Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:37, курсовая работа
Задачами курсовой работы является рассмотрение:
- системы валютного регулирования,
-текущего состояния валютного рынка
-определение тенденций к возможным резким скачкам спроса и предложения валюты.
1. Система валютного регулирования в России. 6
1.1 История преобразования системы валютного регулирования. 6
1.2 Характеристика валютных правоотношений. 8
1.3 Регулирование валютного курса. 13
1.4 Правовое регулирование валютного контроля. 14
1.5 Ответственность за нарушение правил о валютных операциях. 16
2. Современное состояние, проблемы и тенденции развития валютного рынка в России. 20
2.1 Понятие валютного рынка, валютного курса и валютных операций. 20
2.2 Основные этапы развития международного валютного рынка. 29
2.3 Становление валютного рынка в России. 42
2.4 Факторы, воздействующие на валютный рынок. 46
Заключение. 52
Список использованной литературы.. 54
СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3
1. Система валютного регулирования в России. 6
1.1 История преобразования
1.2 Характеристика валютных
1.3 Регулирование валютного курса. 13
1.4 Правовое регулирование
1.5 Ответственность за нарушение правил о валютных операциях. 16
2. Современное состояние, проблемы и тенденции развития валютного рынка в России. 20
2.1 Понятие валютного рынка,
2.2 Основные этапы развития международного валютного рынка. 29
2.3 Становление валютного рынка в России. 42
2.4 Факторы, воздействующие на валютный рынок. 46
Заключение. 52
Список использованной литературы.. 54
В процессе предоставления предприятиям
хозяйственной самостоятельност
Возникшие в первые годы формирования рыночных отношений коммерческие банки стали обслуживать предприятия, осуществляющие экспортные и импортные операции, и получили возможность самостоятельного осуществления операций с иностранной валютой.
Резко возрос оборот как наличной, так и безналичной иностранной валюты в Российской Федерации. Государство утратило возможность самостоятельно осуществлять полный контроль за проведением валютных операций всеми субъектами внешнеэкономической деятельности.
В то же время осуществление контроля за валютными операциями коммерческих банков, а также за осуществлением экспортных и импортных процедур предприятий приобрело новое чрезвычайно важное значение, поскольку государство потеряло возможность полного распоряжения поступающей на счета предприятий иностранной валютой и нуждалось в источниках пополнения своих валютных резервов и налоговых поступлений в бюджет.
Кроме того, для поддержания стабильности экономики и защиты валюты Российской Федерации (рубля), обеспечения возможности проведения государственной экономической политики возникла необходимость оказывать влияние на деятельность субъектов экономических отношений при помощи не только административных, но и экономических рычагов воздействия.
Для достижения этих целей потребовались новые законодательные акты, регламентирующие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, определяющие порядок осуществления валютного контроля, полномочия и обязанности государственных органов, юридических и физических лиц в области валютных операций.
В настоящее время уже создана система нормативно-правовых актов, строго регламентирующих круг разрешенных валютных операций и порядок их проведения. Основой этой системы стал федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 года. Кроме того, существует большое число актов, изданных различными государственными органами (Президентом Российской Федерации, Правительством, Центральным Банком, Государственным таможенным комитетом, Министерством внешнеэкономических связей).
Следует отметить, что действующее валютное законодательство нельзя считать окончательно сформированным, оно развивается в соответствии с изменяющимися экономическими условиями: принимаются новые нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые, отменяются документы, содержащие устаревшие положения, не отвечающие задачам, поставленным экономической политикой государства. В то же время, все изменения, вносимые в валютное законодательство, базируются на принципах, изложенных в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».
Актуальность проблемы организации
валютного регулирования
Надо отметить, что ситуация на валютном рынке, как правило, развивается медленно, имея определенные тенденции, однако, ей свойственны и кризисы, которые, как например, в августе 1998г., оказывают чрезмерное сильное и, как правило, отрицательное влияние на экономику России, а также на стабильность в обществе.
С другой стороны нельзя забывать, что на текущий курс валюты той или иной страны по отношению к другой влияет в первую очередь состояние экономики в основных отраслях производства, а также другие причины, выявление которых ставится целью курсовой работы на тему: «Валютное регулирование и валютный рынок в России: состояние, проблемы и тенденции развития».
Задачами курсовой работы является рассмотрение:
- системы валютного
-текущего состояния валютного рынка
-определение тенденций к возможным резким скачкам спроса и предложения валюты.
Работа написана на основе нормативно-правовой базы и учебно-методических пособий по мировой экономике, а также современных публикаций в прессе по состоянию и тенденциям развития валютного рынка.
Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.
Валютное регулирование в СССР отражало все наиболее характерные черты валютной монополии государства. Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР), осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль.
Ситуация изменилась во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности, а следовательно, и появлением возможности использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны. Данные процессы активно стимулировались начавшейся в это же время широкомасштабной реформой банковской системы, приведшей к бурному росту разветвленной сети уполномоченных (получивших право на проведение валютных операций) банков, осуществляющих международные расчеты.
Однако, происшедшие изменения
структуры государственного устройства
СССР, образование суверенного
В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.
В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита валюты РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.
Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт «агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Несмотря на то, что Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоит исправить, он является главным источником валютного законодательства РФ и важнейшей вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в тексте закона детализированных норм является скорее плюсом, чем минусов рассматриваемого закона – закрепление на продолжительный срок определенного набора валютных ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграции нашей страны в мировую экономику и не позволило бы оперативно решать возникающие в сфере валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.
Можно выделить несколько групп правоотношений, которые регулируются валютным законодательством: правоотношения, складывающиеся в процессе владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ; правоотношения, в которые вступают резиденты и которые приводят или должны привести к возникновению прав на валютные ценности вне зависимости от нахождения на территории РФ; правоотношения, складывающиеся в связи с расчетами между нерезидентами и резидентами в валюте РФ; правоотношения, складывающихся в связи с осуществлением контроля за реализацией правоотношений первых трех групп.
Валютные правоотношения обладают определенными специфическими особенностями: они возникают, развиваются и прекращаются в связи с обращением специфического объекта (валютных ценностей – ограниченно оборотоспособных вещей) или в связи с участием в расчетах нерезидента; они, как правило, постоянно находятся под контролем органов и агентов валютного контроля; они, как правило, отражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере над частноправовыми.
Субъектами валютных правоотношений являются 2 категории: резиденты и нерезиденты. Под объектами валютных правоотношений понимают: валюту РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранную валюту и валютные ценности. Содержание валютного правоотношения включает в себя право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов.
Валютные отношения
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет систему юридических понятий регулирования валютных отношений и в первую очередь понятие «валюты РФ». Согласно статьи 1 Закона – это: а) рубли в виде банковских билетов ЦБ РФ и монеты; б) средства в рублях на счетах в кредитных учреждениях в РФ; в) средства в рублях на счетах в кредитных учреждениях за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использовании валюты РФ в качестве законного платежного средства). Валюта и деньги - понятия не идентичные. Валюта, являясь формой денег, имеет одну специфическую особенность: ее нацеленность на мировой рынок, на обслуживание международных экономических отношений. Таким образом, валютой становятся те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщего эквивалента.
Валюта РФ имеет 3 основные особенности: национальной валютной единицей является рубль РФ, законодательно введенный в обращение в 1993 году; согласно названного Закона, в качестве валюты выступают не реальные деньги (золотые или серебряные монеты, обладающие собственной стоимостью соответствующего драгоценного металла), а их функциональные формы: банкноты, монеты, записи по счетам – символы стоимости; определение в законе двух разных степеней «материализации» валюты – традиционные монеты и банкноты, а также записи на счетах.
Закон содержит формулировку «иностранной валюты» (ст.3), под которой понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе стран; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Указанные выше 3 характеристики российской валюты, применимы и к иностранной валюте.