Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:37, курсовая работа
Задачами курсовой работы является рассмотрение:
- системы валютного регулирования,
-текущего состояния валютного рынка
-определение тенденций к возможным резким скачкам спроса и предложения валюты.
1. Система валютного регулирования в России. 6
1.1 История преобразования системы валютного регулирования. 6
1.2 Характеристика валютных правоотношений. 8
1.3 Регулирование валютного курса. 13
1.4 Правовое регулирование валютного контроля. 14
1.5 Ответственность за нарушение правил о валютных операциях. 16
2. Современное состояние, проблемы и тенденции развития валютного рынка в России. 20
2.1 Понятие валютного рынка, валютного курса и валютных операций. 20
2.2 Основные этапы развития международного валютного рынка. 29
2.3 Становление валютного рынка в России. 42
2.4 Факторы, воздействующие на валютный рынок. 46
Заключение. 52
Список использованной литературы.. 54
Более широким является понятие «валютные ценности», в содержание которого входят: иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы); природные драгоценные камни. К последним двум группам не относятся ювелирные изделия и лом этих изделий.
Закон
«О валютном регулировании и валютном
контроле» формулирует понятия
Таким образом, основными критериями разделения субъектов, действующих на валютном рынке РФ, являются: создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства; их фактическое местонахождение или местожительство. В сфере валютных отношений резиденты и нерезиденты наделяются различными правами и обязанностями, в их отношении по-разному осуществляется валютный контроль.
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» также дает определение понятия «уполномоченные банки», под которыми подразумеваются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального Банка РФ на проведение валютных операций. Покупка и продажа иностранной валюты в РФ проводится только через уполномоченные банки, как непосредственно, так и через валютные биржи. Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение этих норм, являются недействительными.
Для
правильного понимания валютных
правоотношений принципиальное значение
имеет законодательное
Текущие валютные операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (в т.ч. на их оплату, включая получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, доходы, переводы и т.д.). Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложение российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот, и другой процесс (отток капитала или установление иностранного контроля за отдельными предприятиями) могут иметь негативные последствия для отечественной экономики. Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции связанные с движением капиталов подлежат жесткому контролю со стороны государства, в лице соответствующих органов.
Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или иная регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей, а их введение может диктоваться как политическими, так и экономическими мотивами. Валютные ограничения известны законодательству большинства экономически развитых стран и включают в себя: централизацию валютных операций в центральных (национальных) банках; лицензирование валютных операций; право на полное или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной выручки экспортеров (полностью или частично) центральному или уполномоченным банкам; ограничение обратимости валют и т.д.
Законодательные ограничения операций с валютными ценностями – одна из форм валютной политики РФ, которая может применяться как к текущим операциям, так и к операциям связанным с движением капитала. Одним из объектов валютных ограничений является валютные права предприятий и населения. Деятельность предприятий-экспортеров регулируется с помощью экспортных лицензий, экспортно-импортных тарифов, обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем рынке РФ. Российские предприятия могут покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом только с разрешения ЦБ РФ.
В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами РФ наличной национальной валюты на сумму свыше определенной суммы. Другим важнейшим валютным ограничением является официальный запрет обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства на территории РФ.
В
качестве смягчающего момента в
валютной политике РФ можно назвать
предоставленное гражданам
В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» Банк России осуществляет установление официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, используемых при расчетах доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета без обязательства осуществлять операции купли-продажи иностранных валют по указанным курсам.
Банк России каждый рабочий день
не позднее 12 часов по московскому
времени устанавливает
- официальный курс доллара США
к российскому рублю
- официальные курсы других
- официальные курсы валют с ограниченной конверсией к рублю РФ устанавливаются на основе официального курса $US к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ и котировок данных валют к $US на московском биржевом и внебиржевом валютных рынках;
- официальные курсы валют стран,
Основы правового
Основными направлениями валютного контроля являются: проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. Названные функции позволяют предположить, что кроме проверки законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их целесообразностью.
Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и агентами валютного контроля. С точки зрения полномочий одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроля определены уполномоченные банки.
В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие функции в сфере валютных отношений является Центральный банк РФ, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в иностранной валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.
Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относится Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ.
В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали Инструкцию № 86-И от 13.10.99 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». Основная задача, которая решается названными нормативными документами – пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции предприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляет паспорт сделки – формализованный документ, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенные органы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки по данному контракту.
Основные виды ответственности установлены пунктом 1 статьи 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»: а) взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам; б) взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций; ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка; непредставление или несвоевременное предоставление органам или агентам валютного контроля документов или информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая либо не была учтена; либо была учтена ненадлежащим образом; либо по которой документы и информация не были предоставлены в установленном порядке.
При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащие выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде: а) взыскания в доход государства сумм, указанных в пункте 1 статьи 14 Закона, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ; б) приостановление действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; в) других санкций, предусмотренных законодательством РФ.
Должностные лица юридических лиц-резидентов
и юридических лиц-
Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном.
В целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выручки на счета резидентов Указом Президента РФ от 21.11.1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» был установлен порядок, в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с названной таможенной территории, осуществляется только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами. Импортеры-резиденты обязаны ввезти товары в РФ, либо обеспечить возврат (в течении 180 дней) средств, ранее переведенных в оплату товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров.