Виды кризисов, функции и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Еще в ХVIII веке в основу первой воспроизводственной модели основателя физиократического направления экономической науки – выдающегося французского ученого Франсуа Кенэ – была положена методология повторения производственных процессов, их воспроизводства на каждом новом витке времени. Но сама идея экономических циклов сформировалась у другого французского ученого Клемента Жюгляра уже только в середине ХІХ столетия. До этого внимание ученых - экономистов привлекали не циклы, а только кризисы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….1-3
1. Цикличность развития экономических систем……………………..3-15
1.1. Виды циклов……………………………………………….……3-7
1.2. Экономические (промышленные) циклы……………….…..7-13
1.3. Причины экономических циклов……………………….….13-15
2. Виды кризисов, функции и динамика………………………………...15-20
3. Мировой финансовый кризис и экономический кризис России……………………………………………………………………….20-38
3.1. Действия США по выводу экономики из финансового кризиса………………………………………………………………..38-40
3.2. Действия Германии по выводу экономики из финансового кризиса………………………………………………………………..40-43
3.3. Действия Великобритании по выводу экономики из финансового кризиса. ……………………………………………..43-45
Заключение…………………………………………………………………45-50
Литература………………………………………………………………….50-52

Файлы: 1 файл

21. Кризис — основная фаза экономического цикла. Виды кризисов..docx

— 946.63 Кб (Скачать файл)

Амплитуда колебаний, глубина кризисов меняются, зависят от взаимодействия циклов разной продолжительности.

 

Функции кризиса.

Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет в  динамике волнообразного, противоречивого  движения систем три важнейшие функции:

- резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей  свой потенциал системы – разрушительная  функция;

- расчистку дороги для утверждения  первоначально слабых элементов  новой системы, будущего цикла - созидательная функция;

- испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы (обычно это одновременно сохраняющиеся элементы надсистемы и суперсистемы), которые аккумулируются, накапливаются, переходят в будущее (иногда частично модифицируясь) – наследственная функция.

Следовательно, кризис, при всей его  болезненности, — необходимый элемент  прогресса.

 

Динамика  кризиса.

Кризис переживает несколько стадий в своей динамике:7

- латентный, скрытый период, когда его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу; этот период совпадает с завершающим этапом фазы стабильного развития (зрелости) уходящего цикла и началом рождения в его недрах последующего цикла;

- период обвала, взрыва, стремительного  обострения всех противоречий, резкого  ухудшения всех показателей динамики  количественно преобладающей, но  уже обреченной системы, а заодно  и надсистемы. В этот период  набирают силу, открыто проявляются  и вступают в борьбу элементы  следующей системы, представляющей  будущее. Нарушается устойчивость  и возрастает альтернативность  вариантов развития надсистемы. Возможны и зигзаги, отступления,  задержки в выходе из кризиса; 

- период смягчения кризиса, создания  предпосылок для его преодоления,  перехода к фазе депрессии,  обеспечивающей временное равновесие (на нижнем уровне) между потерявшей  свою былую силу системой и  утвердившейся, показавшей свою  силу новой, которая на фазе  оживления (когда кризис и депрессия  уже позади) становится господствующей, преобладающей и готовится к  новому скачку своего подъема,  расцвета.

Длительность этих периодов, как  и самого кризиса, неодинакова, исход  нельзя считать заранее точно  предопределенным. Как и во всякой борьбе, возможны варианты, - но на общем  пути прогресса.

Кризисы всеобщи, они присущи любой  системе в живой и неживой  природе, в обществе, ибо без циклов нет развития, а без развития система мертва (абсолютно мертвых, стационарно неизменных систем практически нет). И в то же время нет двух абсолютно идентичных кризисов: каждый из них индивидуален, неповторим, имеет свой набор причин и факторов, свои ни с чем не схожие черты. Но это положение не абсолютно, не найти двух кризисов, в которых не обнаруживается сходство тех или иных черт. Это дает основание для типологии кризисов, их классификации по тому или иному основанию (критерию).

3. Мировой финансовый кризис и экономический кризис России.

Экономический кризис, окутавший Россию на исходе 2008 года, набрал весомый размах и уже сейчас способен ударить по карманам миллионов жителей страны. Сейчас можно только догадываться о том, что ждёт Россию и её население, ведь мировой финансовый кризис оставил свой след не только на жителях, но и на многих компаниях, неуклонно продолжая набирать свои обороты.

Аналитики считают, что именно мировой  кризис «вскроет» неготовность современных  компаний к действительной конкуренции. Другие склоняются к мнению, что  экономический кризис способен даже создать целую волну перспективных  проектов в сети Интернет, ведь для  большинства компаний именно реклама  в сети – надёжный и неугомонный  источник поиска платёжеспособных клиентов, а, следовательно, и немаловажный способ заработка.

Конкурентоспособные компании уже  сейчас должны принимать любые антикризисные  действия с целью поддержания  своих позиций на должном уровне. Современное население не совсем готово к борьбе, когда мировой  финансовый кризис захватывает все  новые отрасли экономики. Многие не ощущают всю сущность возникшей  проблемы, а если даже и ощущают, то не знают какие стоит принимать  решения.

Главная задача во время мирового финансового кризиса заключается именно в отстаивании своих позиций путём оценивания работоспособности компании в целом, либо оценки адекватности сотрудников. Таким образом, компания делает «естественный отбор» среди своих работников.

Предугадать окончание экономического кризиса, постигшего сегодня Россию, практически невозможно, но специалисты  делают ставки на конец 2009 года. На сегодняшний день мировой экономический кризис «готовится» к Новому Году, поэтому штурмовать свои возможности и загибать планку «выше крыши» желают далеко не многие компании. Статистика показывает, что мировой финансовый кризис значительно снижает спрос на продукцию среднего ценового диапазона.

Кризисные явления, ставшие неотъемлемой частью жителей России, выглядят следующим образом: заработные платы снизились до 60%, сократилось не менее 40% рабочих, а количество рабочих дней существенно сократилось до 30%. 8

Мир борется с финансовым кризисом. Причиной мирового кризиса явилась  глобальная перекапитализация фондовых рынков. Именно «глобальная». Перекапитализированными оказались рынки и развитых и развивающихся стран. Это означает, что и выход их кризиса во многом зависит от единой стратегии борьбы. Уже очевидно, что финансовый кризис перерос в масштабный экономический. Это означает, что при выработке или корректировке мер борьбы с финансовым кризисом необходимо обязательно иметь в виду это важное обстоятельство.

Начиная с сентября 2008 года, в России началась реализация масштабного перечня мер финансовой поддержки субъектов экономики в связи с финансовым кризисом.

Во-первых, для поддержания ликвидности банковской системы был увеличен лимит размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозитах коммерческих банков. Так, 15 сентября Минфин России сообщил, что поднимает планку размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах с 668 млрд. рублей до 1,232 трлн. рублей. Однако уже через 2 дня, 17 сентября, и этот предел был увеличен. Минфин России предложил трем системообразующим банкам России - Сбербанку, Банку ВТБ и Газпромбанку привлечь на свои депозиты до 1 трлн. 126,6 млрд. рублей (Сбербанку РФ - 754,2 млрд. рублей, ВТБ – 268,5 млрд. рублей и Газпромбанку – 103,9 млрд. рублей). Таким образом, с учетом этого изменения объем размещения средств увеличился до 1 трлн. 514,2 млрд. рублей.

Во-вторых, очень оперативно, всего за 10 дней, был принят и подписан Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Как говорится в Справке к этому закону «Федеральный закон направлен на обеспечение принятия дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации в условиях негативного воздействия на неё мирового финансового кризиса». Суть принятых мер в следующем:

1. ЦБ размещает во Внешэкономбанке  депозиты из международных резервов  на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год по ставке LIBOR+1%. Из этих средств ВЭБ должен предоставить организациям кредиты для рефинансирования внешних долгов, возникших до 25 сентября 2008 года. Кредиты ВЭБ выдает сроком на 1 год под минимальную ставку LIBOR+5%.

2. Правительство размещает во  Внешэкономбанке средства Фонда  национального благосостояния на  сумму 450 млрд. рублей сроком на 11 лет под 7% годовых. Эти средства ВЭБ выдает на довольно хороших условиях: под 8% годовых без обеспечения по следующей схеме:

- Банку ВТБ – 200 млрд. рублей;

  • - Россельхозбанку – 25 млрд. рублей;
  • - Другим кредитным организациям – 225 млрд. рублей.
  • 3. ЦБ РФ предоставляет  Сбербанку субординированные кредиты без обеспечения на общую сумму 500 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8% годовых.

    4. Из нефинансовых мер в антикризисном пакете только одна. ЦБ РФ до 31 декабря 2009 года может заключать с кредитными организациями соглашения о компенсации им убытков связанных со сделками с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Проще говоря, ЦБ РФ подстраховывает банки на рынке межбанковского кредитования. 6 ноября 2008 года ЦБ РФ уже заключил такие соглашения с «МДМ-Банк», «Райффайзенбанк» и Сбербанком России.

    Предусматривается размещение Банком России компенсационного депозита в  кредитной организации и списание ею денежных средств с указанного депозита при отзыве лицензии на осуществление банковских операций у контрагента кредитной организации по сделкам на мбк. ЦБ РФ направил аналогичные предложения также ВТБ, Газпромбанку, АКБ «Росбанку», Юникредит Банку, Банку Москвы, Россельхозбанку, и Альфа-Банку.

    31 октября ВЭБ сделал заявление  о начале рефинансирования обязательств  российских компаний перед иностранными  финансовыми институтами. В частности,  ВЭБ одобрил кредитов на общую  сумму 7,8 млрд. долларов США ряду  компаний топливно-энергетического  комплекса, металлургической промышленности, строительной отрасли, транспорта  и связи. 

    Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства от 15 октября 2008 года № 766 «О внесении изменений в постановление  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2008 года № 18» до 175 млрд. рублей Фонда национального благосостояния может быть размещено на депозиты во Внешэкономбанке. Председатель Внешэкономбанка  В.А. Дмитриев отметил в связи  с этим: «Мы тем самым обеспечиваем диверсификацию Фонда национального  благосостояния, его работу в интересах  российского фондового рынка, и  одновременно решаем задачу по поддержанию  стабильности нашего фондового рынка  и обеспечению стабильности финансовой системы в целом».

    Из этих 175 млрд. рублей по состоянию  на 1 ноября 2008 года в ВЭБ поступило 45 млрд. рублей - на депозит со сроком до 21 октября 2013 г. и процентной ставкой 7% годовых. На фондовом рынке разместили порядка 20 млрд. в акциях и около 5 млрд. рублей в облигациях надежных российских эмитентов.

    13 октября 2008 года Президент  РФ подписал еще один Федеральный  закон № 171-ФЗ. Согласно принятым поправкам в закон «О Центральном банке Российской Федерации» ЦБ РФ получил право предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. При этом перечень рейтинговых агентств устанавливается самим ЦБ. Согласно постановлению ЦБ РФ № 323-П от 16 октября 2008 года для предоставления кредита необходимо наличие у кредитной организации международного рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «В-» по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s либо не ниже уровня «В3» по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service. Таким требованием в настоящий момент соответствуют около 120 банков. При этом до подписания постановления обсуждалась возможность использования не только международных рейтингов, но и рейтингов российских компаний.

    В итоге, с 20 октября по 10 ноября 2008 года, ЦБ РФ предоставил 690,8 млрд. рублей на срок от 33 до 91 дня по средневзвешенной ставке от 9,89% до 10,53%.

    Еще одной мерой государства  по спасению проблемных банков стало  принятие Федерального закона от 27 октября 2008 года №175-Ф3 «О дополнительных мерах  для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». В соответствии с этим законом  Агентство по страхованию вкладов (АСВ) наделяется новыми полномочиями:

    1. Оказание финансовой помощи инвесторам, готовым приобрести преобладающую долю акций (долю в уставном капитале) банка.
    2. При отсутствии потенциальных инвесторов на момент выявления признаков нестабильности финансового положения банка, предусматривается возможность передачи АСВ функций временной администрации банка, а также временного выкупа АСВ преобладающей доли акций (доли в уставном капитале) банка для целей её дальнейшей перепродажи.
    3. Передача третьим лицам обязательств банка, а также соответствующего им имущественного обеспечения.

    На выполнение этих целей государство  запланировало выделение 200 млрд. рублей в уставный капитал АСВ из федерального бюджета до конца 2008 года.

    Этим же Федеральным законом  «О федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов», утвержденный Президентом РФ 10 ноября 2008 года, предусмотрен еще ряд изменений  в федеральный бюджет 2008 года:

    1. Для рефинансирования ипотечных кредитов коммерческих банков предполагается увеличить уставный капитал АИЖК на 60 млрд. рублей.

    2. 75 млрд. рублей предусмотрено для увеличения уставного капитала ВЭБа. Увеличение уставного капитала ВЭБа связано с необходимостью «страховать действия ведущих банков по поддержанию операций на биржевом рынке».

    3. 175 млрд. рублей государство планирует выделить на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации в 2008-2009 годах. Можно предположить, что именно из этих средств государство намерено выделить авиакомпаниям кредит в размере 30 млрд. рублей для закупки топлива. Изначально эти средства были запланированы законопроектом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», одобренном в третьем чтении Государственной думой 31 октября 2008 года, на 2009 год. Однако впоследствии было решено начать использовать эти средства уже в 2008 году.

    Кроме того, в октябре 2008 года государственные власти адресно  поддержали следующие банки:

    1. «Собинбанк». Для проведения сделки ЦБ разместил в «Газоэнергопромбанке» долгосрочный депозит в 0,5 млрд. долларов США.
    2. «Связь-банк». Внешэкономбанк покупает Связь-банк, а Центробанк предоставит ВЭБу депозит на 2,5 млрд. долларов США.
    3. Банк «Глобэкс». По согласованию с Правительством РФ для поддержки банка «Глобэкс» ЦБ России выделяет Внешэкономбанку 2 млрд. долларов США в форме депозита сроком на один год.

    Информация о работе Виды кризисов, функции и динамика