Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение валютных ограничений определенных законодательством в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность валютных ограничений;
- проанализировать практику применения валютных ограничений в Республике Беларусь;
- изучить валютные ограничения в законодательстве Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Сущность валютных ограничений ……………………………….5
2. Практика применения валютных ограничений в
Республике Беларусь …………………………………………………….15
3. Валютные ограничения в законодательстве Республики Беларусь
на современном этапе ……………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….29
Особенностью проведения валютной политики в 2003 г. стало принятие Закона Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле". Данным документом были обобщены нормы валютного законодательства, а также сделан шаг в сторону дальнейшей либерализации валютных операций, связанных с движением капитала, который заключался в переходе от разрешительного регламента проведения данных операций к регистрационному и уведомительному порядку (начало пятого этапа действия валютных ограничений в Республике Беларусь) [52.c.112].
В соответствии с вышеупомянутым
Законом Национальным банком были разработаны
Правила проведения валютных операций,
которые вступили в силу с июля
2004 г. Данным документом предусматривалось
четыре режима проведения валютных операций,
связанных с движением
В разрешительном режиме осуществляются следующие валютные операции:
— приобретение резидентами у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (портфельные инвестиции);
— приобретение резидентами акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента (прямые инвестиции);
— получение резидентами от нерезидентов кредитов (займов) на срок более 180 дней;
— предоставление резидентами нерезидентам займов на срок более 180 дней;
— покупка резидентами недвижимости за пределами Республики Беларусь;
— осуществление резидентами операций через счета, открываемые за пределами Республики Беларусь.
Из представленного перечня видно, что Национальным банком установлены ограничения валютных операций капитального характера, связанные в основном с оттоком капитала из Республики Беларусь.
Валютные операции, связанные с движением капитала, не вошедшие в перечень операций разрешительного и регистрационного порядка, осуществляются резидентами в уведомительном порядке. Тем самым Национальный банк продолжил целенаправленную либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.
Кроме того, резиденты получили право свободно открывать счета в банках-нерезидентах за пределами Республики Беларусь для осуществления собственного кредитования.
С 1 января 2005 г. был введен уведомительный порядок открытия юридическими лицами (кроме банков) счетов в национальных валютах в банках государств — участников ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Республика Узбекистан) для содержания своих представительств без разрешения на осуществление коммерческой деятельности [52.c.120].
В I квартале 2006 г. Нацбанк внес изменение в законодательство в части проведения валютно-обменных операций, связанный с покупкой-продажей физическим лицом иностранной валюты в сумме не превышающей эквивалент 2000 базовых величин в бел. руб. при котором не требуется регистрация паспортных данных физического лица, осуществляющего операцию.
Во ΙΙ квартале 2006 г. Национальным банком была увеличена до 10000 долл. сумма наличной иностранной валюты не требующей декларирования в таможенных органа Республики Беларусь при ввозе.
В ΙΙΙ квартале 2006 г. Национальным
банком была увеличена сумма авансового
платежа с 500 тыс. долл. Да 3 млн. долл.
в эквиваленте при
Проведенный анализ валютных ограничений, применяемых в Республике Беларусь, позволяет сделать некоторые промежуточные выводы.
Во-первых, устанавливаемые валютные ограничения (с момента их введения и по настоящее время) не решили полностью проблему отрицательного сальдо торгового баланса страны и дефицита счета текущих операций.
Во-вторых, отсутствие в течение
почти 5 лет валютных ограничений
по притоку капитала не привело к
улучшению состояния
В-третьих, действующие валютные ограничения, связанные с оттоком капитала из страны, способствуют сохранению макроэкономической стабильности в Республике Беларусь.
В связи с этим Беларусь, устанавливая либо отменяя ограничения по валютным операциям, должна исходить, прежде всего, из текущего состояния национальной экономики.
3. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Надо отметить, что в последние годы макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь существенно изменилась. Введения Российской Федерацией новых условий купли-продажи энергоресурсов, заключающихся в повышении экспортной пошлины на нефть и цены на поставляемый газ, а также мировой финансовый кризис негативно сказались на основных макроэкономических параметрах. Кроме этого, неоднократное повышение заработной платы в стране ( с целью достичь запланированных 500 $ ), привело к резкому росту денежной массы в национальной валюте. Все это негативно сказалось на валютном рынке и закончилось валютным кризисам в 2011 году. Последствия этого кризиса девальвация национальной валюты.
В такой
ситуации была невозможна дальнейшая
либерализации валютного
Национальный банк Беларуси внес дополнения и изменения в инструкцию о порядке проведения валютных операций резидентами и нерезидентами страны.
Был принят в Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами» от 6 октября 2011 г. № 449. Указ установил, что продажа иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли физическим лицам осуществляется банками Республики Беларусь при предъявлении документа, удостоверяющего личность, данные которого подлежат регистрации в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь [47].
Для юридических лиц – нерезидентов, не имеющих в Беларуси своего представительства (филиала), устанавливается предельная сумма внесения или снятия наличной иностранной валюты в размере не более 50 тыс. долларов в эквиваленте в течение календарного года.
В то же время в отношении
международных организаций
5 ноября 2011 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» [47].
17 февраля
2011 г. принято Постановление Правления
Национального банка Республики Беларусь
от 1 февраля 2011 г. № 35, рег. номер в НРПА
8/23362 от 17 февраля 2011 г. «Об утверждении
Инструкции о порядке осуществления валютно-обменных
операций с участием физических лиц
и организации работы обменных пунктов,
касс при проведении таких операций» [47].
Были
внесены изменения в ряд
- Указ Президента Республики Беларусь «порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»;
- Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «О проведении внешнеторговых операций»;
- Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей»;
- Постановление Правления Национального
банка Республики Беларусь от 1 февраля
2011 г. № 35, рег. номер в НРПА 8/23362 от 17 февраля
2011 г. «Об утверждении Инструкции
о порядке осуществления валютно-обменных
операций с участием физических лиц
и организации работы обменных пунктов,
касс при проведении таких операций»;
- Постановление Правления Национального
банка Республики Беларусь от 28 июля 2005
г. № 112, рег. номер в НРПА 8/13081 от 5 сентября
2005 г. «Об утверждении инструкции
о порядке совершения валютно–обменных
операций с участием юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей»;
- Указ Президента Республики
Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452, рег. номер
в НРПА 1/7753 от 19 июля 2006 г.
(с учетом изменений от 21.06.2012) Об обязательной продаже иностранной
валюты» и ряд других нормативно-правовых
актов [47].
В заключении хотелось бы отметить, что противоречивая природа валютных ограничений на данном этапе развития экономики Республики Беларусь все же содержит больше негативных моментов для развития свободного рынка. В достижении положительного эффекта главный упор должен делаться на экономические стимулы, а не на административные, а для этого необходимо создавать благоприятные условия, чтобы юридическому или физическому лицу было выгоднее соблюдать законы, чем изобретать хитроумные способы обхода действующих запретов и ограничений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Валютные ограничения — система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют.
Валютные ограничения широко распространены в мировой практике. Они применяются государствами в зависимости от сложившейся экономической ситуации и призваны решать конкретные проблемы, стоящие перед экономикой. Задачи, которые государства решают с помощью введения валютных ограничений, можно условно разделить на:
- выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны;
- стабилизация или поддержание валютного курса.
Для выполнения
обозначенных целей государство
ограничивает резидентов (юридические
и физические лица) в праве использовать,
владеть и распоряжаться
— регулирование текущих валютных операций, отражающихся по текущему счету платежного баланса;
— регулирование валютных операций, связанных с движением
капитала, отражающихся по счету операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса (далее — капитальный счет);
— регулирование внутреннего оборота валютных ценностей.
По счету текущих операций применяются следующие основные валютные ограничения:
— частичная или в полном объеме обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральному банку страны и/или уполномоченным банкам, обладающим лицензией, позволяющей осуществлять данные операции;
— ограничения, касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;
— ограничения на приобретение иностранной валюты импортерами на внутреннем валютном рынке (только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых органами валютного контроля);
— запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
— ограничения суммы покупки иностранной валюты для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов;
— ограничения по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей;
— ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам.
По капитальному счету применяются такие основные валютные ограничения, как:
— запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на предоставление резидентами нерезидентам займов и кредитов в иностранной валюте;
— запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на открытие юридическим и физическим лицам текущих и других счетов за границей;
— запрет или ограничения на инвестиции нерезидентов (как правило, портфельных) во внутреннюю экономику;
— запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на осуществление резидентами прямых и (или) портфельных инвестиций за пределами страны;
— запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;
— запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;
— запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;
— уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов;
— депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых финансовых обязательств.
По внутреннему обороту валютных ценностей финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:
— установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;
— установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны [9, c. 5].
История валютной политики Республики Беларусь — по сути дела, это хронология валютных ограничений, интенсивность которых на протяжении всего пути изменяла свою силу, но основной тенденцией все же было заметное уменьшение числа этих ограничений.