Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы налоговой системы РФ в рыночной экономике. Структура курсовой работы выглядит следующим образом.
В первом разделе раскрываются понятия налоговой системы РФ и её характера.
Во втором разделе рассмотрены особенности построения налоговой системы РФ.
Введение……………………………………………………………………….…..2
1 Налоговая система РФ и ее основные характеристики………………………4
1.1 Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой
системы РФ………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность и функции налогов. Основные принципы налогообложения….7
2 Особенности построения налоговой системы РФ…………………………...11
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ ………………………….11
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динами-
ки и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2012 г.г……………………...16
2.3 Основные направления налоговой реформы………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.
Третий этап развития налоговой системы - это этап реформирования. В 1998 года была принята и с 1 января 1999 года вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами[5].
С 1 января 2001 года вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.
Налоговый кодекс Российской
Федерации - это единый, взаимосвязанный
и комплексный документ, учитывающий
всю систему налоговых
Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства[6].
1.2 Сущность и функции налогов. Основные принципы налогообложения
Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоговый кодекс РФ определяет
принципы построения налоговой системы,
взимания налогов, сборов, пошлин и
других платежей, а также права, обязанности
и ответственность
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:
− Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
− Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
− Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Все налоги содержат следующие элементы:
1.объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
2.субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
3.источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
4.ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
5.налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги бывают двух видов:
Первый вид – налоги на доходы и имущество:
1.подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
2.на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
3.налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами;
Второй вид – налоги на товары и услуги:
1.налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
2.акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
3.на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия[7].
Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы[8].
К основным принципам построения налоговой системы РФ следует отнести:
− принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
− принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ;
− принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства;
− принцип конституционности актов налогового законодательства;
− принцип гибкости налоговых платежей, как инструмент внешнеторговой и инвестиционной политики;
− принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня;
− принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами;
− принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом;
− принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;
− принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов;
− принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени;
− принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях;
− принцип социальной ориентированности налоговой политики;
− принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях.
Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную.
Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает «корзина».
Через фискальную функцию государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических, политических и социальных задач.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.
С помощью регулирующей функции осуществляются: регулирование спроса и предложения; стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп; развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование научно-технического прогресса.
Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства финансов РФ, Федеральная таможенная служба, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.[9].
2 Особенности построения налоговой системы РФ
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ
Построение налоговой
системы характеризуется
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства[10].
Налоговая система подвержена
постоянному изменению под
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.