Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.
Введение……………………………...…………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика экономики КНР……………………………… 4
1.1. Природно-географическая характеристика, политическая и социально-экономическая структура КНР………………………………………………….. 4
1.2. КНР в мирохозяйственных связях………………………………………. 6
Глава 2. Основные направления экономической политики КНР……….…...11
2.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике………...…11
2.2. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства………14
Глава 3. Валютно-финансовая система Китая………………….……...……22
3.1. Организация банковской системы…………………………………..…. 22
3.2. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая……………………26
3.3. Роль СЭЗ в экономике Китая ……………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……
На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного обслуживания и пока не выдерживает конкуренции с другими поставщиками этой продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес продукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превышает 0,6%.
Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота составляет 5%.
Нынешний этап развития
внешней торговли КНР характеризуется
преобладанием промышленно
ГЛАВА 2. Основные
направления экономической
2.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике
Развитие КНР с конца 70-х годов связано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики.
III пленум ЦК КПК
одиннадцатого созыва, состоявшийся
в декабре 1978г., принял решение
о переносе центра тяжести
в работе партии и правительств
Достижение поставленных
целей связывается с
В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. В программных документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики.
Центральная роль отводилась
реформе системы
Задача реформирования государственных предприятий — в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях КНР до последнего времени реализовывались «главным образом в направлении расширения их прав в хозяйственной деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество предприятия. Основной имущественно-хозяйственной формой является система подрядно-хозяйственной ответственности предприятий, где наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход к системе налогообложения и практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.
Сейчас Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных предприятий страны перейдут в частные руки, т.е. будут приватизированы (термин «приватизация» в Пекине стараются не употреблять, там предпочитают другой термин – «преобразование характера собственности»). Правительство надеется, что частные владельцы помогут сделать убыточные компании, лежащие тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту армии безработных, тем более что уже 25 миллионов человек потеряли работу. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи госпредприятий, пойдут в первую очередь на поддержку неимущих слоев, в том числе на систему здравоохранения, пенсионную систему и систему социального обеспечения. Также один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что, по различным оценкам, до 2006г. может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.
Кампания по приватизации возвещает, пишет «Washington post», о наступлении нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не тождествен отказу от государственного регулирования экономики. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять «командные высоты» в экономике и прежде всего в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых.
Значительные изменения
произошли в инвестиционной политике.
Система мобилизации и
Осуществляется
Бюджетное финансирование все в большей степени заменяется кредитованием капиталовложений, которое осуществляется специализированными банками.
Одной из важнейших составных частей реформы стало восстановление многоукладной экономики. Курс на развитие многообразных форм собственности и способов хозяйствования был одобрен в основных государственных документах и объявлен долгосрочной линией. К началу 90-х годов XX в. в стране сложилось четыре вида собственности — государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая из них в свою очередь имеет многообразные способы хозяйствования.
2.2. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства
Индивидуальные хозяйства работают на основе использования общественной собственности (аренда, подряд) и личной собственности на средства производства. Индивидуальный предприниматель использует в основном свой труд и труд членов семьи. Сфера индивидуального предпринимательства распространяется на такие области, как бытовое обслуживание населения, строительство, культура, операции с недвижимостью, розничная торговля.
Частными предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов.
Особо значительны процессы, которые
произошли в коллективном секторе
китайской деревни после
Переход к системе подворного подряда и прямым рыночным закупкам кардинально изменил ситуацию в деревне, активизировал человеческий фактор и способствовал быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Изменяющаяся структура потребления предъявляет новые требования к производственной структуре сельского хозяйства в отношении качества и ассортимента. Возникла сложная проблема — несоответствие между существующей структурой сельскохозяйственного производства и меняющейся структурой общественного спроса на продукты питания. Решение проблемы связано с повышением рентабельности, экономической эффективностью и изменением структуры сельскохозяйственного производства.
Важным элементом
Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов XX в. доля предприятий государственного сектора стала постепенно сокращаться.
Снижение удельного веса государственного
сектора в численности
Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1989г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 2003г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996гг. увеличилась с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до 30%.5
Негосударственные секторы играют важную роль в экономике КНР. На них приходится более трети бюджетных доходов, около 60% экспорта.
Одним из важнейших направлений экономической политики периода реформ стала реализация задачи достижения оптимальной сбалансированности народного хозяйства. К концу 70-х годов XX в. в народном хозяйстве КНР существовала воспроизведетвенная структура, при которой 33,7% ВНП создавалось сельским хозяйством; 46,3% — промышленностью и строительством и 20% — третичной сферой. Такую структуру промышленно-развитые страны имели в конце XIX — начале XX вв. В производственной структуре КНР проявлялось отставание сельского хозяйства от развития промышленности: среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства за период 1953-1978гг. составил 3,1%, а валовой продукции промышленности — 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей.
В начале 80-х годов XX в. была разработана новая структурно-экономическая политика на длительную перспективу, которая намечала следующие основные задачи: обеспечение сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства; направление на ускоренное развитие легкой промышленности и привлечение тяжелой промышленности к снабжению населения потребительскими товарами; ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжелой промышленности — между отраслями горнодобывающего, сырьевого и перерабатывающего комплексов, решение энергетической и транспортной проблемы; стимулирование развития наиболее прогрессивных видов производства с целью интенсификации экономики, повышения ее технического уровня (в частности электронной промышленности).