В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь № 516 «О
совершенствовании системы республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций,
подчиненных Правительству Республики
Беларусь», принятым 24 сентября 2001 г., функции
управления, связанные с противодействием
монополистической деятельности и
развитием конкуренции, возложены
на Министерство экономики Республики
Беларусь.
Министерство экономики
в настоящее время обеспечивает
координацию, реализацию и контроль
за мерами по ограничению и устранению
монополизма и его проявлений
в хозяйственной деятельности; развитие
конкуренции и предпринимательства;
является органом, обеспечивающим реализацию
государственной антимонопольной
политики в Республике Беларусь.
Антимонопольное регулирование
Деятельность государства
в лице органов государственного
управления, направленная на развитие
конкуренции и препятствующая монополизации
рынков, осуществляется через систему
экономических и организационных
мер и находит свое отражение
в государственной антимонопольной
политике.
На современном этапе
развития белорусской экономики
государственная антимонопольная
политика направлена на ограничение
монополистической деятельности и
создание здоровой конкурентной среды.
Она должна способствовать снижению
и ликвидации административных экономических,
правовых, информационных и организационных
барьеров для входа на рынки новых
хозяйствующих субъектов, достижению
эффективной защиты прав собственников
и равных условий конкуренции для предприятий
всех форм собственности.
В соответствии с Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006 – 2010 годы конкурентная
политика и антимонопольное регулирование
должны обеспечить создание условий
для свободной добросовестной конкуренции
производителей на национальном рынке
посредством:
- предупреждения, ограничения и пресечения монополистической
- деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;
- пресечения недобросовестной конкуренции;
- контроля за экономической концентрацией на товарных рынках;
- совершенствования государственного регулирования деятельности
- субъектов естественных монополий.
В области конкурентной политики
и антимонопольного регулирования
предусматриваются:
- создание и совершенствование законодательной базы в сферах
- естественных монополий, недобросовестной конкуренции;
- выработка подходов и методов по предупреждению и пресечению зло
- употреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов;
- выявление картельных соглашений;
- защита прав потребителей;
Основой антимонопольного регулирования
является антимонопольное законодательство,
представленное серией законодательных
и нормативных актов, направленных
на предупреждение, пресечение и ограничение
монополистической деятельности, недобросовестной
конкуренции, сговоров и соглашений
на рынке, подрывающих конкуренцию.
Отправным началом и основой
формирования республиканского антимонопольного
законодательства стал Закон Республики
Беларусь «О противодействии монополистической
деятельности и развитии конкуренции,
принятый в 1992 году. Законом определены
организационные и правовые основы
пресечения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции в
целях обеспечения необходимых
условий для создания и эффективного
функционирования товарных рынков, создания
и развития добросовестной конкуренции,
защиты прав и законных интересов
потребителей. Закон отражает специфику
белорусского антимонопольного законодательства
и показывает, что антимонопольная
деятельность является необходимой
составной частью рыночных преобразований
в республике, обеспечивает возможность
их эффективного осуществления.
Закон содержит ключевые
понятия, связанные с его содержанием
и механизмом реализации:
- республиканский товарный рынок – сфера обращения товаров, услуг,
- ценных бумаг и инвестиций в пределах границ Республики Беларусь;
- местный товарный рынок – сфера обращения товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций в пределах границ административно-территориальных единиц;
- хозяйствующие субъекты – юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;
- органы управления – исполнительные и распорядительные органы государственного управления республиканского и местного уровней, а также союзы, ассоциации, концерны и другие объединения, которым хозяйствующие субъекты частично или полностью делегировали права действий на рынке. Союзы, ассоциаций, концерны и другие объединения могут рассматриваться и как органы управления, и как хозяйствующие субъекты.
Законом определена сфера
применения антимонопольного законодательства:
закон действует на всей территории
Республики Беларусь и распространяется
на отношения, в которых участвуют
хозяйствующие субъекты, органы управления,
должностные лица в процессе деятельности
на республиканском и местных
товарных рынках, включая кредитно-денежные
и валютные. Закон применяется
к правоотношениям хозяйствующих
субъектов, органов управления, должностных
лиц, приводящим к ограничению конкуренции
на товарных рынках или другим отрицательным
последствиям.
Действие Закона не распространяется
на отношения, вытекающие из охраны изобретений,
промышленных образцов, товарных знаков
и авторских прав, за исключением
случаев, когда эти права умышленно
используются их обладателями в целях
ограничения конкуренции.
Закон рассматривает
как разновидности монополистической
деятельности акты и соглашения, ведущие
к ограничению конкуренции:
- соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;
- злоупотребления доминирующим положением на рынке;
- формы недобросовестной конкуренции.
Закон устанавливает меры
государственного воздействия, ограничивающие,
пресекающие и предупреждающие
монополистическую деятельность: государственный
контроль за деятельностью хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение
на рынке; их разукрупнение (разделение);
государственный контроль за созданием,
слиянием, присоединением, преобразованием,
ликвидацией хозяйствующих субъектов
и органов управления, а также за созданием
холдинговых компаний, приобретением
акций, паев, долей участия в уставном
капитале хозяйствующих субъектов. В законе
определены круг полномочий антимонопольных
органов по развитию товарных рынков и
конкуренции, ответственность за нарушение
закона.
В целях реализации
Закона создана и постоянно совершенствуется
правовая база антимонопольного регулирования,
регламентирующая следующие основополагающие
вопросы:
- определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
- порядок формирования и ведения Государственного регистра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;
- порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных ранках, в открытые акционерные общества;
- правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
- порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
- порядок проведения государственного антимонопольного ко<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: