Виды монополии и их характерные черты. Чистая монополия и эффективность. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирован

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:32, реферат

Описание работы

Цель работы: отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание работы

Введение
1.1 Характерные черты и особенности монополии
1.2 Формы и виды монополий и их эволюция
1.3 Чистая монополия и эффективность
1.4 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Микроэкономика рефераты.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО»

Кафедра микроэкономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу “Микроэкономика”

на тему: “ Виды монополии и их характерные черты. Чистая монополия и эффективность. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Выполнила : Хралович А.А.

Студентка 1 курса заочного сокращенного обучения

 

 

 

Проверил:

                                                                               Профессор  Дичковский А.А.

 

Минск 2014

Содержание

 

Введение

1.1Характерные черты и особенности монополии

1.2 Формы и виды монополий и их эволюция

1.3 Чистая монополия и  эффективность

1.4 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История монополии достигает  глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но новейшая история  монополизма  начинается в последней  трети XIX столетия, особенно во время  экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято  называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений  — кризисов и монополий — указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю  свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти  проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором  Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая  регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике. Это  был период расцвета монополизма.

Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические  образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные  предприятия, объединения предприятий  или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря  чему занимают доминирующее положение  на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь  выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного

положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с другими  предпринимателями ограничивать конкуренцию  на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, так как  оно  позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных  с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную  позицию на рынке, концентрируя при  этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты  имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Проблема монополий в  Белорусии  носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия  монополии, затем  перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и  потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей  стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   1.1   Характерные черты и особенности монополии

 

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина ,,монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова ,,моно’’- один, ,,полио’’- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель  товаров не имеющих субститов. Следовательно  в использовании термина монополия, а тем более ,,чистая’’ монополия  всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому  термину: ,,несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне). Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Понятно, что, как и совершенная  конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более  замкнутых рынках, к примеру, в  маленьком городке, мы можем наблюдать  явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких  монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями.  

 

 

 

 

 

 

 

 

                      1.2  Формы и виды монополий и их эволюция

 

В разных странах и в  различные исторические периоды  в экономике возникают следующие  виды монополий:

 

  • естественная монополия;

 

  • искусственная монополия.

 

Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.Основными признаками естественной монополии являются следующие:

  • Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

 

  • Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

 

  • Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия.

 

  • Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

 

Существуют два  типа естественных монополий:

 

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.

 

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

 

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

 

Искусственная монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.Различают четыре основные формы монополистических объединений:

  • Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты.

 Квота – это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях.

 

  • Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. В синдикатах также идёт борьба за техническое совершенство, за квоту.

 

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

 

  • Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В тресте зачастую идёт борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом.

 

  • Концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.

Информация о работе Виды монополии и их характерные черты. Чистая монополия и эффективность. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирован