Виды кризисов, функции и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Еще в ХVIII веке в основу первой воспроизводственной модели основателя физиократического направления экономической науки – выдающегося французского ученого Франсуа Кенэ – была положена методология повторения производственных процессов, их воспроизводства на каждом новом витке времени. Но сама идея экономических циклов сформировалась у другого французского ученого Клемента Жюгляра уже только в середине ХІХ столетия. До этого внимание ученых - экономистов привлекали не циклы, а только кризисы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….1-3
1. Цикличность развития экономических систем……………………..3-15
1.1. Виды циклов……………………………………………….……3-7
1.2. Экономические (промышленные) циклы……………….…..7-13
1.3. Причины экономических циклов……………………….….13-15
2. Виды кризисов, функции и динамика………………………………...15-20
3. Мировой финансовый кризис и экономический кризис России……………………………………………………………………….20-38
3.1. Действия США по выводу экономики из финансового кризиса………………………………………………………………..38-40
3.2. Действия Германии по выводу экономики из финансового кризиса………………………………………………………………..40-43
3.3. Действия Великобритании по выводу экономики из финансового кризиса. ……………………………………………..43-45
Заключение…………………………………………………………………45-50
Литература………………………………………………………………….50-52

Файлы: 1 файл

21. Кризис — основная фаза экономического цикла. Виды кризисов..docx

— 946.63 Кб (Скачать файл)

Согласно этому плану новые необеспеченные долги, возникшие до 30 июня 2009 года будут полностью защищены в случае невозможности их возмещения самим должником или в случае его банкротства. Это касается простых векселей, коммерческих ценных бумаг, межбанковского кредитования, и любой необеспеченной части обеспеченного долга. Покрытие будет прекращено 30 июня 2012 г., даже если срок покрытия будет приходиться на более позднюю дату.

Сразу на участие в программе  согласились девять крупных банков страны: Goldman Sachs Group Inc., Morgan Stanley, J.P. Morgan Chase & Co., Bank of America Corp. (включая вскоре приобретаемую Merrill Lynch), Citigroup Inc., Wells Fargo & Co., Bank of New York Mellon and State Street Corp.

 

3.2. Действия Германии по выводу экономики из финансового кризиса.

 

Правительство Германии согласовало  на встречах государств (4-12 октября), входящих в состав G8 и еврозоны, пакет мер  по преодолению финансового кризиса. В него включены следующие 8 пунктов:11

1. Правительство Германии  настоятельно просит ответственные  органы установить справедливые условия конкуренции посредством быстрой международной гармонизации применяемых стандартов финансовой отчетности. Необходимо внести ряд изменений, в том числе, относительно применения оценочных методологий в случае неликвидных рынков и новый продуманный вариант классификации финансовых инструментов. Эти меры должны быть срочно приняты, чтобы их эффект отразился на отчетах за 3 квартал 2008 года.

2. Правительство Германии  учредит специальный фонд стабилизации  финансового рынка, за который  Федерация несет ответственность.  Средства фонда будут пополняться посредством выпуска долговых обязательств на сумму до 100 млрд. долл.

3. Правительство Германии  будет использовать фонд стабилизации  финансового рынка, что ограничено  во времени 31 декабря 2009 года, для принятия мер по обеспечению  рефинансирования финансовых институтов  Германии. Эти меры по новому  воздействуют на гарантии –  следуя закону, вступающему в  силу, - выпущены инструменты рефинансирования  на срок до 36 месяцев. 

Для этой цели фонд, за приемлемую плату, представляет гарантии размером до 400 млрд. евро.

В целях финансирования фонда, Правительство Германии учреждает  резерв на случай дефолтов размером в 5% от суммы гарантий (всего 20 млрд. евро). Воспользоваться специальным установленным  резервом в Германии можно в случае отсутствия проблем с ипотечными обязательствами, что не является существенным ограничением, поскольку за 200 лет  существования этого продукта в  Германии не произошло ни одного дефолта  связанного с невыполнением ипотечных  обязательств. При возникновении  необходимости, т.е. проблем на рынке  ипотеки Германии, Правительство  разработает соответствующие меры для разрешения таких проблем.

4. Фонд стабилизации финансового  рынка может рекапитализировать компании, используя различные инструменты в соответствии с правовой формой компании (например, можно использовать неголосующие привилегированные акции, акции и гибридный капитал). При необходимости, учрежденные резервы, например, на кредитование гибридного капитала для его перехода в приоритетный капитал (первой очередности покрытия при банкротстве), должны быть пополнены в рамках принимаемых мер согласно Европейскому законодательству. Использование средств фонда на рекапитализацию ограничивается суммой в 80 млрд. евро и зависит от определенных условий. Рекапитализация средствами этого фонда должна быть основана на честной конкуренции между финансовыми институтами, должна охранять интересы налогоплательщиков и существующих собственников, а так же призвать менеджеров к ответственности (например, посредством требований к стратегии бизнеса, вознаграждениям менеджмента, выплатам дивидендов или к кредитам малым и средним предприятиям).

5. Наравне с финансовыми  институтами Германии, доступ к  средствам фонда получат и  немецкие дочерние компании иностранных  институтов. Условие – компания  должна быть платежеспособной. В  исключительных случаях, фонд  может спасти систематически  важные, бедствующие компании, когда  четко проглядывается перспектива  реструктуризации. При необходимости  средства фонда могут направляться  на приобретение проблемных активов  или на их покрытие до срока  погашения с целью таким образом  облегчить капитальную базу.

6. Центральный Банк Германии  будет предпринимать быстрые  шаги для обеспечения ликвидности  фондов денежного рынка и около рыночных операций учрежденные согласно законодательству Германии. Это может быть осуществлено посредством предоставления специальной поддержки ликвидности в обмен на обязательства перед Центральным Банком.

7. В течение этого года  Правительство Германии внесет предложения о более тесном сотрудничестве между Центральным Банком Германии и Управлением по надзору за финансовыми рынками, а также предложения по улучшению европейского и международного надзора за финансовыми рынками.

8. Более того Правительство  Германии дает обязательство, что ни один сберегатель в Германии не потеряет ни одного евро своих депозитов по причине финансового кризиса. Для этой цели, Правительство Германии будет в полной мере финансово обеспечивать существующие гарантийные схемы при необходимости.

9. Гарантированная стабильность  финансового рынка – задача  государства в целом. По этой  причине Земли (федеральные области)  будут вносить свой вклад в  фонд стабилизации финансового  рынка согласно распределению  нагрузки, в соотношении 35 к 65, что оговорено Федеральной Комиссией I в статье 109, п.(5), конституции. Специальный финансовый вклад Земли необходим, когда финансовые институты, в которых Земля имеет долю собственности, могут прибегать к мерам, оговоренным в этом пакете.

Для реализации вышеизложенного пакета мер Правительство Германии издало 17.10.08 закон о стабилизации финансового  рынка (Act on the Stabilization of the Financial Market), вступает в действие c 18.10.08.

 

3.3. Действия Великобритании по выводу экономики из финансового кризиса.

 

Банк Англии в своем отчете относительно финансовой стабильности установил  ряд мер, которые необходимо внедрить для противостояния текущему кризису  и возможности возникновения  аналогичных кризисов в будущем.

Эти меры нашли свое отражение в  Плане Правительства Великобритании по борьбе с финансовым кризисом, утвержденным 8 октября 2008 года (уточнен 13 октября 2008 года).

Таким образом, в утвержденном плане  действий было отмечено три основных аспекта.12

Во-первых, рекапитализация банковской системы при государственной  поддержке. Следующие основные институты  Великобритании подтвердили участие  в этой программе: Abbey, Barclays, HBOS, HSBC Bank plc, Lloyds TSB, Nationwide Building Society, Royal Bank of Scotland, и Standard Chartered. Участвующие в программе институты получат финансирование от государства, в обмен на привилегированные акции (при необходимости – на обыкновенные) с купоном в 12%. Такой размер купона позволяет получить удовлетворительную компенсацию налогоплательщикам и стимулирует банки к осуществлению выкупа привилегированных акций после своей финансовой стабилизации. Для строительных обществ, организованных виде инвестиционных фондов открытого типа, вливания ликвидности будет осуществлено с помощью бессрочных приносящих процент акций (permanent interest bearing shares – PIBS). Принявшие участие в программе институты будут обязаны удовлетворить некоторым условиям со стороны государства, касающихся дивидендной политики и оплаты труда высших менеджеров. Также они должны будут соблюдать обязательство о кредитовании малого бизнеса и покупателей домов.

Во-вторых, все институты, участвующие  в государственной схеме рекапитализации  получат государственные гарантии сроком на 3 года по любому выбранному инструменту необеспеченного долга  эмитента. Гарантии могут быть также  распространены на коммерческие бумаги и депозитные сертификаты. За предоставление гарантий государство будет взимать  платеж - 50 б.п. и 100% спред по среднему 5-летнему дефолтному свопу (credit default swap - CDS) данного института – в течение 12 месяцев, начиная с 7 октября 2008 года. Для тех институтов, для которых не установлен спред по CDS, платеж определит Казначейство Великобритании. Согласно этой схеме могут гарантироваться новые долговые обязательства на период 6 месяцев с возможностью продления. Общая планируемая сумма государственных гарантий – 250 миллиардов финтов стерлингов.

В-третьих, Банк Англии учреждает Специальную  Схему Ликвидности (Special Liquidity Scheme) через которую планируется распределить, как минимум, 200 миллиардов фунтов стерлингов. Пока финансовые рынки не стабилизируются, Банк Англии будет продолжать проводить аукционы по предоставлению фунтов стерлингов на 3 месяца и долларов США на 1 неделю под соответствующий залог. На усмотрение Банка, помимо наличности могут быть предложены надежные (государственные) ценные бумаги. Этот инструмент вступает в действие с понедельника, 20.10.08. В качестве обеспечения принимаются долговые обязательства, по которым предоставляются государственные гарантии.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, условием устойчивости и стабильного  экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

В конечном итоге через цикличность  проявляется экономический рост, ибо движение происходит не по кругу, а по спирали, отражая как долговременные, так и среднесрочные колебания  конъюнктуры.

Мы приходим к выводу, что для  экономики характерны колебания  объема национального продукта и  уровня цен. Экономические циклы  всегда имеют одни и те же фазы: пик, спад, подъем и оживление, но циклы  отличаются друг от друга по интенсивности  и продолжительности.

Без кризиса не было бы цикла, а  периодическое повторение кризиса  придает рыночной экономике циклический  характер.

Современная рыночная экономика функционирует  в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения. Управление коммерческими циклами — чрезвычайно сложная задача, успешно решить которую правительство может лишь в том случае, если в стране существуют достаточно развитые рыночные механизмы. Лишь через эти механизмы можно регулировать экономические циклы с достаточной степенью надежности.

Экономический кризис обнаруживает перенакопление капитала, которое выступает в  трех формах:

    1. перепроизводство товарного капитала (рост нереализованной продукции);
    2. перенакопление производительного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы);
    3. перенакопление денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство).

Общим результатом перенакопления капитала становится рост издержек производства, падение цен и, следовательно, прибыли.

Но экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в  развитии экономики, выполняя стимулирующую  функцию. Во время кризиса возникают  побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, усиливается конкуренция.

Экономический кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики.

Кризис — важнейший  элемент механизма саморегулирования  рыночной экономики. Экономический цикл проникает всюду, он ощущается практически во всей экономике. Взаимосвязь элементов экономики почти никому не дает возможности избежать депрессии или инфляции. Однако следует иметь в виду, что экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики.

Причины циклического характера развития экономики кроются в конфликте  условий производства и условий  реализации, в противоречии между  производством, стремящимся к расширению и не успевающим за ним ростом платежеспособного  спроса. Существенные изменения в  совокупном предложении и совокупном спросе обнаруживаются в экономическом  кризисе, который является не только нарушением пропорциональности общественного  производства, но и толчком к равновесию и сбалансированности экономики. Механизмом циклического движения выступает падение  цен (соответственно обесценение основного  капитала и снижение заработной платы).

На длительность и глубину экономического кризиса существенно влияет колебание  инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений. Это связано с тем, что, во-первых, кризис обесценивает основной капитал  и тем самым создает условия  для обновления производственного  аппарата. Во-вторых, кризис принуждает к обновлению основного капитала на новой технической базе, что  вызывает снижение издержек производства и восстановление докризисного уровня прибыли. Массовый моральный износ основного капитала, вызванный кризисом, заставляет всех предпринимателей применять новую технику. Следовательно, кризис расчищает путь для массовых инвестиций, помогая экономике перейти в другую фазу. Обновление основного капитана является материальной основой периодичности кризисов и продолжительности цикла.

Информация о работе Виды кризисов, функции и динамика