету и по внутреннему обороту  валютных ценностей отменены.

В развивающихся  странах широко использовались валютные ограничения по обязательной продаже  государству части валютной выручки (например, в Бразилии, Венесуэле, Малайзии, Таиланде).

Страны  с переходной экономикой на стадии становления собственной денежно-кредитной  и валютной политики в 90-е гг. прошлого столетия активно применяли различные  формы валютных ограничений [9, c. 8].

Так, в  Румынии и Чехии на протяжении нескольких лет действовали количественные ограничения на покупку валюты населением. В Румынии одно физическое лицо —  резидент в течение года имело  право купить не более 500 долл. США. В  Чехии одно физическое лицо — резидент в течение года могло приобрести иностранную валюту в сумме, которая  была эквивалентна 7500 крон в 1992 г., 10 000 крон — в 1993 г., 15 000 крон — в 1994 г., 100 000 крон — в 1995 г. [9, c. 8].

Румыния, Чехия и Венгрия применяли  форму валютных ограничений в  виде запрета либо разрешительной процедуры  на открытие валютных счетов за границей.

Распространенными формами валютных ограничений являлись запреты (установление лимита) на осуществление  прямых инвестиций резидентов во внешнюю  экономику и краткосрочных портфельных  инвестиций, то есть приобретение ценных бумаг резидентами у нерезидентов (например, в Польше, Венгрии, Чехии).

Как показывает зарубежный опыт, отмене валютных ограничений  по капитальному счету должно предшествовать достижение макроэкономической стабильности посредством, прежде всего, жесткой  денежно-кредитной и налогово-бюджетной  политики, а также создание в стране благоприятного инвестиционного климата.

В большинстве  стран отмена валютных ограничений (в данном случае по оттоку капитала из страны) начиналась с операций, наиболее важных для обеспечения производственной деятельности, и лишь затем распространялась на операции, которые могли быть связаны с движением краткосрочного спекулятивного капитала. Так, прямые иностранные инвестиции разрешались  раньше, чем портфельные, а товарные и коммерческие кредиты — раньше, чем финансовые кредиты. Снятие ограничений  по операциям с акциями проходило  раньше, чем по операциям с долгосрочными  облигациями. При этом возможность  контроля за инструментами финансового  рынка сохранялась как можно  дольше. Наконец, в последнюю очередь  разрешалось открытие счетов резидентов в банках-нерезидентах.

В целом  в первую очередь отменялись ограничения  на валютные операции юридических лиц, и лишь затем — физических лиц, так как считалось необходимым, прежде всего, обеспечить доступ национальных предприятий на иностранные рынки  капитала. Принимались во внимание также задачи налогового контроля и  сбора статистической информации: гораздо  сложнее отследить многочисленные мелкие операции физических лиц, чем  более крупные операции предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

В процессе создания собственной  валютной системы Республика Беларусь столкнулась с проблемами, связанными с неуравновешенностью платежного баланса, который характеризовался дефицитом торгового баланса  в последнее десятилетие (исключением  является 2005 г.), низким уровнем золотовалютных резервов и снижением курса белорусского рубля по отношению к иностранным  валютам.

В течение 18 лет Республика Беларусь применяла различные формы ограничений по валютным операциям текущего характера, по валютным операциям, связанным с движением капитала, и по внутреннему обороту валютных ценностей.

Можно выделить пять основных этапов применения в Республике Беларусь различных форм валютных ограничений:

I этап — апрель 1992-го — март 1995 г.;

II этап — апрель 1995-го — март 1996 г.;

III этап — апрель 1996-го — июнь 2001 г.;

IV этап — июнь 2001 -го — октябрь 2003 г.;

V этап — ноябрь 2003 –го и по настоящее время [52.c.13].

Первый этап применения государственными органами валютных ограничений в Республике Беларусь, началом которого явилось принятие постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 20.03.1992 № 1538 X11 "О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь", сопровождался формированием валютного законодательства [52.c.13].

Одно из требований данного  постановления касалось открытия субъектами хозяйствования счетов за пределами  Республики Беларусь только при наличии  лицензии Национального банка. Установление валютного ограничения по счетам, открываемым субъектами хозяйствования за границей, явилось первым валютным ограничением, примененным в Республике Беларусь.

В соответствии с данным постановлением Национальный банк утвердил положение от 13.07.1992 № 18 "О временном  порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь", которое определило не только принципы осуществления валютных операций, но и ввело ограничения на использование  иностранной валюты на территории РБ.

Одновременно с установлением  рыночной котировки белорусского рубля  в конце 1993 г. был введен режим "свободного плавания", который продлился  до февраля 1995 г., и Национальный банк впервые применил валютные ограничения  которые распространялись на валютные операции:

— проводимые по рублевым счетам нерезидентов в банках-резидентах;

— касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;

— связанные с установлением лимитов по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей:

— физических лиц в части количественного ограничения ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты. а также ее использованием в соответствии с законодательством;

— связанные с возможностью приобретения на Межбанковской валютной бирже иностранной валюты;

— связанные с движением капитала (только с разрешения Национального банка) [52.c.13].

Надо отметить, что одним  из значимых валютных ограничений являлось проведение субъектами хозяйствования обязательной продажи 20 % валютной выручки, установленное органами государственного управления с января 1993 г.. В 1994 г. норма  обязательной продажи была увеличена  с 20 до 50 %. Причем данный норматив применялся не к валютной выручке, а к поступлениям на счета субъектов хозяйствования свободно-конвертируемой валюты.

Проводимая в Республике Беларусь в 1993—1994 гг. валютная политика с учетом применяемых валютных ограничений  не смогла предотвратить ни рост инфляции (индекс потребительских цен в 1993 г. составлял 2 096,6 %, а в 1994 г. — 2 059,9 %), ни обесценение белорусского рубля (за 1993 год обменный курс бел. рубля  к доллару США снизился более  чем в 13 раз, за 1994 г.— более чем  в 15 раз) [52.c.47].

Второй этап применения валютных ограничений начался в апреле 1995 года, когда Национальный банк во избежание дальнейшей девальвации белорусского рубля перешел к фиксированному курсу белорусского рубля (11 500 бел. руб. за 1 долл. США), существенно ужесточил денежно-кредитную политику, элементами которой являлись:

Информация о работе Валютное ограничение