Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы налоговой системы РФ в рыночной экономике. Структура курсовой работы выглядит следующим образом.
В первом разделе раскрываются понятия налоговой системы РФ и её характера.
Во втором разделе рассмотрены особенности построения налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..2
1 Налоговая система РФ и ее основные характеристики………………………4
1.1 Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой
системы РФ………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность и функции налогов. Основные принципы налогообложения….7
2 Особенности построения налоговой системы РФ…………………………...11
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ ………………………….11
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динами-
ки и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2012 г.г……………………...16
2.3 Основные направления налоговой реформы………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Титульный лист.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

           По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

           В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

           При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.

Акцизы на отдельные  виды товаров, плательщиками которых  формально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.

           Акциз – федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.

Поэтому в ст. 50 БК РФ к  налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров[11]. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ[12].

Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который  в БК РФ разделен на 4 вида налоговых  доходов федерального бюджета в  зависимости от вида полезного ископаемого  или места его добычи.

          Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.

Особое место в российской налоговой  системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются  как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

          При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

          Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.

          До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех видов местных налогов двадцать видов были необязательными. Как открытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.

          Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.

Так как в истории  российской налоговой системы был  четырехлетний период - этап неустойчивого  налогообложения, когда органам  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.

          Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Российская система  налогообложения в части соотношения  косвенного и прямого налогообложения  замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

        На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС – 40%, НДПИ – 32%, налог на прибыль организации – 6%, акцизы – 3% и т.д. Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения.

Исключительные особенности  имеет российская налоговая система  в части классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.

На сегодняшний день российскую налоговую систему можно  классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

          Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов. Но что, же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все - от предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Минфина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу, скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов. Далее предметами для критики выступают:

1.излишне фискальный характер налоговой системы;

2.отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);

3.низкое налогообложение имущества;

4.высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда;

5.низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше;

6.введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;

7.недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов;

8.низкое налогообложение природных ресурсов.

И этот перечень можно  продолжать еще долго. Наиболее радикальные  предложения сводятся к тому, что  налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую. Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий, Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике[13].

          К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики. И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно. Без острой необходимости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство.

 

2.2 Роль налогов  в формировании доходов бюджета  РФ, анализ их динамики и структуры в доходах бюджета РФ 2008-2012г.г.

 

          Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

          В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Налоги важнейшая форма  аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание  эластичности налоговой системы - непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

          Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

          Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

          Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений  в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы  налогов (например, прямых или  косвенных) в общей сумме доходов  бюджета;

- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций)  в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога  в общей сумме налоговых поступлений.

          Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности[14].

          В Приложении А представлена динамика налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации по основным налогам и видам доходов в 2008-2012 гг. в процентном отношении к ВВП. Необходимо отметить, что представленные в Приложении А данные включают в себя не только налоговые поступления, но и такие виды доходов бюджета расширенного правительства, как таможенные пошлины и доходы от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как в совокупности указанные виды платежей оказывают существенное влияние на величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Информация о работе Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения