Валютно-финансовая система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

Содержание работы

Введение……………………………...…………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика экономики КНР……………………………… 4
1.1. Природно-географическая характеристика, политическая и социально-экономическая структура КНР………………………………………………….. 4
1.2. КНР в мирохозяйственных связях………………………………………. 6

Глава 2. Основные направления экономической политики КНР……….…...11
2.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике………...…11
2.2. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства………14

Глава 3. Валютно-финансовая система Китая………………….……...……22
3.1. Организация банковской системы…………………………………..…. 22
3.2. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая……………………26
3.3. Роль СЭЗ в экономике Китая ……………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………...33

Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Место Китая в мировой экономике .doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

По законодательству КНР при кредитовании КБ должны соблюдать  установленные пропорции между активами и пассивами; по коэффициенте достаточности капитала (не ниже 8%); по соотношению между остатками кредитов и остатками депозитов (не выше 75%); по соотношению между остатком ликвидных активов и ликвидных пассивов (не ниже 25%); помимо этого остаток кредитов одному и тому же заемщику не должен превышать 10% собственного капитала КБ.

В банковскую систему  Китая также входят Кредитные  кооперативы и городские кооперативные  банки.

Кредитные кооперативы (КК) — это финансовые организации, главными задачами которых являются прием депозитов и предоставление кредитов находящимся в городах и сельской местности мелким компаниям, ведение расчетов между ними, а также прием вкладов населения. В зависимости от местонахождения КК подразделяются на городские и сельские.

Городские кооперативные  банки учреждаются на долевой  основе. Держателями их капитала являются население, предприятия с капиталом  менее 1 млн. юаней, а также государство  в лице местных органов власти. При этом общее число участников банковского кооператива должно быть не менее 20, а общий размер капитала — не менее 50 млн. юаней.

После образования КНР  первыми шагами новой власти стали  национализация крупнейших банков и  создание на их основе государственных  банков. Банковская система КНР строилась, исходя из задачи организации во главе пирамиды различных банков единого централизованного государственного банка с разветвленной сетью отделений, способного сосредоточить не только эмиссию денег, но и основную часть всех кредитных и расчетных операций в стране.

С трансформацией НБК  в центральный банк КНР функции  кредитования народного хозяйства  были переданы специализированным государственным  банкам: Сельскохозяйственному банку, Народному строительному банку, Банку Китая и Торгово-промышленному банку. В течение 1994-1995гг. эти государственные банки были переведены в разряд коммерческих банков.

Эти банки не конкурируют  с коммерческими банками, поскольку  их кредитные ресурсы формируются  не за счет прямого привлечения сберегательных депозитов, а путем выделения им бюджетных средств, займов НБК и эмиссии собственных облигаций.

Банковская система  КНР - один из самых динамичных элементов  экономики этого государства. При  этом, несмотря на многочисленные нововведения, ее характерной особенностью является неизменно жесткий контроль над деятельностью КБ, осуществляемый государством через НБК.

Среди последних изменений  в банковской системе КНР следует  назвать, прежде всего, превращение  с целью активизации конкуренции  государственных банков в банки  коммерческие, а также увеличение количества городских кооперативных банков.

На территории Китая  ведут активную деятельность и иностранные  банки, а также их отделения. Традиционно  они играют заметную роль в банковской системе Китая. В первые годы существования Китайской Народной Республики всего четырем отделениям зарубежных банков, которые располагались в Шанхае, был предоставлен легальный статус, позволивший сохранить свое присутствие в стране, впрочем, почти символическое.

Наибольшее количество иностранных банков учреждается в районах концентрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, доля иностранных банков, действующих в районе Шанхая, составляет 43% общих активов иностранных банков в Китае, 45% кредитов и 40% депозитов в валюте. При этом лидируют среди них японские банки.

3.2. Импорт капитала  и инвестиционный климат Китая

Для активизации процесса экономического развития страны важное значение придается привлечению  иностранного капитала. Китай использует различные каналы привлечения средств в форме займов и кредитов, прямых капиталовложений.

Кредиты и займы обеспечили значительную часть привлеченных средств. На них пришлось свыше 70% реализованных  инвестиций. Кредиты иностранных  правительств, кредиты международных  финансовых организаций предоставляются, как правило, на льготных условиях. На них приходится до 50% общего объема кредитов и займов КНР.

За счет кредитов иностранных  правительств и международных финансовых организаций финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65% которых сосредоточено  в отраслях энергетики, транспорта и связи. Часть средств используется также на развитие сырьевой промышленности, мелиорацию, охрану окружающей среды, науку, здравоохранение.

Значительная доля кредитов, полученных от международных финансовых организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай вступил в 1980г. одновременно с вступлением в Международный валютный фонд.

Наиболее выгодными  для Китая были кредиты, предоставляемые  структурным подразделением Мирового Банка — Международной ассоциацией  развития. Все кредиты данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия в размере 0,75% годовых). Они предоставляются на 50 лет с десятилетним льготным периодом. На кредиты по линии Международной ассоциации развития приходится около 40% общего объема кредитов, полученных Китаем от Мирового Банка9.

Показатели, характеризующие  долговое положение КНР, не вызывают опасений. Коэффициент долговой ответственности (отношение внешнего долга и ВНП) не превышает 15% при опасной границе  в 20%. Коэффициент устойчивости задолженности (отношение внешнего долга к годовому экспорту) не превышает 80%.

Широкое развитие международной  производственной кооперации способствовало расширению экспорта и улучшению  его товарной структуры. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР в 1989г. составила 15%, в 1992г. этот показатель достиг 19,8%, а в 1996г. - уже 25,2%. Привлечение иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной, электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.

Особую роль в области  открытой внешнеэкономической политики играют приморские районы страны. На них  приходится около 80% предприятий с  участием иностранного капитала, функционирующих  в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности режима для иностранных инвестиций.

Все вышеперечисленные  меры КНР по привлечению в страну иностранных инвестиций привели к тому, что в 2002 Китай потеснил США с места самого крупного в мире получателя прямых иностранных инвестиций - 53 миллиардов долларов США, при тенденции роста на 13 % в год, что особенно впечатляет на фоне общего падения объемов прямых иностранных инвестиций в экономики развивающихся стран на 25%. Китайское правительство предсказывает, что объем прямых иностранных инвестиций вырастит до 100 миллиардов в 2006. До сих пор ведущие инвесторы к Китайской экономике были США, Япония, Тайвань и Сингапур, но и на данный момент сохраняются значительные возможности для инвесторов из других регионов мира, особенно из Европы.

3.3. Роль СЭЗ  в экономике Китая

Составной  частью   экономических   реформ   Китая   стала   «политика открытости». Это политика  привлечения  иностранного  капитала  в китайскую экономику в виде  займов,  прямых  инвестиций,  организации  СП  с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая свободная экономическая  зона была создана в маленькой  деревушке Шэньчжэнь в 1979  г.  Менее  чем  через  10  лет  Шэньчжэнь  превратилась  в современный город с  населением  в  2  млн.  чел.,  а  в  1990  г.  там  уже  действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала,  причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 –  полнстью иностранными. 10

К началу 2002 г. в Китае  было 6 специальных экономических  зон,  более 30 государственных зон экономического и технического развития,  14  открытых портов, а так же иные  зоны  свободной торговли,  таможенные  пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый  статус.  СЭЗ являются наиболее экономически  развитыми регионами страны.  4  из  6  СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ  Шэньчжэнь  включает  17,5  тыс.  предприятий  с   общим   объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85%  приходится  на  Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника,   машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие  технологии.  Объем  экспорта  промышленной продукции в 2001 г. - $7,5 мрлд.

 СЭЗ  Чжухай  насчитывает  около  4980   предприятий   с   иностранными  инвестициями. Вложения направлены  в  сферу  услуг,  тяжелую   промышленность, электронику, портовое  и  дорожное  строительство   и  т.д.  80%  капитала  – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий  с иностранным  капиталом  на  сумму  $15 млрд., из которых 80%  -  из  Тайваня.  Основные  отрасли  инвестирования  –электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного  капитала  в области нефтехимии, портовой и др.  инфраструктуры,  производства  одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций - $3,5  млрд.,  из  которых 95%  поступают  от  китайских   соотечественников   в   Гонконге,   Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд. СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405  проектов  в автомобилестроении,   электронике,    приборостроении,    телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. 

 В 1984 г. было принято  решение  об  «открытии»  14  городов-портов  на побережье  Желтого, Восточно-Китайского и  Южно-Китайского  морей.  Фактически – это территории с 20-ти млн. населением включают  в  себя  весь  приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов. Эти 14 городов, открытых  для  мирового  рынка  и  интернационализации производства не относились  к бедствующим районам с самого  начала.  Они давали 23% всего промышленного производства Китая,  а их  доля  в экспорте страны составляла 40%, суммарная мощность этих  портов  – 97%,  как видно, этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая.

 В открытых  районах   с  льготным  режимом  хозяйственной   деятельности размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие  технологии  с  участием иностранного капитала, функционирует  экспортоориентированное   производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города  можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были  затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.

Приморские «открытые» города ориентированы на  развитие  прибрежных  и внутренних регионов Китая. В них  действуют  значительные  налоговые  льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких  технологий  равен  15%, подоходный  налог  на  дивиденды,  проценты,  рентные  платежи,  роялти   из открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). 

«Открытые»  порты   получили   значительные   свободы   в   проведении экономической  политики. Им можно, например, принимать  законодательные  акты, регулирующие  поток   иностранного   капитала,   в   том   числе   и   части дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной  платы за землю и т.д.

«Открытые» города-порты  дают 40% экспорта и  почти  100%  грузооборота морских  портов.  Производительность  здесь  на  2/3  выше  среднекитайского уровня.

Такие признанные авторитеты в области ИТ, как  Motorola,  IBM,  Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и  др.  создают в   середине   90-х   годов   в   крупнейших   городах   Китая   собственные  исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с  новейшими технологиями  тысячи  и  десятки   тысяч   китайских   инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств  на  различные некоммерческие  программы,  фонды,  гранты,   щедро   финансируют   обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах  Старого  и  Нового  Света. 

Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

1.  Подавляющее   большинство   вкладов   (около   80%   иностранных инвестиций) в  СЭЗ вложено лицами китайского   происхождения, прежде всего из Гонконга.  Инвестиции   транснациональных            корпораций, способных на создание  крупномасштабных,  технических современных предприятий  пока  направляются  главным  образом  в другие районы Китая. С  этим  связан  меньший,  в  сравнении  со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.

2. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы,  что влияет  на            темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание            СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем  во  внутренних            районах КНР.)

3. Дефицит сырья и энергии.

4. Отсутствие единого закона по СЭЗ.

5. Злоупотребления со  стороны инвесторов:  китайские организации            занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования  (часто  устаревшего  или  низкокачественного)   по завышенным ценам; процветает  сверхэксплуатация  работников  СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

Информация о работе Валютно-финансовая система Китая