Валютно-финансовая система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

Содержание работы

Введение……………………………...…………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика экономики КНР……………………………… 4
1.1. Природно-географическая характеристика, политическая и социально-экономическая структура КНР………………………………………………….. 4
1.2. КНР в мирохозяйственных связях………………………………………. 6

Глава 2. Основные направления экономической политики КНР……….…...11
2.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике………...…11
2.2. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства………14

Глава 3. Валютно-финансовая система Китая………………….……...……22
3.1. Организация банковской системы…………………………………..…. 22
3.2. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая……………………26
3.3. Роль СЭЗ в экономике Китая ……………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………...33

Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Место Китая в мировой экономике .doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Однако ускоренно развивались  не те отрасли, которые должны были развиваться согласно плану. Предполагалось, что только за счет радикальной реформы системы землевладения и землепользования, без крупных капиталовложений со стороны государства, возможен резкий сдвиг в сельскохозяйственном производстве. Бюджетные инвестиции, которые направлялись в основном на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий, в общих вложениях в основные фонды в деревне составили в 1993г. 10%. Около 20% вложений финансировались за счет банковского кредита, остальная часть средств поступала от коллективных предприятий и отдельных крестьян.

 «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», – заявил в ходе недавнего визита в Китай Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financial times» писала в прошлом году: «Мы все еще боимся Китая. Разумеется, он представляет уже не такую опасность, как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой».

Однако и недруги Китая вынуждены  признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны. Казалось, еще лет десять назад главным транспортом для жителей Пекина на узких улочках столицы был велосипед, а сегодня ее дороги, которые не в пример российским несопоставимо лучше и шире, заполонили новенькие «Ауди» A4, A6 и A8, «Фольксвагены Пассат», «Тойоты», «Ситроены» и американские «Бьюики». Причем все эти машины китайской сборки. Решение производить собственную сборку сопровождалось достаточно жесткими налоговыми санкциями, направленными на снижение импорта автомобилей в страну, и, наоборот, льготными условиями для иностранных автомобилестроителей. В результате Китай вышел в этом году на четвертое место в мире по количеству произведенных автомобилей, и это, надо полагать, далеко не предел.

В 1995 - 2000 гг. производство автомобилей возросло с 1,45 до 2,07 млн., в том числе легковых - с 323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество частных автомобилей в 2000 г. достигло 6,26 млн. (темп роста в среднем 20% в год). В 2001 г. по сравнению с 2000 г. производство автомобилей в КНР возросло до 2,33 млн., или на 12,8%.

Китай стремится стать ведущим и в отраслях, производящих компьютерную оснастку и программное обеспечение. Он намерен добиться такого же успеха в качестве экспортера программного обеспечения, как Индия, и компьютерной оснастки, как Тайвань. А внутри страны Пекин делает ставку на развитие новой информационной экономики, хотя это и может привести к ослаблению контроля правительства над системой связи и распределением информации. Тем не менее количество постоянных телефонных линий – сейчас их 397 млн. – увеличилось с 1989 года в 90 раз. Доступ в Интернет через личные компьютеры имеют ныне 69 миллионов человек, в то время как в 2000 году таких было 8,9 миллиона человек. Более 200 млн. китайских семей сейчас пользуются кабельным телевидением, что делает Китай крупнейшим в мире рынком кабельного телевидения. К 2005 году это число может возрасти в два раза. Китай также является крупнейшим рынком для продажи сотовых телефонов, сейчас их уже насчитывается 200 млн., и ежемесячно в стране продается в среднем около 2 млн. штук.

В Китае рост ВВП в 2003 года составил 9,1%, что является самым  значительным показателем с 1997 года (динамика ВВП Китая в 1950-2004 гг. представлена в табл. 1.2.1.). В 2002 году рост ВВП составил 8%. Налоговые поступления в стране выросли в 2003 году на 20,3% (в 2002 году рост налоговых поступлений здесь составил 12,1%).

Анализируя развитие китайской экономики, большинство  экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

 

 

 

Динамика валового внутреннего  продукта (ВВП) КНР (млрд. долл. США)6

Год

Общий объем

Рост, % в год

Сельское хозяйство

Промышленность

Услуги

Бюджет (доход/расход)

1950

8,3

-

56,2%

29,9%

13,9%

0,79 / 0,83

1955

17,3

15,1

40,6%

43,9%

15,5%

3,41 / 3,29

1960

32,7

13,6

17,1%

70,3%

12,6%

6,98 / 7,98

1965

32,9

0

30,9%

58,6%

10,5%

5,77 / 5,68

1970

46,3

7,0

27,8%

61,9%

10,3%

8,09 / 7,91

1975

65,6

7,1

23,4%

67,7%

8,8%

12,44 / 12,31

1980

104,0

9,5

22,6%

69,3%

8,1%

13,23 / 14,79

1985

202,3

14,4

21,8%

69,3%

9,8%

22,76 / 22,50

1990

423,5

15,1

*

*

*

*

1995

746,4

12,0

19,7%

49,0%

31,3%

74,73 / 82,2

1996

818,8

9,7

20,4%

49,5%

30,1%

*

1997

890,9

8,8

19,1%

50,0%

30,9%

*

1998

925,7

3,9

18,6%

49,3%

32,1%

*

1999

999,8

8,0

16,3%

49,3%

33,0%

117,57 / 159,28

2000

1 079,8

8,0

16,3%

50,9%

32,8%

137,44 / 191,78

2001

1157,4

7,5

14,2%

52%

32,9%

197,7 / 227,6

2002

1250,3

8,0

11,3%

55%

34,7%

211,45 / 234,67

2003

1380,5

9,1

11,0%

56,9%

31,8%

245,67 / 261,23

2004

1500,4

9,0

10,9%

61,0%

40,0%

*

2005

≈ 1627,5

8,5

*

*

*

*

2006

≈ 1757,7

8,0

*

*

*

*


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика внешнеторгового  оборота КНР (млрд. долл. США)7

Год

Общий объем

Экспорт

Импорт

Баланс

1950

1,13

0,55

0,58

- 0,03

1955

1,34

0,60

0,74

- 0,14

1960

1,56

0,77

0,79

- 0,02

1965

1,50

0,77

0,73

+ 0,04

1970

1,48

0,75

0,73

+ 0,02

1975

4,25

2,23

2,02

- 0,21

1980

20,64

9,75

10,89

- 1,14

1985

69,60

27,35

42,25

-14,90

1990

115,44

62,09

53,35

+ 8,74

1995

280,85

148,77

132,08

+16,69

1996

289,90

151,10

138,80

+12,30

1997

325,10

182,70

142,40

+40,30

1998

323,93

183,76

140,17

+43,59

1999

360,68

194,99

165,69

+29,30

2000

474,30

249,20

225,10

+24,10

2001

509,77

266,16

243,61

+22,55

2002

653,48

337,98

315,50

+22,48

2003

780,83

400,28

380,55

+19,73

2004

1038,38

529,61

508,77

+20,84


 

 

ГЛАВА 3. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КИТАЯ

3.1. Организация  банковской системы

В Китайской Народной Республике действует двухуровневая  банковская система. На первом уровне находится центральный банк, а  на втором — специализированные государственные  банки и обширная сеть коммерческих банков. При этом отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками.

Функциями центрального банка наделен Народный банк Китая. Народный банк Китая (НБК) был создан 1 декабря 1948г. на базе слияния Народного банка Северного Китая, Народного Бэйхайского банка и Северо-Западного крестьянского банка. Изначально на НБК были возложены следующие функции: выполнение операций государственного казначейства; контроль над частными кредитами; размещение государственных займов; контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Банковская система  Китая8

 Эта система со  временем претерпела ряд изменений.  Наиболее существенным стало  то, что с сентября 1983г. в соответствии с решением Центрального народного правительства — Государственного совета КНР (Госсовет) — НБК выполняет функции центрального банка КНР и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются государственной собственностью.

НБК управляет денежной политикой государства, применяя следующие  регуляторы:

- формирование установленных пропорций требований отчислений в депозитный резервный фонд от кредитно-денежных организаций;

- определение базовой процентной ставки центрального банка;

- осуществление переучета векселей кредитно-денежных организаций, открывших счета в НБК;

- предоставление кредитов коммерческим банкам;

- покупка и продажа на открытом рынке облигаций государственного займа, других правительственных облигаций и валюты.

В числе многочисленных полномочий НБК особого внимания заслуживает так называемое принятие управления коммерческим банком.

Если коммерческий банк находится в кризисном состоянии  или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на интересы вкладчиков, НБК может принять на себя управление данным банком.

Принимая на себя управление коммерческим банком, НБК начинает проводить по отношению к нему необходимые меры, призванные защитить интересы вкладчиков и восстановить способность коммерческого банка к нормальному хозяйствованию. Вопрос о принятии управления решает НБК, он также оповещает о решении и организует его исполнение. Реализация такого управления осуществляется со дня принятия соответствующего решения. По завершении срока управления он может быть продлен по решению НБК (при этом максимальный срок управления не должен превышать двух лет).

Принятие управления прекращается либо по истечении установленного решением НБК срока управления, либо после восстановления способности коммерческого банка к нормальной хозяйственной деятельности, либо при слиянии коммерческого банка или объявлении его банкротом в соответствии с законом до истечения срока управления. Коммерческие банки (КБ) Китая можно разделить на две большие группы: КБ, расположенные на материковой части Китая, и коммерческие банки, расположенные на территории Сянгана.

Сянган, более известный  за его пределами как Гонконг, был захвачен Великобританией после  опиумной войны 1840г., и на протяжении более ста лет Сянган, Цзюлун и Новая территория являлись колонией этого государства.

После воссоединения 1 июля 1997г. Сянгана с Китаем с определенными  оговорками можно сказать о том, что банковская система КНР пополнилась  и банками, расположенными на территории Сянгана. Но при этом необходимо помнить о том, что согласно ст. 5 Основного закона об особом административном районе Сянган, принятого на третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва 4 апреля 1990г., в Сянгане сохранено право частной собственности. Более того, на протяжении 50 лет с момента образования этого района социалистический строй на его территории вводиться не будет.

В настоящее время  минимальный объем уставного  капитала, необходимый для учреждения коммерческого банка, составляет 1 млрд. юаней, для городского кооперативного банка — 100 млн. юаней, для сельского кооперативного банка — 50 млн. юаней. Уставный капитал должен быть фактически внесенным капиталом. Народный банк Китая может регулировать минимальный объем уставного капитала, но только в сторону увеличения вышеуказанных сумм.

В пределах территории КНР  коммерческим банкам запрещается :

- заниматься поручительскими инвестициями и операциями с акциями;

- осуществлять инвестиции в недвижимость, не предназначенную для собственных нужд;

- вкладывать средства в небанковские кредитно-денежные организации и предприятия. Последняя мера призвана способствовать сосредоточению усилий КБ на улучшении качества традиционных для них операций.

При краткосрочном межфилиальном  и межбанковском кредитовании банки должны соблюдать установленные НБК сроки, не превышающие месяца. При этом запрещено использовать средства, полученные по межфилиальному краткосрочному кредитованию, для кредитования основных фондов или осуществления инвестиций.

При проведении операций с депозитами КБ должен предлагать процентную ставку в пределах норматива НБК, производить отчисления в резервный фонд НБК и создавать фонд обеспечения обязательных платежей.

Информация о работе Валютно-финансовая система Китая