Виды кризисов, функции и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Еще в ХVIII веке в основу первой воспроизводственной модели основателя физиократического направления экономической науки – выдающегося французского ученого Франсуа Кенэ – была положена методология повторения производственных процессов, их воспроизводства на каждом новом витке времени. Но сама идея экономических циклов сформировалась у другого французского ученого Клемента Жюгляра уже только в середине ХІХ столетия. До этого внимание ученых - экономистов привлекали не циклы, а только кризисы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….1-3
1. Цикличность развития экономических систем……………………..3-15
1.1. Виды циклов……………………………………………….……3-7
1.2. Экономические (промышленные) циклы……………….…..7-13
1.3. Причины экономических циклов……………………….….13-15
2. Виды кризисов, функции и динамика………………………………...15-20
3. Мировой финансовый кризис и экономический кризис России……………………………………………………………………….20-38
3.1. Действия США по выводу экономики из финансового кризиса………………………………………………………………..38-40
3.2. Действия Германии по выводу экономики из финансового кризиса………………………………………………………………..40-43
3.3. Действия Великобритании по выводу экономики из финансового кризиса. ……………………………………………..43-45
Заключение…………………………………………………………………45-50
Литература………………………………………………………………….50-52

Файлы: 1 файл

21. Кризис — основная фаза экономического цикла. Виды кризисов..docx

— 946.63 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, если рассматривать только прямые финансовые меры по борьбе с кризисом, то их планируемый стоимостной объем уже превысил 5 трлн. рублей, что составит 12,3% ВВП 2008 года.9 Реально пока выделено около половины средств – 2,8 трлн. рублей (по состоянию на 10.11.2008).

Кроме финансовых мер, были предприняты  и организационные. Так, президент РФ подписал Указ от 17 октября 2008 г. № 1489 о создании совета при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации. Совет является совещательным органом при Президенте, созданным в целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка Российской Федерации. В его обязанности входит, в частности, предотвращение кризисов на финансовом рынке.

Также, помимо федеральной помощи обещана и региональная.

Среди других мер государственной  поддержки можно отметить следующие.

1. Размещение временно  свободных средств Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на депозитах коммерческих банков. Так, с августа по октябрь было размещено 157,2 млрд. рублей.

2. В целях преодоления кризисной  ситуации на российском финансовом  рынке и удовлетворения повышенного  спроса на ликвидность дважды  снижены нормативы обязательных резервов. В результате первого снижения нормативов обязательных резервов с 18 сентября 2008 года ЦБ РФ высвободил 300 млрд. руб. для банковского сектора. Еще через месяц, 15 октября 2008 года, ЦБ РФ вновь снизил нормативы для преодоления дефицита ликвидности, что позволило банкам высвободить дополнительно около 70 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Таблица 1. Нормативы обязательных резервов кредитных организаций (%)

 

Период

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций  перед банками-нерезидентами в  валюте Российской Федерации и иностранной  валюте

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими  лицами в валюте Российской Федерации

Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций  в валюте Российской Федерации и  обязательствам в иностранной валюте

1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г.

8,5

5,5

6

18 сентября 2008 г. – 14 октября  2008 г.

4,5

1,5

2

15 октября 2008 г. – 31 января 2009 г.

0,5

0,5

0,5

1 февраля 2009 г. – 28 февраля  2009 г.

1,5

1,5

1,5


 

3. Дополнительное снижение  с 1 октября 2008 года вывозных  таможенных пошлин на нефть  и нефтепродукты. В частности,  ставка пошлины для нефти сырой  снижена с 495,9 доллара США за 1000 кг до 372,2. Вывоз топлива жидкого,  масел, отработанных нефтепродуктов, вазелина нефтяного будет осуществляться  по ставке 141,7 доллара США вместо 186,6. Ставка вывозной таможенной  пошлины для пропана, бутана, этилена,  прочих сжиженных газов, бензола  снижена с 346,4 долларов США  до 263,1 доллара США за 1000 кг (постановление  Правительства РФ от 19.09.2008 № 699).

В результате, по оценке Минфина  России, бюджет ничего не потеряет, но если бы пошлины были снижены до первоначально запланированного уровня, то дополнительные доходы бюджета составили  бы 5,5-5,6 млрд. долларов США (4,5 млрд. долларов США при экспорте нефти и примерно 1,06 млрд. долларов США – при экспорте нефтепродуктов).

Общие суммарные затраты  России на борьбу с финансовым кризисом по состоянию на 10 ноября 2008 года можно  оценить в 6 трлн. рублей, что составляет 13,9% ВВП (2008 года) (см. табл. 2). Необходимо к тому же учитывать, что в этой оценке не учтены, к примеру, затраты региональных бюджетов, которые уже есть и, по-видимому, будут.

 

 

 

 

К вопросу о кризисе  ликвидности .

Нынешний финансовый кризис принято  называть «кризисом ликвидности». Это  традиционное и, на первый взгляд, вполне убедительное объяснение.

Лучший анализ – это анализ на основе фактических отчетных данных. Рассмотрим показатель ликвидности банковского сектора Банка России «Сведения об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций». Как видим из графика, ликвидность кредитных организаций неуклонно росла все последние годы. Резкие всплески ликвидности в начале-конце каждого года – сезонный фактор. Такой же поступательный рост характерен и для собственного капитала и активов кредитных организаций (см. Рис. 3-4).

 

 

 

 

 

                                                                               Рис. 3

 

 

                                                                                     Рис. 4

 

Еще большие сомнения в реальности проблемы ликвидности возникают  при анализе того, как изменялся  показатель среднемесячных остатков средств  на корреспондентских счетах кредитных  организаций в Банке России (см. Табл. 3, Рис. 5).

До августа 2008 года он рос достаточно равномерно, и это говорит о  том, что ликвидность в банковской системе к началу закачивания  туда огромных финансовых средств была вполне достаточной. Сентябрь – резкое увеличение показателя до 732,4 млрд. рублей (все-таки сказались меры по снижению нормативов обязательного резервирования и др.). В октябре-ноябре – снижение показателя до уровня мая 2008 года (580-590 млрд. рублей).

 

Под предлогом отсутствия ликвидности  с середины сентября банки повысили ставки по кредитам нефинансовым организациям. При этом закономерно возникает  вопрос, если банки хотят сохранить  ликвидность, почему они не привлекают денежные средства посредством банковских вкладов? Было бы вполне разумно, если бы в случае отсутствия ликвидности  банки как поднимали ставки по кредитам, так и повышали ставки по привлекаемым депозитам. Однако ставки по кредитам растут с июля 2008 года, достигнув  в среднем 12,8% в сентябре 2008 года, в то же время роста ставок по депозитам населения с этого  времени не было, а в августе  месяце даже произошло их небольшое  снижение (см. Рис. 6). В сентябре средняя ставка по привлекаемым депозитам составляла 8,2%, а инфляция по оценкам Банка России в 2008 году должна составить 13% (прогноз ФБК – не менее 14%). В этих условиях населению не выгодно вкладывать свои сбережения в банки. В тоже время банкам не выгодно поднимать процентную ставку по вкладам выше 8%, так как в этой ситуации им предпочтительнее привлечь кредит от государства под те же 8% годовых.

 

 

                                                                           Рис.6

 

Но так ли серьезна тогда  ситуация с ликвидностью, если банки  не используют в полной мере традиционные способы привлечения денег (к  примеру, привлекать депозиты у населения)? И в этих условиях государство  выделяет немалые средства из своих  фондов на поддержку банковской системы. Таким образом, и население не получает возможности вложить адекватно  инфляции свои деньги, и государство  тратит резервные фонды.

Сомнения в реальности проблемы ликвидности подтверждаются и при  анализе информации о величине активов  и собственных средств (капитала) кредитных организаций (см. Табл. 4-5). Активы наиболее крупных кредитных  организаций в январе-августе 2008 года, входящих в первую тридцатку  по величине активов, выросли в среднем  на 30-50% (см. Табл. 4). Чуть менее значительным, но все равно очень высоким  был и рост объемов собственных  средств (капитала) кредитных организаций  – в среднем на 20-25% (см. Табл. 5). Причем в наибольшей мере собственные  средства банков увеличились накануне раздачи денег – в августе 2008 года. Правомерность такого вывода следует из того факта, что банк, занимавший в августе 2008 года пятое место по величине собственных средств, увеличил их только за один этот месяц на 13,2%.

 

Таким образом, банки действовали  и действуют по принципу «дают-бери». Однако, как было отмечено выше, ситуация с ликвидностью становится «почему-то» хуже. Ответ на соответствующий вопрос дает динамика международных резервов Банка России.

                                                                 Рис.7

 

Таким образом, с 8 августа  по 24 октября международные резервы  Банка России сократились на 18,9%. В значительной степени столь неблагоприятная динамика объясняется тем фактом, что значительные финансовые ресурсы, направленные в банковский сектор на решение проблемы ликвидности, идут на валютный рынок (курс рубля к доллару США за этот же период времени опустился на 3,40 рубля), а затем выводятся из страны. В результате: проблемы обесценения национальной валюты и чистого оттока капитала за рубеж.

Ненормальность ситуации очевидна и требует скорейших мер по ее исправлению.

 

Выводы.

  1. Финансовые затраты на преодоление кризиса в России к ноябрю 2008 года составили 6 трлн. рублей, что составляет 13,9% от объема ВВП (2008 год).
  2. Стоимость борьбы с кризисом для мировой экономики равняется 9,4 трлн. долларов США (по состоянию на 10 ноября 2008 года), что составляет 15% мирового ВВП. Разброс финансовых затрат по различным странам составляет от 1% ВВП (Австралия, Дания) до 225% ВВП (Ирландия) этих стран.
  3. Затраты России на борьбу с кризисом являются сегодня весьма существенными. Данный факт заставляет усомниться в правильности декларируемого тезиса о том, что фундаментальных факторов для кризиса в самой России не было и нет. Также как и в целом в мировой экономике, фундаментальной причиной кризиса в России стала перекапитализированность фондового рынка.
  4. Острота проблемы ликвидности в банковском секторе не находит своего подтверждения при анализе фактических данных об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, а также информации о величине активов и собственных средств (капитала) кредитных организаций в 2008 году.
  5. Мировой кризис по своей природе – это кризис доверия в экономике. Понимание этого чрезвычайно важно для определения ключевого направления противодействия кризису. Кризис доверия порождает непроходимость финансово-кредитной системы. Решение такой проблемы невозможно посредством направления в экономику все новых финансовых ресурсов. Необходимо задействовать механизмы гарантирования, обеспечения, страхования.
  6. Отличие мер, предпринимаемых Россией по противодействию финансовому кризису, от того, как действуют в такой ситуации развитые страны мира, состоит в том, что Россия фактически не задействует в арсенале предпринимаемых мер механизм госгарантий, т.е. то, что учитывая фундаментальную особенность данного кризиса, должно быть использовано в первую очередь.
  7. В вопросах контроля за расходованием антикризисных средств Россия полагается на достаточность действующих механизмов, в то время как развитые страны создают специальные институты контроля.
  8. Международному сообществу необходимо выстроить систему раннего предупреждения о глобальной перекапитализации фондовых рынков. Требуется создать механизмы, которые бы позволили предотвращать «перегрев» рынков.

Стратегия борьбы с экономическим  кризисом в России в корне отличается от практики зарубежных стран: не гарантии, а прямое направление финансовых средств.

 

 

3.1. Действия США по выводу экономики из финансового кризиса.10

 

  1. Скупка проблемных активов - программа TARP.

 

Казначейство США учредило и  проводит программу помощи проблемным активам, которая осуществляется новым  подразделением «Служба финансовой стабильности» согласно соответствующему закону от 3 октября 2008 года.

Согласно этому закону на осуществление  программы выделяется фонд размером в 700 млрд.долл. США, которые секретарь Казначейства США имеет право направлять на выкуп проблемных активов на балансах финансовых организаций, затрудняющих осуществление ими кредитных функций. Конкретнее: могут выкупаться ипотечные кредиты на жилье и коммерческую недвижимость, проводиться секьюритизация кредитных карт, осуществляется покупка автокредитов и других финансовых активов, для которых нет в настоящий момент рынка.

В программе TARP - прописаны следующие принципы:

  1. Налогоплательщики не должны платить за ошибки Уолл Стрит. Ввиду чего компании, продающие свои проблемные активы государству, должны предоставить варранты (ценные бумаги, дающие держателю право на покупку в будущем акций компании на фиксированных условиях в течение фиксированного периода времени), чтобы налогоплательщики выиграли от любого будущего роста этих компаний.
  2. Менеджеры, приведшие к удручающему положению компании, должны заплатить за свои ошибки. Участвующие в программе компании будут лишены определенных налоговых льгот, некоторые должны будут ограничить вознаграждение высшего управленческого звена компании и выплаты отступных, а также осуществить возвращение невыплаченных бонусов.
  3. Казначейство не может выступать единоличным арбитром при распределении средств фонда. Учреждается Совет по Контролю за использованием средств фонда, который совместно с инспектором должны предупредить хищение, мошенничество и злоупотребление средствами фонда.

 

 

  1. Увеличение объемов страхования банковских депозитов.

 

На период с 3 октября 2008 года по 31 декабря 2009 года FDIC (Federal Deposit Insurance Corporation) – федеральная компания по страхованию депозитов, обязана увеличить предельный размер страхования банковских депозитов с 100 тыс. долл. США до 250 тыс. долл. США на каждого вкладчика.

Информация о работе Виды кризисов, функции и динамика