Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

1. Валютное регулирование и валютный контроль в России: этапы развития и современный уровень адаптации к национальным и международным условиям развития.
2. Государственное регулирование валютных операций коммерческих банков.
3. Хеджирование: причины бурного развития, анализ современных форм.

Файлы: 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

1. Валютное регулирование  и валютный контроль в России: этапы развития и современный  уровень адаптации к национальным  и международным условиям развития.

2. Государственное регулирование  валютных операций коммерческих  банков.

3. Хеджирование: причины  бурного развития, анализ современных  форм.

 

 

 

1. Валютное регулирование  и валютный контроль в России: этапы развития и современный  уровень адаптации к национальным  и международным условиям развития.

Валютная политика - относительно самостоятельная часть государственной политики России. Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование.

    Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии российского государства и переход к либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь отношений с экономическим суверенитетом российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю.

Валютная политика в России в зависимости от её целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой - повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями.

Валютное регулирование как деятельность государства по регулированию политики в отношении валютных ценностей иностранного государства, имеющих хождения в РФ, укреплению денежной единицы России, созданию экономических и правовых условий конвертируемости рубля на международных рынках.

 

Роль государства и его способность регулировать экономические процессы определяются проводимой экономической политикой. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. Наряду с общими целями государственного регулирования рыночной экономики (обеспечение устойчивости экономического роста, поддержание полной занятости и стабильности национальной денежной единицы, равновесие платежного баланса), рациональная экономическая политика содержит конкретные средне- и краткосрочные цели. В экономической политике однозначно определяются объекты и инструменты регулирования, используемые для достижения заданных целей.

Валютная политика, с одной стороны, регулирует наиболее важные стороны внешнеэкономической деятельности национальных хозяйствующих субъектов, а с другой, - оказывает, хотя и избирательное, воздействие на отрасли, обслуживающие внутренние потребности. Через совокупный спрос и совокупное предложение валютная политика влияет на темпы экономического роста, состояние бюджетной системы страны и уровень благосостояния граждан.

Валютная политика опирается на базовые понятия, раскрываемые в Федеральном законе «О валютном регулирование и валютном контроле». В данном Законе в валютной политике выделены два направления деятельности: валютное регулирование и валютный контроль. Проводится валютная политика при согласованном взаимодействии Правительства и Центрального банка РФ. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Валютное регулирование и валютный контроль являются звеньями в цепочке действий государства, влияющих на поведение участников валютного рынка, т.е. в процессе управления. Следует отметить, что регулирование и контроль предполагают наличие, как субъектов, так и объектов, т.е. регулирующих/контролирующих и регулируемых/контролируемых сторон.

Регулирующей стороной являются органы валютного регулирования. В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», принятым в декабре 2003 г., органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство РФ (п. 1 ст. 5). В предыдущем варианте Закона органом валютного регулирования был указан только ЦБ РФ, хотя Закон предусматривал издание Правительством РФ нормативных актов в области валютного регулирования. Функции органа валютного регулирования возлагаются на ЦБ РФ и в Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Между центральным банком и государством (правительством) обязательны тесные связи уже в силу того, что они действуют на одном экономическом пространстве и экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования с финансовой политикой центрального банка. Более того, в долгосрочном плане политика центрального банка, к Банку России как орган валютного регулирования:

      • издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;
      • проводит все виды валютных операций;
      • регулирует операции движения капитала, для которых установлено требование об использовании специального счета и требование о резервировании;
      • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
      • готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;

Деятельность ЦБ РФ в области проведении валютной политики состоит из следующих направлений:

    • регулирование валютного курса;
    • управление официальными валютными резервами;
    • валютное регулирование и валютный контроль;
    • международное валютное сотрудничество на межправительственном уровне и участие в международных валютных финансовых организациях (управление внешним государственным долгом).

 

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуально-правовом уровнях. 
 
Первое (нормативное) — заключается в упорядочении общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней (обращением, вывозом, использованием в сфере международных расчетов и т.п.) посредством принятия норм права.

Второе (индивидуально-правовое регулирование) связано с упорядочением посредством применения норм права отношений, обусловленных конкретными жизненными ситуациями, т.е. являющихся юридическими фактами, на основе которых и возникают валютные правоотношения между конкретными субъектами. 
 
Основы организации и осуществления валютного регулирования закреплены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», раздел II которого так и называется «Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного акта, валютные правоотношения в этой сфере регламентируются многочисленными законами и подзаконными нормативными актами. Особое значение в регулировании данных правоотношений принадлежит ведомственным правовым актам общего значения, в том числе актам Банка России, Минфина России и др. 
 
Основными направлениями валютного регулирования является, прежде всего, защита валюты Российской Федерации.

Сделки, заключенные в нарушение положений, установленных Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», являются недействительными, а лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с российским законодательством.

Следующим направлением валютного регулирования является организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Российским законодательством установлено, что резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Банком России. Банком России устанавливается порядок покупки и продажи иностранной валюты в России через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. В целях регулирования внутреннего валютного рынка Банку России предоставлено право: во-первых, устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, во-вторых, проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты. 
 

Важным самостоятельным направлением валютного регулирования является регулирование открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте.

Вывоз и пересылка из России валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в Россию указанной валюты и ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Минфином России и ГТК РФ.

       

            Валютное регулирование в Российской  Федерации прошло в своем развитии несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

 

Первый этап:

1917 - 1921 гг. – это период  валютного администрирования, названный "валютный военный коммунизм". Он характеризовался конфискациями  и реквизицией валютных ценностей, а также установлением монополии  Госбанка на проведение всех  валютных операций. Это период  заканчивается началом НЭПа.

1922 - 1926 гг. – начало валютного  регулирования. Признаки НЭПа в условиях валютного регулирования: изменения в валютной политике страны. Так, в 1922 г. была отменена практика конфискаций и реквизиций валютных ценностей в пользу государства, разрешалось свободное распоряжение валютой и валютными ценностями. Кроме того, было легализовано открытие валютных счетов другими хозяйствующими субъектами.

                                                                                                                               1927 - 1985 гг. - "новый валютный военный  коммунизм" или административная  валютная политика. Она заключалась  в распределении валютных ресурсов административными методами. Так, был установлен ввоза, пересылки и вывоза наличных денежных знаков.

Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его представители в лице государственных внешнеторговых объединений.

Среди первых мероприятий Советской власти была национализация Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности, введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к социалистическому лагерю.

Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный Совет СССР утверждал народохозяйственные планы страны, в которых устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления золото-валютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Минфина, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.

Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого государственного администрирования, "командования", что проявлялось в установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного банка в валютной сфере.

Уже к концу 20-х годов от "валютных вольностей" не осталось и следа, а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 годах.

И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы ликвидировать государственную валютную монополию.

Второй этап:

 1986 - 1991 гг. – «перестройка», выразившаяся в валютной сфере формированием новой валютной политики, а также глубоким реформированием государственной валютной монополии. Период становления валютных отношений в условиях рынка.

На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить валютные международные расчеты.

Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции). Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам регулирования валютных отношений.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль