Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности валютных операций, управления ими и порядок их проведения. Для достижения указанной выше цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты проведения валютных операций коммерческими банками
изучить федеральные законы связанные с валютными операциями
проанализировать внутренний валютный рынок страны

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Либерализация валютного и внешнеторгового режима при отсутствии системы действительного валютного контроля способствовала ухудшению валютного положения страны. В результате усилилась утечка капиталов из России. Стремительное падение валютного курса рубля углубило инфляционные процессы.

Анализ данных, полученных на основе отчетности 1024 уполномоченных банков, показал, что в декабре 1996 г. по сравнению с ноябрем 1996 г. произошло  резкое увеличение всех показателей  движения наличной иностранной валюты через уполномоченные банки. Прежде всего это касается объемов ввоза и продаж наличной иностранной валюты физическим лицам.

Следует отметить, что  подобные тенденции динамики показателей  ввоза и обращения наличной иностранной  валюты характерны для конца 1996 г. и  наблюдаются начиная с 1994 г. Это связано не только с увеличением свободных денежных средств, получаемых населением в виде вознаграждений за год и других выплат по итогам года, но и с сохраняющимся интересом к наличной иностранной валюте как абсолютно ликвидной и надежной форме сбережений.

В декабре 1996 г. в Российскую Федерацию уполномоченными банками  было ввезено 3974 млн. долл., что на 807 млн. долл. (26%) больше, чем в ноябре. При этом операции по ввозу наличной иностранной валюты активизировали не только уполномоченные банки, являющиеся основными операторами на этом сегменте валютного рынка. В целом за 1996 г. ввоз наличной иностранной валюты составил 33,8 млрд. долл. против 20,5 млрд. долл. в 1995 г., т.е. он увеличился на 65%.

Объем продаж уполномоченными банками наличной иностранной валюты физическим лицам в декабре по сравнению с ноябрем 1996 г. увеличился на 1169 млн. долл. (21%) и достиг 6740 млн. долл. Наряду с этим на 274 млн. долл. (11%) возрос и размер покупки уполномоченными банками наличной иностранной валюты у физических лиц.

Прямым следствием происшедшего в декабре 1996 г. изменения спроса и предложения со стороны физических лиц на рынке наличной иностранной  валюты стало резкое увеличение ее оборота через обменные пункты уполномоченных банков. По отношению к ноябрю 1996 г. он возрос на 18% и составил 9552 млн. долл.

В декабре 1996 г. валютно-обменные операции физических лиц — резидентов на внутреннем валютном рынке достигли максимальной интенсивности.

В первую очередь это  выразилось в увеличении почти на 1 млрд. долл. (20%) в декабре 1996 г. относительно ноября объемов продаж уполномоченными банками наличной иностранной валюты этой категории населения. В результате общая сумма продаж декабря превысила 6 млрд. долл., что явилось абсолютным максимумом за весь период мониторинга за процессами обращения наличной иностранной валюты начиная с 1994 г. При этом с учетом изменения объемов покупок уполномоченными банками наличной иностранной валюты показатель ее чистых продаж (сальдо продаж-покупок) физическим лицам-резидентам в декабре по отношению к ноябрю увеличился на 28% и составил почти 3,5 млрд. долл.

Неоправданно большие  потери возникли в связи с предоставлением  валютных льгот. Широкие масштабы приобрели  бартерные операции как форма  уклонения от валютного контроля.

Необходимо принять  дополнительные меры по налаживанию  действенного валютного контроля в  РФ в целях пресечения сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты за границу. ЦБ РФ считает необходимым  создание Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, а также осуществление более эффективного контроля за движением средств на корреспондентских счетах российских коммерческих банков в зарубежных банках. Следует усилить ответственность за нарушение валютного и таможенного законодательства. В настоящее время ЦБ РФ уже разработана Инструкция от 15 ноября 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары». Подготавливаются другие нормативные материалы.

После присоединения  России к Международному валютному  фонду произведены дальнейшие меры по либерализации порядка вывоза и пересылки из страны и ввоза  и пересылки в страну валюты России, а также по установлению лимитов  открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 41); изменен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте России (приказ ЦБ РФ от 28 мая 1996 г. № 196); введена новая отчетность по конверсионным операциям уполномоченных банков, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 42).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок осуществления валютных операций.

 

Порядок осуществления  валютных операций, принципы валютного регулирования и валютного контроля установлены Федеральным законом от10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон).

В соответствии с Законом к валютным операциям относятся:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
  • перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ;

К валютным ценностям  относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

К иностранной валюте относятся:

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах,

К внутренним ценным бумагам  относятся:

  • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
  • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ,

К внешним ценным бумагам  относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

При проведении валютных операций коммерческие организации-резиденты  могут осуществлять расчеты с резидентами и нерезидентами.

К резидентам, в частности, относятся:

  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и находящиеся за пределами территории РФ, их филиалы, представительства и иные подразделения.

К нерезидентам, в частности, относятся:

  • физические лица, не относящиеся к указанным ранее физическим лицам-резидентам;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства, другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц и организаций-нерезидентов.

С 1 января  2007г. валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.

При экспорте товаров, работ, услуг организация получает валютную выручку, которая подлежит обязательному зачислению на валютный счет организации в уполномоченных банках РФ, если иное не разрешено законом.

При импорте товаров  организации осуществляют перевод  иностранной валюты в качестве оплаты их поставщикам со своего валютного счета.

Для проведения этих операций организации имеют право покупать или продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ. Иностранная валюта может быть куплена и продана на внутреннем валютном рынке только через уполномоченные банки.

Под куплей-продажей иностранной валюты через уполномоченный банк следует понимать приобретение (отчуждение) иностранной валюты по договору купли-продажи с уполномоченным банком, а также приобретение (отчуждение) иностранной валюты посредством заключения с уполномоченным банком договоров комиссии или договоров поручения в которых комиссионером или поверенным выступает уполномоченный банк.

Требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты устанавливаются для кредитных организаций Центральным банком РФ.

Основаниями для покупки  иностранной валюты могут быть платежи  поставщикам по контрактам (договорам) об импорте товаров, выдача иностранной валюты на командировочные расходы при загранкомандировках и т. д.

До апреля 2006 г. организации должны были обязательно продавать часть полученной экспортной валютной выручки не внутреннем валютном рынке РФ.

Обязательная продажа  части валютной выручки организации  производилась через уполномоченные банки Центральному банку РФ по курсу  иностранных валют к валюте РФ, складывающемуся на внутреннем валютном рынке РФ на день продажи.

Правила обязательной продажи  иностранной валюты и перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ, установлены Инструкцией ЦБ РФ от 30.03,2004 № 111-И.

В данную инструкцию указанием  ЦБ РФ от 29.03.2006 1676-У были внесены изменения согласно которым обязательная продажа части валютной выручки юридических лиц резидентов должна осуществляться в размере 0 процентов, т. е. фактически норма об обязательной продаже части валютной выручки в настоящее время не действует.

В соответствии с установленным инструкцией ЦБ РФ порядком при поступлении валютной выручки она полностью зачисляется на транзитный валютный счет организации в уполномоченном банке.

Уполномоченный банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет организации, направляет ей уведомление по форме, установленной уполномоченным банком, с обязательным указанием следующей информации:

  • номер и дата уведомления;
  • наименования уполномоченного банка и юридического лица, указанного в договоре банковского счета;
  • номер транзитного валютного счета резидента, на который поступила (зачислена) иностранная валюта, дата зачисления и сумма (цифрами и прописью) зачисленной иностранной валюты.

В связи с отменой обязательной продажи части валютной выручки поступившая иностранная валюта с транзитного счета переводится на текущий валютный счет организации.

Уполномоченные банки  по поручению организации могут  продавать средства в иностранной валюте, находящиеся на ее текущем валютном счете, другим организациям через валютные биржи, непосредственно уполномоченному банку или ЦБ РФ.

Для этого организация должна дать уполномоченному банку распоряжение об осуществлении продажи иностранной валюты по форме, установленной уполномоченным банком.

Распоряжение юридического лица — резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей  и оттиска печати, с приложением печати юридического лица — резидента.

Денежные средства в рублях, полученные организацией от продажи уполномоченным банком средств в иностранной валюте, подлежат обязательному зачислению в полном объеме на расчетный счет этой организации, указанный в его распоряжении, и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством РФ.

Бухгалтерский учет экспортно-импортных  операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности подробно изложен в соответствующем разделе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валютные риски и методы их управления.

 

Валютный риск, или  риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов.

Информация о работе Валютный контроль