Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности валютных операций, управления ими и порядок их проведения. Для достижения указанной выше цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты проведения валютных операций коммерческими банками
изучить федеральные законы связанные с валютными операциями
проанализировать внутренний валютный рынок страны
Валютные операции— это операции, связанные с куплей-продажей иностранной валюты, использованием иностранной валюты в качестве средства платежа, использованием национальной валюты при осуществлении внешнеэкономической деятельности, ввозом из-за рубежа и вывозом за рубеж, пересылкой валютных ценностей.
В последние годы в нашей стране сложилась новая экономическая ситуация, характеризующаяся рядом отличительных черт, к которым относится, в первую очередь, рост численности негосударственных экономических структур.
Происходят изменения и в законодательстве о банках, в том числе в направлении расширения международной деятельности коммерческих банков. При осуществлении международных сделок встает вопрос о валютных операциях как форме банковского участия в них. Многие коммерческие банки, получив лицензию на проведение валютных операций, столкнулись с трудностями по их проведению.
В этой связи возникает необходимость изучения и использования опыта работы банков на валютных рынках и механизма проведения валютных операций на нем.
Расширяющиеся международные связи, возрастающая интернационализация хозяйственной жизни вызывает объективную необходимость изучения обмена одних национальных денежных единиц на другие.
Реализация этой необходимости происходит через особый валютный рынок, где под влиянием спроса и предложения стихийно формируется валютный курс, а валютные операции становятся подчас одними из основных операциями коммерческих банков.
В данной работе предполагается изучение валютных операций коммерческих банков, рассмотрение наиболее важных и ключевых понятий данного вопроса. Актуальность данной темы тесно переплетается с процессами, происходящими в структуре экономики России.
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей. Таким образом, сделки в иностранной валюте движимы фактором сосуществования международной торговли и национальных валют.
Современный валютный рынок представляет собой сложную и динамичную экономическую систему, которая функционирует в рамках всего мирового хозяйства. Валютный рынок непрерывно развивался, усложнялся и приспосабливался к новым условиям, прошел путь от локальных центров торговли векселями в иностранных валютах до фактически единственного, подлинного международного рынка, экономическую роль которого трудно переоценить. Вместе с развитием и совершенствованием валютного рынка развивались и совершенствовались валютные операции, появлялись новые их виды, улучшалась техника их проведения.
Банковская деятельность
в области осуществления
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности валютных операций, управления ими и порядок их проведения.
Для достижения указанной выше цели поставлены следующие задачи:
При учете валютных, экспортных, импортных операций бухгалтер руководствуется нормативными документами, которые можно в основном разделить на две группы. К первой группе относятся те из них, которые составляют законодательные и нормативные акты в области валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности и валютного контроля на территории России. Вторую группу документов составляют те, которые регламентируют методологию бухгалтерского учета валютных операций и внешнеэкономической деятельности.
Основой валютного законодательства в Российской Федерации является Закон РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В рамках этого Закона приняты нормативные документы по конкретным вопросам валютного регулирования. Все законодательные и нормативные документы определяют нормы и правила совершения операций в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, устанавливают методы контроля и меры ответственности за нарушения валютного законодательства во внешнеэкономической деятельности.
В Законе РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" даны важные понятия. В частности, в статье 6 дано понятие о субъектах валютных отношений, которыми являются "резидент" и "нерезидент".
Резидентами являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
б) юридические лица, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации;
г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами;
д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта.
Согласно п. 6 ст. 1 указанного Закона, к нерезидентам относятся:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся на ее территории;
б) юридические лица, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств и с местонахождением за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
д) находящиеся в Российской
Федерации филиалы и
осуществление международных денежных переводов.
По действующему Закону № 173-ФЗ все операции, связанные с иностранной валютой, подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим операциям относятся:
- получение и предоставление отсрочки платежа на срок не более 180 дней;
- переводы в Россию
и из нее иностранной валюты
в оплату по импортно-
- переводы в Россию
и из России доходов,
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
переводы в Россию и из нее неторгового характера.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
- получение и предоставление отсрочки платежа на срок более 180 дней;
- вложения в уставный капитал другого предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
- приобретение ценных бумаг других предприятий;
- переводы в оплату зданий и иного имущества;
- предоставление или получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.
Положение Банка России от 18 июля 2005 года №173-ФЗ об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденное приказом Банка России от 26 июля 2006 года № 403, отменило ограничения (разрешения) Центрального банка Российской Федерации на некоторые виды валютных операций, связанных с движением капитала.
После выхода этих документов без разрешения Банка России можно совершать нижеперечисленные валютные операции, связанные с движением капитала.
1. Переводы федеральными
органами исполнительной
2. Переводы резидентами
- как юридическими, так и физическими
лицами - иностранной валюты в
оплату за участие в
3. Зачисления резидентами
- некоммерческими организациями
на свои валютные счета в
банках переводов от
4. Резиденты имеют
право переводить страховые
5. Резидентам разрешено
переводить в пользу
6. Резиденты могут
переводить алименты, пенсии, государственные
пособия, доплаты и
7. Резидентам разрешено
переводить иностранную валюту
из Российской Федерации, а
нерезидентам переводить ее в
Российскую Федерацию в
8. Юридические и физические лица - как резиденты, так и нерезиденты - имеют право получить от уполномоченных банков и соответственно возвращать им кредиты в иностранной валюте на срок не более 180 дней. При этом необходимым условием является наличие полномочий у банка на предоставление кредитов в иностранной валюте.
Также могут выплачиваться банками и соответственно приниматься ими проценты за пользование кредитами в иностранной валюте, суммы штрафных санкций, которые согласно договора должны уплачиваться в иностранной валюте в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по предоставлению и возврату кредитов.
9. Резиденты получили
право покупать за иностранную
валюту у уполномоченных
Банк может оплатить вексель в иностранной валюте или в рублях в соответствии с законодательством; резидент может продать вексель уполномоченному банку как за рубли, так и за иностранную валюту.
10. Физические лица
имеют право переводить
11. Большое значение для экспортеров и импортеров имеет предоставление права на возврат ими нерезидентам, а также нерезидентами резидентам авансовых платежей предоплаты по экспортно-импортным контрактам. Следует иметь в виду, что резидент может вернуть нерезиденту полученные от него авансы в сумме, не превышающей сумму авансов, оплаченных резиденту нерезидентом. Возвращенные резиденту авансы должны быть зачислены на его текущий валютный счет в уполномоченном банке Российской Федерации.
Очень важным является право резидентов - как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей - переводить из Российской Федерации или на счет нерезидента в уполномоченном банке РФ платежи за импортируемые товары после их ввоза в Российскую Федерацию независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления до даты платежа, а также за импортируемые работы и услуги после их приема независимо от срока, прошедшего от даты их приема до даты платежа.
Теперь не имеет значения для резидентов и срок, прошедший с момента поступления на их валютные счета в уполномоченном банке суммы в оплату за экспорт товаров, работ и услуг до таможенного оформления товаров на экспорт, до даты приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг. Если этот срок превышает 180 дней, то разрешения Центрального банка Российской Федерации не требуется.