Виды монополии и их характерные черты. Чистая монополия и эффективность. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирован

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:32, реферат

Описание работы

Цель работы: отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание работы

Введение
1.1 Характерные черты и особенности монополии
1.2 Формы и виды монополий и их эволюция
1.3 Чистая монополия и эффективность
1.4 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Микроэкономика рефераты.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 516 «О совершенствовании системы республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», принятым 24 сентября 2001 г., функции  управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и  развитием конкуренции, возложены  на Министерство экономики Республики Беларусь.

Министерство экономики  в настоящее время обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной  политики в Республике Беларусь.

 

                   Антимонопольное регулирование

Деятельность государства  в лице органов государственного управления, направленная на развитие конкуренции и препятствующая монополизации  рынков, осуществляется через систему  экономических и организационных  мер и находит свое отражение  в государственной антимонопольной  политике.

На современном этапе  развития белорусской экономики  государственная антимонопольная  политика направлена на ограничение  монополистической деятельности и  создание здоровой конкурентной среды. Она должна способствовать снижению и ликвидации административных экономических, правовых, информационных и организационных  барьеров для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы конкурентная политика и антимонопольное регулирование  должны обеспечить создание условий  для свободной добросовестной конкуренции  производителей на национальном рынке  посредством:

 

    • предупреждения, ограничения и пресечения монополистической 

 

    • деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;

 

    • пресечения недобросовестной конкуренции;

 

    • контроля за экономической концентрацией на товарных рынках;

 

    • совершенствования государственного регулирования деятельности

 

    • субъектов естественных монополий.

 

В области конкурентной политики и антимонопольного регулирования  предусматриваются:

 

    • создание и совершенствование законодательной базы в сферах

 

    • естественных монополий, недобросовестной конкуренции;

 

    • выработка подходов и методов по предупреждению и пресечению зло

 

    • употреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов;

 

    • выявление картельных соглашений;

 

    • защита прав потребителей;

 

Основой антимонопольного регулирования  является антимонопольное законодательство, представленное серией законодательных  и нормативных актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение  монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, сговоров и соглашений на рынке, подрывающих конкуренцию.

Отправным началом и основой  формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции, принятый в 1992 году. Законом определены организационные и правовые основы пресечения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции в  целях обеспечения необходимых  условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, создания и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов  потребителей. Закон отражает специфику  белорусского антимонопольного законодательства и показывает, что антимонопольная  деятельность является необходимой  составной частью рыночных преобразований в республике, обеспечивает возможность  их эффективного осуществления.

 

Закон содержит ключевые понятия, связанные с его содержанием  и механизмом реализации:

 

    • республиканский товарный рынок – сфера обращения товаров, услуг,

 

    • ценных бумаг и инвестиций в пределах границ Республики Беларусь;

 

    • местный товарный рынок – сфера обращения товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций в пределах границ административно-территориальных единиц;

 

    • хозяйствующие субъекты – юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;

 

    • органы управления – исполнительные и распорядительные органы государственного управления республиканского и местного уровней, а также союзы, ассоциации, концерны и другие объединения, которым хозяйствующие субъекты частично или полностью делегировали права действий на рынке. Союзы, ассоциаций, концерны и другие объединения могут рассматриваться и как органы управления, и как хозяйствующие субъекты.

 

Законом определена сфера  применения антимонопольного законодательства: закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют  хозяйствующие субъекты, органы управления, должностные лица в процессе деятельности на республиканском и местных  товарных рынках, включая кредитно-денежные и валютные. Закон применяется  к правоотношениям хозяйствующих  субъектов, органов управления, должностных  лиц, приводящим к ограничению конкуренции  на товарных рынках или другим отрицательным  последствиям.

Действие Закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, за исключением  случаев, когда эти права умышленно  используются их обладателями в целях  ограничения конкуренции.

Закон рассматривает  как разновидности монополистической  деятельности акты и соглашения, ведущие  к ограничению конкуренции:

 

    • соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;

 

    • злоупотребления доминирующим положением на рынке;

 

    • формы недобросовестной конкуренции.

 

Закон устанавливает меры государственного воздействия, ограничивающие, пресекающие и предупреждающие  монополистическую деятельность: государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; их разукрупнение (разделение); государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов и органов управления, а также за созданием холдинговых компаний, приобретением акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов. В законе определены круг полномочий антимонопольных органов по развитию товарных рынков и конкуренции, ответственность за нарушение закона.

В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

 

    • определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

 

    • порядок формирования и ведения Государственного регистра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;

 

    • порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных ранках, в открытые акционерные общества;

 

    • правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

 

    • порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

 

    • порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

 

    • порядок проведения государственного антимонопольного ко<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family:

Информация о работе Виды монополии и их характерные черты. Чистая монополия и эффективность. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирован