Первая большая волна
монополистических слияний происходила
в США в 90-х годах 19 века и в
первые годы 20 века. В результате были
образованы крупнейшие компании, подчинившие
себе целые отрасли промышленности.
В металлургии – «Стандарт
ойл», в автомобильной промышленности
– «Дженерал моторс» и т.п.
Вторая большая волна монополистических
слияний произошла в США накануне
экономического кризиса 1929-33 гг. Были образованы
монополии в алюминиевой промышленности,
в производстве стеклянной тары и
т.д. В европейских странах развивались
иные формы монополизации. Особенно
характерным было образование картелей
и синдикатов. Картели получили распространение
и на международной арене, как
форма международной монополии.
Капиталистические объединения, основанные
первоначально на системе участия,
получили названия трестов и концернов.
В их главе стояли держательские
компании, которыми являлись финансовые
институты (банки, инвестиционные компании).
Трест, как правило, объединял предприятия
одной отрасли, в концерн входили
предприятия различных отраслей.
Тресты развивались по пути усиления
производственных взаимосвязей входящих
в них предприятий. Параллельно
этому развивалась вертикальная
концентрация внутри трестов: присоединялись
предшествующие и последующие экономические
звенья. В концерне производственная основа
капиталистической концентрации шла по
пути комбинирования производственных
процессов. Развитие капиталистических
комбинатов одновременно вело к росту
вертикальной и горизонтальной концентрации.
Развитие концернов было
обусловлено необходимостью более
тесной кооперации различных производств,
что требовало более централизованного
контроля. Неслучайно уже после второй
мировой войны 1939-45 гг. многие американские
монополии включили свои прежние
дочерние компании в число отделений,
то есть заменили систему участия
непосредственным централизованным контролем.
После второй мировой войны наблюдается
процесс создания новых форм монополистических
объединений, так называемых конгломератов.
В конгломератах, получивших развитие
в основном в США, объединены самые
разнообразные виды производств, не
имеющие между собой никакой
промышленной связи и не связанные
также единым сырьем, едиными условиями
сбыта. Создание конгломератов –
результат усиления с середины 20
века концентрации научных исследований,
управления. В конгломератах создаются
условия для перелива капитала из
одной отрасли в другую, минуя
традиционный рынок капитала.
Развитие всех видов монополистической
концентрации неуклонно ведет к
тому, что все большая часть
национального дохода и национального
богатства стран сосредотачивается
в руках горстки крупнейших монополий.
До начала 20 века роль монополий
в экономике была не велика. Решающее
воздействие на их развитие оказал
экономический кризис 1900-03 гг. Монополии
постепенно охватывали важнейшие отрасли
промышленности и чаще всего образовывались
в виде картелей и синдикатов, в
которых был монополизирован
сбыт при сохранении их участниками
производственной и финансовой самостоятельности.
Отсутствие законодательных и административных
норм, регулирующих порядок оформления
и деятельности монополий, делало возможным
использование против них государством
законодательства, формально запрещавшего
деятельность монополий. Это привело
к распространению официально не
регистрируемых монополий, часть которых,
однако, действовала с согласия и
при прямой поддержке правительства
(военно-промышленные монополии). Нелегальное
положение создавало неудобства (ограничение
коммерческой и юридической деятельности)
и поэтому они стремились к правовой легализации,
используя разрешенные формы промышленных
объединений.
В период промышленного подъема
(1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий.
Число торговых и промышленных картелей
и синдикатов составило 150-200. Несколько
десятков их было на транспорте. В банковские
монополии превратились многие крупнейшие
банки, проникновение которых в промышленность
способствовало укреплению и развитию
трестов, концернов и т.п.
В годы первой мировой войны
1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда
локальных монополий, но в целом
война увеличила число монополий
и их мощь. Особенно развивались
монополии связанные с военным
производством. Российский монополистический
капитализм существовал на основе сращивания
монополий с государственными органами.
Монополии были ликвидированы
в результате Октябрьской революции
в ходе национализации промышленности
и банков. Советское государство
частично использовало учётные и
распределительные органы монополий
при создании органов управления
народным хозяйством.
Таким образом, за свою историю
человечество накопило немалый опыт
столкновений с монополиями и
убедилось, что монополия – это
экономическое зло. Появление монополий
нарушает нормальную работу рыночных
механизмов, а это вредно для интересов
нации в целом. И потому большинство
стран мира постепенно пришло к пониманию
необходимости борьбы с монополией.
1.3 Чистая монополия
и эффективность
Чистая монополия — ситуация, когда на рынке
присутствует только один поставщик данного
вида товаров и услуг.
Чистая монополия существует,
когда одна фирма является единственным
производителем продукта или услуг,
у которых нет близких заменителей.
Чистые монополии в настоящее
время - редкое явление. Чаще встречаются
рынки, на которых конкурируют друг
с другом несколько фирм. Чистые
монополии, как правило, могут существовать
только при покровительстве государства.
Причем они присущи скорее местным
рынкам, нежели общенациональным. Более
того, понятие чистой монополии является
абстракцией. Имеется много товаров,
у которых нет заменителей.
Характерные черты
чистой монополии:
- Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
- Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
- Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
- Вхождение в отрасль заблокировано.
- Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).
Реальными барьерами,
которые могут воспрепятствовать
вступлению в отрасль новой фирмы,
являются:
- эффект масштаба;
- исключительное право на определенный вид деятельности, патенты и лицензии;
- право собственности на важнейшие виды сырья.
Кроме этих препятствий
вступлению в отрасль нового игрока,
фирмы-монополии могут использовать
и нечестные способы конкуренции:
- физическое устранение конкурента;
- давление на кредитные организации с целью воспрепятствовать получению конкурентом заемных средств;
- переманивание лучших специалистов из фирм-конкурентов и др.
Основным инструментом для
установления своего господства на рынке
фирмы-монополии используют цену. Монопольная цена
- это цена, устанавливаемая монополиями
единолично или в сговоре с другими монополиями.
Пределом этой цены является величина
платежеспособного спроса населения.
В экономике различают
три вида монопольных цен:
- Монопольно высокие.
Цены по которым монополии
продают свою продукцию потребителям
с целью извлечения наивысшей
прибыли. Эти цены можно представить
в виде формулы:
Цена моноп. = Издержки
произв. + Прибыль экономическая + Прибыль
добавочная + Сверхприбыль.
Экономическую прибыль монополии получают так же
как и все производители данной отрасли,
иначе капитал будет перемещен в другую
отрасль.
Добавочную прибыль монополии получают из-за более
высокой производительности труда на
своих предприятиях, определяемой научно-техническим
прогрессом. Издержки производства на
таких предприятиях ниже средних по отрасли.
Сверхприбыль у монополий образуется по
причине их монопольного положения на
рынке и установления цен на свою продукцию
значительно выше ее стоимости:
- монопольно низкие - это цены, по которым монополии закупают продукцию (как правило, сырье) у мелких и средних немонополизированных производителей.
- дискриминационные - это различные цены, устанавливаемые на один и тот же товар на разных рынках.
1.4 Антимонопольное
законодательство и антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь
Антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь начало развиваться
с 1991 г., когда республика встала на
путь формирования рыночных отношений.
Его становление осуществлялось
в условиях глубокого кризиса
экономики и необходимости реализации
комплекса мер по стратегически
важным направлениям: трансформации
отношений собственности, демонополизации
экономики, развитию конкурентной среды.
Необходимо было выделить и учесть
причины высокого уровня монополизации
экономики, решать проблемы, связанные
с доминированием хозяйствующих
субъектов на рынке не в силу успешного
удовлетворения ими потребительского
спроса, а в силу их недавнего
положения как государственных
монополий.
Для Республики Беларусь был
характерен монополизм особого
рода - как типичное для постсоциалистических
стран положение предприятия, являвшегося
единственным поставщиком определенной
продукции. Такие предприятия создавались
как единый технологический комплекс,
что в современных условиях является серьезным
препятствием для их принудительной демонополизации,
и тем самым отличает наш монополизм от
традиционного монополизма капиталистических
стран.
Сохранение монополизма
в Республике Беларусь обусловили следующие
причины:
- высокий уровень концентрации производства (на среднем промыш-
- ленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. – 1010 человек, в 1992 г. – 854 чел.;
- не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1 – 4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70 % всего выпуска);
- ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;
- замедленные темпы приватизации;
- отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;
- смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
- нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая
- база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
- ведомственные интересы отраслевых органов управления.
Система и органы антимонопольного
регулирования в тот период были
сформированы нa фоне этих факторов, обусловивших
высокий уровень монополизации
экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный
комитет Республики Беларусь, его основными
задачами были:
- разработка и осуществление совместно с органами государственного
- управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;
- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
- содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.
В сентябре 1994 г. Антимонопольный
комитет был преобразован в Министерство
по антимонопольной политике Республики
Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено,
а антимонопольное регулирование
возложено на Министерство предпринимательства
и инвестиций, подчиненное Совету
Министров Республики Беларусь. Перед
Министерством в области антимонопольного
регулирования ставились задачи:
противодействие монополистической
деятельности, развитие конкуренции; регулирование
отношений, связанных с защитой
прав потребителей, включая контроль
за осуществлением рекламной деятельности.