Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

1. Валютное регулирование и валютный контроль в России: этапы развития и современный уровень адаптации к национальным и международным условиям развития.
2. Государственное регулирование валютных операций коммерческих банков.
3. Хеджирование: причины бурного развития, анализ современных форм.

Файлы: 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

Третий этап:

Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР "О валютном регулировании".

Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с принятия в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании", который впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991 года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам: Московской, Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

Четвертый этап:

С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"

Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". С принятием этого Закона начался новый этап валютного регулирования в Российской Федерации.

Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие "валюта Российской Федерации", введена новая статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле (раздел III Закона), органами которого назывался Центральный банк Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля". Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.

Итак, с принятием Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в 1992 году было положено начало развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

Данный закон устанавливает принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ.

       

     В последние годы  развитие валютной системы в  России все больше связывается  с ее дальнейшей либерализацией, которая предполагает ослабление  государственного регулирования  и контроля в валютной сфере. Определенные шаги в этом направлении  были сделаны в новом федеральном  законе "О валютном регулировании  и валютном контроле". Среди  них следует отметить отмену  существовавшей ранее системы  выдачи индивидуальных разрешений (лицензий) на вывоз катала, введение  уведомительного порядка открытия  резидентами счетов в иностранных  банках, а также переход к закрытому  списку операций движения капитала, по которым Правительством и  Центральным банком могут вводиться  ограничения. Кроме того, новым законом  предусмотрены изменения, которые  направлены на упрощение режима  осуществления валютных операций и устранение неопределенности в отношении валютного регулирования.

      Что касается России  сейчас, то она заинтересована  в укреплении МВС. От введения  евро Россия может получить  выгоды. Для российского бизнеса  введение евро означает ликвидацию  барьера в отношении со странами  ЕС, упрощение расчетов в торговых  операциях, уменьшение валютных  рисков и ускорение денежного  обращения.

Усиление конкуренции внутри ЭВС снизит цены на импорт в Россию; учитывая это, ЦБ РФ планирует сформировать часть резервов в евро.

 

    

 

 

Заключение

 

Валютная политика является составной частью денежно-кредитной политики государства, имея те же цели и задачи в масштабах государства.

В России, как и в других странах мира существует развитая система валютного регулирования, основанная на валютном законодательстве, в частности "Закон о валютном регулировании и валютном контроле". Валютное регулирование является основой валютной политики России, ее главным исполнительным органом является Центральный банк Российской Федерации.

Как любая часть финансового сегмента валютная политика требует государственного контроля. Валютный контроль необходим для надзора, регистрации и учета операций с валютными ценностями. Каждый орган валютного контроля действует строго в пределах своей компетенции, решая определенные задачи, преследуя строго поставленные цели.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономических связей.

 

 

2. Государственное  регулирование валютных операций  коммерческих банков.

 

Современный коммерческий банк, стремящийся к универсализации, к предоставлению целого комплекса услуг, не мыслим в своей деятельности без такой составляющей как валютные операции.

К тому же, валютные операции по-прежнему остаются важным инструментом взаимодействия экономических субъектов на международном рынке. А банковская система выступает организационной основой валютного рынка. Осуществление коммерческими банками валютных операций является «неизбежным следствием» развития внешнеэкономических связей, процесса интеграции страны в мировое сообщество.

 

    Государство регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого оно использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъекты  валютного рынка). Регулирование валютных и кредитных операций осуществляется также на межгосударственном уровне для координации валютной политики отдельных государств.                                        

Наиболее оптимальным и естественным является государственное регулирование валютных операций через регулирование деятельности крупнейших операторов валютного рынка, т.е. уполномоченных банков. Правовое регулирование валютных операций в России осуществляется на основе Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 ноября 1992 г. Он устанавливает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства. В целях оперативного решения возникающих при осуществлении валютных операций проблем и дальнейшего совершенствования валютного законодательства Центральному банку России предоставлено право на издание обязательных к исполнению нормативных актов: инструкций, писем, положений, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отношений, т.е.

 Центральный банк является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. Проведение валютных операций на территории РФ возможно только через уполномоченные банки, осуществляющие контроль над соответствием проводимых клиентами операций действующему законодательству.

Уполномоченный банк - коммерческий банк, получивший лицензию ЦБ РФ на проведение банковских операций в иностранной валюте.

Валютные операции можно отнести к разряду традиционных операций, осуществляемых коммерческими банками. Банки осуществляют широкий круг операций и сделок на валютном рынке: выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты, обслуживают валютные счета клиентов, кроме того, банки являются агентами валютного контроля. Развитие внешнеэкономических связей между странами вызывает необходимость в особом инструменте, который бы опосредовал тесное финансовое взаимодействие между субъектами, действующими на международном рынке. Таким инструментом выступают валютные операции, а сами банки могут выступать как субъекты этого рынка, при этом либо непосредственно осуществляя валютные операции (от своего имени и за свой счет), либо выступая в качестве посредника, «связующего звена» между другими субъектами. Ну и, кроме того, как уже говорилось, валютные операции в той или иной степени участвуют в формировании доходов банка.

Коммерческие банки могут осуществлять сделки купли-продажи иностранной валюты непосредственно между собой либо через валютные биржи. Межбанковские валютные биржи представляют собой специализированные биржи, имеющие лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам. Необходимо учитывать, что ЦБ РФ может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (в настоящее время 15 %). Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации осуществляются через уполномоченные банки.     Коммерческие банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту:

  • от своего имени по поручению юридических лиц и коммерческих банков (посреднические операции за комиссионное вознаграждение)
  • от своего имени и за свой счет.

В случае проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет уполномоченный банк ведет открытую валютную позицию. Порядок ведения и лимиты открытой валютной позиции устанавливаются Банком России.

Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций) в порядке, устанавливаемом Банком России.

     Юридические лица-резиденты  осуществляют покупку иностранной валюты за рубли на валютном рынке через:

исполняющий банк (уполномоченный банк или его филиал, в котором открыт специальный транзитный валютный счет) 

банк-покупатель (уполномоченный банк или его филиал, который совершает в интересах резидента исключительно операцию покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке, с зачислением ее на специальный транзитный валютный счет резидента в исполняющем банке) на основании поручения на покупку. Купленная валюта в полном объеме зачисляется на специальный транзитный валютный счет.

Юридические лица-резиденты имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке в следующих целях:

  • для осуществления текущих валютных операций;
  • для осуществления валютных операций, связанных с движением

капитала, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России;

 

  • для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;
  • для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;
  • для осуществления платежей на валютные счета за границей для оплаты расходов на содержание представительств;
  • для осуществления обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте;
  • для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии разрешений (лицензий) Банка России на осуществление соответствующих валютных операций в пределах сумм, указанных в этих разрешениях (лицензиях).

Банк России вправе ввести ограничения на цели покупки резидентами иностранной валюты за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, указанные в настоящем пункте, а также установить специальный порядок продажи резидентами неиспользованной иностранной валюты через уполномоченные банки.

Юридические лица осуществляют обязательную продажу 50 % валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки, по рыночному курсу иностранных валют к рублю, т.е. по курсу, складывающемуся на внутреннем валютном рынке РФ на день (момент) продажи.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль